Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»


Автор: Свиренкова Оксана Николаевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/dmPV/UT8UnqZ4N

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Краткое описание работы: Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

(Слайд 1)

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

(Слайд 2)

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом».

 (С. Михалков)

(Слайд 3)

 

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир. Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному городу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой.

(Слайд 4)

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Через народные песни, танцы, игры в детях воспитывается чувство патриотизма национальной гордости.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.   Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игре на русских музыкальных инструментах и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных  занятиях,   в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре  занимают народные праздники и традиции.

(Слайд 5)

«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери» Ю.Я.Яковлев

 

Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка дошкольника — это прежде всего воспитание любви и уважения к матери.  А как ждут дети праздник 8 Марта! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на музыкальных инструментах, танцуют, участвуют в играх аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками. Помимо этого, в ДОУ стало традицией отмечать День Матери в форме выставки. Где дети совместно с родителями изготавливаю различные изделия.   (Фото)

 

(Слайд 6)

Для ребенка Родина – это мама, близкие т родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями, его семья.  (Слайд 7)

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места с детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли. Дети с удовольствием поют песни про родных, дружбу, семью, детский сад. Они им особенно понятны и очень любимы. 

(Слайд 8)

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

А музыка, изобразительное искусство и художественное слово могут помочь взрослым в этом. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя. В ДОУ проводятся сезонные праздники посвященные празднованию «Нового года», «Осени», «Весны». (Слайд 9)

В ДОУ проводится множество праздников, связанных с патриотическим воспитанием детей. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями. Каждый временной цикл заканчивается тематическим праздником или развлечением.

(Слайд 10)

Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. (Слайд 11)

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Здесь мы раскрываем величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, возросшим в мирные годы. На музыкальных занятиях знакомим детей с патриотическими песнями тех времен и о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны. На празднике, посвященном Дню Победы дети «по – настоящему» играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные перестроения. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к Мемориалу, где чтим память героев – земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к памятникам.

(Слайд 12)

«В Душе и сердце Ребёнка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения …»

Ш.А. Амонашвили

(Слайд 13)

Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время. Там живут дети, маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. В этом мире они не одни. С ними рука об руку идем мы взрослые, опора, надежда, вера, для каждого маленького человека.

Маленькие, беззащитные, они верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас.

Мы, взрослые, тоже любим наших детей, не правда ли, и должны им это показать.

Любовь, взаимопонимание, доверие, важные качества, которые живут в стране «Детство».

(Слайд 14)

Россия – Родина для многих! Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности.