Методическая разработка мероприятия «В гости к матушке-весне» для детей подготовительной к школе группе


Автор: Галина Васильевна Арутюнян

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Методическая разработка мероприятия «В гости к матушке-весне» для детей подготовительной к школе группе

Краткое описание работы: 2022 г. Методическая разработка мероприятия Форма работы: тематический музыкально-¬литературный праздник для детей подготовительной к школе группе 6-7 лет. Тема мероприятия: «В гости к матушке-весне». Цель: создать предметно ¬развивающие и творческие¬ условия, способствующие обогащению эстетических чувств дошкольников, возникших под влиянием красоты и торжественности, созданных в атмосфере весеннего праздничного настроения. Задачи: образовательные: • расширять представления детей о весне как времени года, о весенних явлениях природы, о бережном и чутком отношении к ней; • обогащать интеллектуально-духовную сферу детей впечатлениями красоты, радости, любви к природе; • знакомить с произведениями известных композиторов; воспитательные: • прививать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы; • воспитывать любовь к природе, родному краю, к своему народу, к его традициям; • формировать активную личностную позицию к участию в празднике; • формировать эмоционально¬ положительное отношение между сверстниками; развивающие: • развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения; • развивать певческие и танцевальные способности; • развивать творческие способности в коллективной деятельности.

 

Форма работы: тематический музыкально-­литературный праздник для детей подготовительной к школе группе 6-7 лет.

Тема мероприятия:  «В гости к матушке-весне».

Цель: создать предметно ­развивающие и творческие­ условия, способствующие обогащению эстетических чувств дошкольников, возникших под влиянием красоты и торжественности, созданных в атмосфере весеннего праздничного настроения.

Задачи:

образовательные:

  • расширять представления детей о весне как времени года,  о весенних явлениях природы, о бережном и чутком отношении к ней;
  • обогащать интеллектуально-духовную сферу детей впечатлениями красоты, радости, любви к природе;
  •  знакомить с произведениями известных композиторов;

воспитательные:

  • прививать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы;
  • воспитывать любовь к природе, родному краю, к своему народу, к его традициям;
  • формировать активную личностную позицию к участию в  празднике;
  • формировать эмоционально­ положительное отношение между сверстниками;

развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
  • развивать певческие и танцевальные способности;
  • развивать творческие способности в коллективной деятельности. Основные термины и понятия: признаки весны, весенние месяцы.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся определять главные признаки весны.
  • У дошкольников совершенствуются навыки декламировать стихи, исполнять песни и танцы.
  • Дети приобретут новый творческий опыт.
  • У воспитанников совершенствуются умения следовать правилам нравственного поведения, сформируется потребность в совместной деятельности со сверстниками.
  • У дошкольников совершенствуются эстетическая отзывчивость на красоту весенней природы, музыкальные произведения.

           Оборудование:

  1. Цветы, венки из цветов, 2 клетки, птицы и кораблики из бумаги, сложенные детьми с помощью техники «Оригами», береза, шапочки цветов; костюмы скворца, месяца мая, весны, пчелок, фланелеграф, кроссворд, буквы.
  2. Фонограммы с произведениями:

- «Вальс» Ф. Шопен,

- «Подснежник» П. Чайковский,

- «Жаворонок» П. Чайковский,

- «Сладкая греза» П. Чайковский,

- «Белые ночи» П. Чайковский,

- «Вальс №6» Ф. Шопен,

- «Полет шмеля» Н. Римский-Корсаков,

- «Бабочка» Э. Григ,

- «Звуки природы»,

- «Пение птиц»;

3. Нотные приложения:

- «Лесная песенка» муз. Н. Луконина, сл. Л. Чадова,

- «Идет весна» муз. В. Герчик, сл. Пришельца,

- «Хорошо у нас в саду» муз. В. Герчик, сл. Пришельца,

- «Дождь пойдет по улице» муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова,

- «Травушка-муравушка» муз., сл. З. Роот,

- игра «Птицы летят» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова и О. Москвичева;

Действующие лица:

Взрослые. Ведущий, Веснянка.

Дети. Скворец, май, пчелки, цветы.

Техническое оборудование.  Магнитофон, диски с музыкальными произведениями.

Предварительная подготовка. Дети  готовят птиц и кораблики из цветной бумаги, сложенные с помощью техники «Оригами».

Подготовка музыкального зала к мероприятию. На центральной стене, на дальнем плане - лес, на переднем плане - ручей, проталины, муравейник, пеньки с подснежниками. В верхней части стены - ласточки, солнце, облака. Около центральной стены: две березы со скворечниками. У берез, на полу зеленый ковер. На ковре цветы.

 

Сценарий праздника

         Звучит пьеса «Подснежник» муз. П. Чайковского, в музыкальный зал входят дети с цветами в руках и  выстраиваются полукругом.

          Ведущий с подснежниками в руках обращается к детям.         

                            В лесу под березой

Подснежник проснулся,

Качнул лепестками,

Вокруг оглянулся.

Подснежник, подснежник,

Красив твой наряд,

Подснежника тонкий

В лесу аромат.

