«Развитие музыкальной памяти учащегося на примере сочинения И.С. Баха «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»


Автор: Котукова Галина Васильевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Развитие музыкальной памяти учащегося на примере сочинения И.С. Баха «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

Краткое описание работы: План урока: I. Организационный момент. II. Общее знакомство с пьесой И. С. Баха «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». III. Разбор произведения: форма, тональный план. IV. Работа по осмысленному запоминанию пьесы. Игра наизусть. V. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике Цель урока: Развитие музыкальной памяти учащегося. Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов. Задачи урока: Образовательные: • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащегося • Продолжить знакомство с музыкой И. С. Баха. • Познакомить с содержанием «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха. • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано • Научить грамотно читать нотный текст • Продолжить работу над осмысленным запоминанием пьес на память Развивающие: • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора • Развитие навыка игры на память • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха • Развитие чувства ритма • Развивать умение слушать и контролировать звучание. Воспитательные: • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке • Воспитание навыков самоконтроля • Воспитание культуры исполнения • Воспитывать чувство меры и стиля. Ожидаемые результаты урока: • Способность анализировать свою деятельность, применять полученные знания на практике, осуществлять выбор методов самостоятельной работы. • Осознание логики построения музыкальных фраз и структуры пьесы «Волынка» И.С. Баха. • Освоение навыков игры двухголосия. • Умение слышать штрих. • Повышение положительной мотивации в изучении полифонических пьес И.С. Баха.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Общее знакомство с пьесой И. С. Баха «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
  3. Разбор произведения: форма, тональный план.
  4. Работа по осмысленному запоминанию пьесы. Игра наизусть.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Тип урока:  Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике

Цель урока: Развитие музыкальной памяти учащегося.  Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащегося
  • Продолжить знакомство с музыкой И. С. Баха.
  • Познакомить с содержанием «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»       

          И. С. Баха.

  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Продолжить работу над осмысленным запоминанием пьес на память

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального

           кругозора

  • Развитие навыка игры на память
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развивать умение слушать и контролировать звучание.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры исполнения
  • Воспитывать чувство меры и стиля.

Ожидаемые результаты урока:

  • Способность анализировать свою деятельность, применять полученные        

          знания на практике, осуществлять выбор методов самостоятельной

          работы. 

  •     Осознание логики построения музыкальных фраз и структуры пьесы       

         «Волынка»   И.С. Баха.

  •     Освоение навыков игры двухголосия.
  •      Умение слышать штрих.
  •      Повышение положительной мотивации в изучении полифонических  

          пьес И.С. Баха.

 

 Проблемы запоминания произведения без его осмысления не должно существовать.  Следует сказать, что полное осознание произведения – это уже память. Ойстрах говорил: «если ученики нашли свой подход к замыслу сочинения, характерный штрихи, аппликатуру «звуковой фон» и т.д., то произведение уже стало их достоянием, и проблема механического заучивания исчезает.

В эпоху информационного взрыва осмысленное управление   процессом запоминания стало особо актуальным.  

Анализ осмысленного запоминания   разберем с учеником 2-го класса Покулитым Толей на примере сочинения И .С. Баха «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».

На первых порах обучения необходимо знакомить детей с музыкой И. С. Баха во всех доступных формах .Начинать с «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Лёгкие полифонические пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» - ценнейший материал, который активно развивает полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля и формы. Маленькие шедевры, которые вошли в «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах» предназначались для домашнего музицирования и обучения детей игре на инструменте. Одна из пьес этого сборника «Волынка». Волынка – это народный инструмент, который был распространён во многих странах мира. Представляет собой воздушный резервуар - мех из шкуры козла, в который вставлены 2 – 3 игровые трубки и одна для нагнетания воздуха. Игровые делятся на мелодическую с отверстиями и 1 – 2 аккомпанирующие (бурдонные). При игре на волынке мелодию, выдуваемую на трубке, сопровождает бурдон – постоянно звучащий тон (органный пункт). Волынка часто сопровождала народные танцы. Иногда волынщик пел под аккомпанемент гудящих трубок или перемежал пение с игрой.   

