"Работа над ансамблем в классе фортепиано"


Автор: Светлана Анатольевна Соловей

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

"Работа над ансамблем в классе фортепиано"

Краткое описание работы: Работа над ансамблем в классе фортепиано.

Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре сочиняли почти все композиторы. Это были ансамбли, предназначенные для домашнего музицирования, интенсивного обучения и концертных выступлений. Ансамблевое музицирование – одна из форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра в ансамбле способствует формированию широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей учащихся. Умения и навыки помогают учащимся в занятиях по теоретическим дисциплинам, в овладении непосредственной игрой на фортепиано, а также закаляет характер. Наиболее интересным и увлекательным занятием, является игра в ансамбле учитель – ученик. Первоначальным материалом для ансамбля могут служить уже накопленное сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам, фольклорные песни из сказок, скороговорки, загадки и пр. Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, расположением нот, с диапазоном инструмента; осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также приобретает первоначальные игровые навыки на фортепиано, таким образом, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. При умелом подборе репертуара, у учащихся будет рождаться уверенность в своих возможностях, будет активизироваться рабочий процесс и интерес к исполняемому произведению. Радость и удовольствие от совместного музицирования – залог устойчивого интереса к этому виду искусства. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на художественном высоком уровне, чем работать над одной сложной, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Следует часть урока посвящать чтению с листа несложных произведений. Синхронность является первым техническим требованием игры в ансамбле. Единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса, является результатом правильной работы над синхронностью. Еще одним из важных этапов в работе, работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. В сфере фразировки одним из самых действенных выразительных средств является динамика. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыкального произведения, его эмоционального содержания и конструктивные особенности формы. По-разному поставленные логические акценты меняют смысл музыкального произведения. Работая над динамикой, не следует забывать и о других средствах выразительности. Одним из основных признаков художественной завершенности музыкального произведения является синхронность, слаженность, равновесие, а также соотношение частного с общим и наоборот, в результате чего устанавливается целостное восприятие формы. Главным показателем эффективности процесса обучения служит конечный результат. Для учащегося это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат, повысить интерес и самооценку, передать свое отношение к музыке, наполнить игру смыслом созданным им самим. Таким образом, игра в ансамбле помогает музыканту преодолевать присущие ему недостатки: умение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.