Весна тот подснежник

Для нас подарила

И праздник улыбкой

Своей озарила.

«Скорей собирайтесь!» -

Кричим детворе,

Концерт начинаем

О милой весне.

Ведущий. Сегодня на празднике, ребята, мы поговорим о весне, о ее признаках, поиграем в игры, споем песни и потанцуем, познакомимся с первыми вестниками весны - гостями праздника.

1 ребенок.         Весна – это я,

                           Весна – это ты…

2 ребенок.         Весна – это солнце,

                           Это наши цветы!

3 ребенок.          Весна – это радость во всех городах,

                           Весна – это песня на всех языках.

Ведущий.          Так давайте веселиться,

                          Петь, смеяться и с весной кружиться!

Дети исполняют «Танец с цветами», вальс Ф. Шопена.

Дети стоят хаотично в музыкальном зале.

1 ребенок.         Воздух свеж, небо чисто,

                          Светит солнышко лучисто,

                          Все проснулось ото сна

                          Разбудила всех весна.

2 ребенок.         Эту песенку весна

                          Нам в подарок принесла

                          Раздала ее ручьям

                          И полям и тополям.

Дошкольники исполняют песню «Идет весна» муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца.

Дети перестраиваются в группы по 4 человека.

Ребенок.           Вчера веселый дождь, смеясь,

Шумел, сверкая над лугами,

Играло солнце, золотясь

Его прозрачными сетями,

И вот сегодня у окна

Вся легкая и голубая

Смеется девочка-Весна,

С весною поздравляя.

Дети исполняют песню «Дождь пойдет по улице» муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова, затем садятся на стульчики по обеим сторонам музыкального зала.

Ведущий. Я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Весенние приметы». Я буду говорить фразы. Если вы считаете, что то, о чем в них говорится, можно отнести к признакам весны,- похлопайте в ладоши, если нет- потопайте ногами по полу. Внимание!

-     Прилетают птицы с юга. (Хлопаем).

-     Бушует листопад. (Топаем).

-     Набухают почки на деревья. (Хлопаем).

-     Выпадает первый снег. (Топаем).

-     На реках начинается ледоход. (Хлопаем).

-     Собираем первые грибы. (Топаем).

-     День становится длиннее, а ночи-короче. (Хлопаем).

-     Идет уборка урожая на полях, в садах, огородах. (Топаем).

Ведущий.    Молодцы ребята! Вы очень хорошо знаете признаки весны.

                    Громко птицы распевают –

                    Все весну-красну встречают.

Ребята, какая птица на крыльях весну несет! Отгадайте загадку.

– Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)

Выходит ребенок-скворец и исполняет танец под муз. П. Чайковского «Жаворонок».

Скворец.           Весна- Веснянка к вам  меня прислала,

Быть к вам в гости обещала.

Вы должны ее позвать,

Вслед за мною повторять:

                          - Весна-красна, иди сюда!

Дети повторяют слова:  - Весна-красна, иди сюда! Входит Весна.

Весна.                  - Здравствуйте, друзья!

А вот и я – Весняночка - Весна!

Знаю, ждут меня повсюду,

Всем на свете я нужна,

Приношу я радость людям,

Ведь недаром я – Весна!

Весна.  Весной, когда появляется яркое солнышко, все дети водят хороводы. Приглашаю вас в хоровод со мной.

Дошкольники выполняют хоровод «Травушка-муравушка» (девочки) муз. и сл. З. Роот.

Весна.                   Хорошо живете,

Танцуете, поете!

Из-за моря вереницей

К нам домой вернулись птицы.

Отгадайте загадки о птицах.

1. Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (грач).

2. Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий …. (дрозд).

Входят 2 ребенка с клетками в руках, в них – бумажные птицы  по количеству мальчиков.

1 ребенок.        Разве может птица в клетке жить?

                          Птице нужно  с волюшкой дружить,

2 ребенок.         В небо синее взлетать,

                           С песней зорюшку встречать.

Весна. Наши птички предлагают мальчикам поиграть в музыкальную игру «Птицы летят». Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова и О. Москвичева.

Дети открывают дверцу в клетках, и каждый мальчик берет по одной птичке.

По окончании игры мальчики прикрепляют птиц на веточки березы под фонограмму пения птиц.

Весна.               Ждет нас в гости друг зеленый,

                          Ждут березки, липки, клены,

                          Травы, птицы и цветы

                          Небывалой красоты,

                          Сосны, ели до небес,

                          Друг зеленый, это…(лес!).

Ведущий.          Только кто нам  путь укажет,

                          Кто дорогу в лес покажет?

Весна. Если вы мне поможете выполнить задание, то мы узнаем, с кем мы отправимся в путешествие по лесу. Назовите  весенние месяцы:

  1. Ручейки бегут быстрее,
    Светит солнышко теплее.
    Воробей погоде рад
    - Заглянул к нам месяц ...(март)
  2. В ночь - мороз,
    С утра - капель,
    Значит, на дворе ...(апрель)
  3. В белый цвет оделся сад,
    Пчёлы первые летят.
    Гром грохочет. Угадай,
    Что за месяц это? (май)

Звучит пьеса «Май» («Белые ночи») П. И. Чайковского. Входит месяц Май – ребенок.