После общего знакомства с пьесой необходимо объяснить ученику, что эта пьеса написана в простой III-х частной форме. Отметить части: I, II и III-это смысловые опорные пункты для памяти. Умение начинать произведение со многих опорных пунктов обеспечивает ясный охват всего произведения в целом и приводит к большей уверенности игры. Действительно, для того чтобы уметь без затруднения начать игру с того или иного опорного пункта, нужно:

  • уметь быстро и сокращенно представить себе весь ход произведения;
  • уметь в данном пункте быстро конкретизировать игровые образы и усилием воли включить точный ход движений.

Умение играть с опорных пунктов без особого труда достигается в том случае, если ученик, научившись играть произведение целиком на память, не прекращает проигрывать на память и отдельные участки.

Ученику следует напоминать, что после того, как он выучил произведение на память, надо постоянно возвращаться к занятиям по нотам, продолжая его изучение. Только таким путем можно глубоко вникнуть в музыкальное содержание произведения.

Изучение баховских сочинений это прежде всего большая аналитическая работа. И как показывает практика без предварительной умственной и психологической подготовки изучение полифонии приносит мало пользы.

Анализируем форму каждой части.

 I часть - период, состоящий из 2- х фраз. Необходимо, чтобы ученик с самого начала ясно представлял себе тональный план, в котором написана пьеса (D-dur). Это поможет ему выучить наизусть такие эпизоды произведения, как например поступенное нисходящее движение одного и того же мотива в партии правой руки напоминающий наигрыш волынки, начинающееся с Д (5 ступени) и ломаной октавы в левой руке, имитирующей гуденье волынки. Важно, чтобы ученик понял и запомнил этот мотив как фрагмент «Ре» мажорной гаммы, тоника которой в партии левой руки.

Следующий мотив осмысливается, как унисонное движение в партиях обеих рук, начинающееся с 3-й ступени тонического трезвучия. 2-я фраза - повторение первой. Различие находим лишь в заключительном такте.

II-часть «Волынки» начинается в тональности  D (А-dur) и имеет сквозное развитие.  5-й такт уходит в тональность Д (Е-dur). Левая рука - Т через октаву, а правая рука построена на скачкообразных движениях от Т к VII-ой ступени и от VII-ой ступени к Т, с  дальнейшим опеванием VII-ой ступени. Необходимо обратить внимание ученика на синкопированную ноту (VII-я ступень). Заканчивается II часть, как и начиналась, в тональности Д (A-dur )

III часть полностью повторяет материал I части.

Затем, с целью проверки, предлагаем ученику воспроизвести выученное наизусть за фортепиано, но перед этим можно попросить ученика мысленно, без нот и инструмента, повторить каждую выученную часть.

Стиль И. С. Баха отличает точный, активный, сосредоточенный ритм. Ученикам со слабым чувством ритма, чтобы лучше почувствовать чёткость и активность ритма пьесы полезно работать над ритмом отдельно.

1.Прохлопать или простучать ритмический рисунок фразы в каждом голосе отдельно.

2. «Проиграть» чётко и медленно на закрытой крышке инструмента.

3. Простучать оба голоса разными руками одновременно.

Необходимо обратить внимание на динамику. Ученику следует знать, что музыке И.С. Баха чужды вялость, размягчённость. Здесь следует остерегаться сентиментальности. Способ извлечения звука должен быть всегда собранным, крепким, даже пиано не должно быть расплывчатым.

Такая работа над музыкальным произведением позволяет даже ученику со средними музыкальными данными выучить это произведение в короткий срок.

 

Домашнее задание:

-  Продолжать работу над произведениями с учетом поставленных    на уроке     задач.

- Отработать II часть .

- Закрепить наизусть пьесу «Волынка».

 

Список использованных литературных источников

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» уч. пособие,- М.:»Советский композитор», 1986
  2. Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением», 4-е издание, М., 1981
  3. Коган Г. «У врат мастерства»-М.: Классика-XXI, 2004, с. 136
  4. Корто А. «О фортепианном искусстве», Статьи, документы, материалы, М.:1965
  5. Милич Б. «Воспитание ученика пианиста», М.: Кифара, 2002, с. 184
  6. Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», М,: Классика-XXI, 2001, с. 176