РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


Автор: Волова Наталия Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Краткое описание работы: В последние годы наше общество серьезно обеспокоено недостаточным уровнем культуры молодёжи. Размытость нравственных идеалов, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более младшего возраста.

В последние годы наше общество серьезно обеспокоено недостаточным уровнем культуры молодёжи. Размытость нравственных идеалов, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более младшего возраста.

Судьба будущего поколения России во многом зависит от того, с каким интеллектуальным и нравственным багажом оно будет идти по жизни. Проблема формирования и развития активной и творческой личности является одной из важнейших задач, как сточки зрения педагогической теории, так и точки зрения социальной педагогической практики.

Мы предполагаем, что это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Одним из путей решения данной проблемы, является обучение детей в школах искусства. Наблюдая за детьми, обучающимися в ДШИ, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, мы пришли к выводу, что дети, обучающиеся в школе искусств, более развиты во всех отношениях.

Развитие музыкальных способностей детей невозможно без формирования основ музыкальной культуры, привитие интереса, вкуса, представлений о красоте. А формирование музыкальной культуры невозможно без творческого подхода к слушанию и исполнению музыки. Музыкальная деятельность должна быть организована в тесной связи с развитием эмоциональной отзывчивости. Педагог может и должен решать актуальную проблему по формированию музыкальной культуры, художественного вкуса детей.

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. И  за это ответственность несут родители. Воспитывая с ранних лет способность, глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский». Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.

Мы рассматриваем профессию педагога-музыканта, обучение в школе искусств в широком социальном контексте. И считаем этому профессию социально значимой, не только, как специалиста узкого профиля, но и как возможного организатора новых образовательно-инновационных проектов.

Анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования и изучение обучающей деятельности  школы искусств позволил обнаружить ряд противоречий между:

- актуальностью развития  музыкальных способностей детей и отсутствием целенаправленной работы в  образовательном учреждении;

- потребностью развития  музыкальных способностей детей и недостаточной сформированностью у педагогов представлений о методах и способах развития  ребенка в образовательном процессе;

- наличием широкого педагогического опыта в области развития музыкальных  способностей и недостаточной его актуализацией в современном обществе.

Проблемой исследования является разрешение названных противоречий, которое состоит в изучении влияния обучения игры на инструментах на развитие музыкальных способностей.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития музыкальных способностей детей, посещающих музыкальную школу.

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей в процессе совместной работы педагога и родителей.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические основы проблемы развития музыкальных способностей.
  2.  Определить уровень развития музыкальных способностей детей.
  3.  Формирование музыкальных способностей в  процессе обучения игре на музыкальных инструментах.
  4. Выявить динамику развития музыкальных способностей детей в ходе экспериментального исследования

Гипотеза исследования – уровень развития музыкальных способностей у детей повысится, если:

- дети успешно освоят программу детской школы искусств, которая направлена на развитие музыкальных способностей;

- ребенок занимает активную позицию при обучение игре на инструменте;

- родители  тесно сотрудничают с преподавателями, со школой, активно участвуют в процессе обучения детей.

В целях практического изучения данной проблемы нами было проведено исследование на базе МКОУ Новохоперской ДШИ. В исследование принимало участие 26 детей в возрасте от 7 до 11 лет.

 Проведение экспериментальной работы предусматривало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе нами  использовался опрос родителей и детей, а также тестовая диагностика музыкальных способностей.

В ходе опроса  выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности: 45% детей предпочитают смотреть мультфильмы, 15% музыкальной деятельностью, 15% изобразительной деятельности, 25% предпочитают свободное время проводить за компьютером.

Итоги опроса родителей показали: 30% родителей посещают вместе со своим детьми концерты, в то время как остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника (в 80% случаев), с помощью которой дети регулярно слушают музыку вместе с родителями (так считают 50% родителей). Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в музыкально воспитании своих детей.

В результате проведенных диагностических тестах, было выявлено, что 38% детей обладают средним уровнем развития музыкальных способностей, 8% высоким уровнем, 54% низким уровнем.

Полученные данные поставили нас перед необходимостью проведения специальной работы, мы посчитали необходимым зачислить всех детей в детскую школу искусств, цель которой – развитие потенциальных музыкальных способностей у учащихся в процессе обучения игры на инструментах. В течение года дети обучались в школе искусств, изучали такие предметы как: специальность (играна инструменте), сольфеджио, ансамбль, подбор по слуху и т.д. В процессе обучения  у учащихся  развились такие способности как: вокально-интонационные, сольфеджирование и пение, чувства метроритма, музыкальное восприятие, творческие навыки, гармоническое развитие музыкального слуха, музыкальной памяти и т.д. Приобрели теоретические знания.

 Для того чтобы проверить эффективность формирующих воздействий, было проведено контрольное обследование детей.

Результаты опроса детей оказались следующими: 20% детей отдали предпочтение просмотру мультфильмов, 20% - рисованию, 40% - музыкальной деятельности, 15% - компьютерным играм.

Опрос родителей показал следующие результаты. 70% родителей стали посвящать больше свободного времени для прослушивания музыки с детьми. 50% вместе со своим ребенком посещают концерты. По остальным параметрам результаты практически не изменились.

Анализирую полученные данные по диагностическим тестам, мы сделали выводы, что уровень развития способностей вырос по всем показателям. Средний уровень развития музыкальности принадлежит 58% детей, высокий уровень 31%, низкие - 11%.

По завершению  работы нами была отмечена положительная динамика не только в развитии музыкальных способностей (чувство музыкального ритма, темпа и др.), но и в развитии психических функций в целом (памяти, внимания и т. д.).

 И здесь  хотим отметить, что ответственность за развитие ребенка ложится на преподавателя и родителей. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы.

В течение длительного времени  надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться  к достижению больших результатов.

Таким образом, гипотеза о том, что развитие музыкальных способностей у детей повысится в результате успешно освоенной детьми программы школы искусств и при тесном сотрудничестве родителей, педагогов и школы - подтвердилась. Задачи исследования выполнены.