Май.                   Я – Май!

Я среди весенних братьев

Третий месяц, самый младший!

В лес весенний приглашаю,

Соком вешним угощаю,

Рад сегодня я гостям,

Моим маленьким друзьям!

Весна.                Зашагаем друг за другом,

   Полем и весенним лугом!

Под «звуки природы» дети идут «змейкой» по залу за Маем. Приходят к центральной стене на зеленый ковер, украшенный цветами.

Май.                   Мы пришли в зеленый лес,

                           Смотрит солнышко с небес,

                           Аккуратно нужно сесть,

                           Чтоб цветочки не задеть!

Дети садятся на ковер. Звучит музыка П. И. Чайковского «Сладкая греза», на фоне которой дети читают стихи.

1 ребенок.        Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

2 ребенок.       Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

3 ребенок.       Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и вьюнки.

Май.                Храню еще чудес немало,

                        Я показать их вам готов.

                        Хочу, чтоб здесь светлее стало

                        От майских радужных цветов.

Выбегают девочки в разноцветных шапочках цветов, исполняют «Вальс цветов» под Вальс №6 Ф. Шопена. По окончании танца дети садятся на стульчики.

Выбегают две девочки-пчелки под музыку «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.

Весна.              А вот и пчелки прилетели

                         На цветы они присели.

                         Поверху летают,

                         К цветам припадают.

1 пчелка.          Собираем мы нектар,

                         Меда вешнего отвар.

2 пчелка.          Есть у пчел одна забота –

                         Наполняем медом соты.

Весна.               А цветы-то, а цветы

                         Ароматны и нежны.

                         Пчелки, пчелки вы летите

                         И цветочек свой найдите.

                         Кто из пчелок готов

                         Найти себе цветок?

Весна. Приглашаю вас поиграть в игру «Пчелки и цветы».

Муз. Э. Григ «Бабочка».

После игры дети садятся на стульчики.

Весна.               Вы цветы мои узнали? О них загадки загадаю!

1. Золотое солнышко прямо у дорожки,

Листья-треугольнички на зеленой ножке.

Озорной веселый мальчик –

Это желтый …(одуванчик)

2. На лесной поляне ранним майским утром

расцвели горошины белым перламутром.

Нежные, пахучие, в капельках росы,

Скромные посланники девицы-весны. (Ландыши)

Весна.             Все мои цветы узнали,

                        Все загадки отгадали.

                       Что же, дети, так и быть,

                        Буду с вами я дружить!

                        Вы с природою дружите,

                       Дружбой с лесом дорожите!

Дети исполняют песню «Лесная песенка» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой.                

Май.                 Прощайте, дети! Мне пора,

                         Черед не мой теперь.

                         Стоит июнь уж у двора,

                         Стучится лето в дверь.

                       Машет детям рукой и  уходит.

Весна.  Для вас, ребята, пословицы народные я принесла. В пословицах народ рассказывает нам о главных событиях, происходящих весной.

  • Весна красна цветами, а осень — пирогами.      
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.

А вы, какие пословицы о весне знаете? Расскажите нам.

Дети.

  • Потрудись весной – сытым будешь зимой.
  • Красна весна цветами, осень - снопами.
  • Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весна.              Ну, спасибо вам, друзья,

                         Вы так порадовали меня.

                         А теперь пойду я, дети,

                         Много дел на белом свете! (Уходит).

Ведущий. Ребята, вспомните, с кем вы сегодня встретились на празднике.

Дети называют: май, Весна-веснянка, лес, пчелки, птицы, цветы.

 Ведущий.     Наш весенний праздник подошел к концу.

                       А теперь нам, детвора,

                       В детский сад идти пора.

                       Ждут нас ручейки и кораблики.

Ведущий на подносе выносит кораблики из бумаги и раздает детям.

Звучит песенка «Хорошо у нас в саду» муз. В. Герчик, сл. А Пришельца.

Дети уходят на группу.

Литература

 

  1. Горькова Л., Губанова Н. Праздники и развлечения в детском саду. Серия: Дошкольники. Учим, развиваем, воспитываем. ВАКО, 2007г.
  2. Зацепина М, Антонова Т. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. "Мозаика-Синтез", 2006г.
  3. Карбушина  М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. Издательство: Сфера, 2005 г.
  4. Лапшина Г. Календарные и народные праздники в детском саду. «Весна», выпуск 2. Издательство: Учитель, 2009г.
  5. Луконина Н, Чадова Л. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. Изд. 3-е/ 4-е; серия: Внимание: дети! 2006 г.
  6. Мищенкова Л.В. Тесты, кроссворды, загадки и развивающие задания: для детей 8-10 лет /Л.В. Мещенкова; худож. А.А. Селиванова.-Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.
  7. Роот З. Музыкальные сценарии для детского сада. Серия: Детский праздник. Издательство: Айрис-пресс. 2006.