Музыкотерапия при работе с детьми с ОВЗ


Автор: Громова Оксана Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Музыкотерапия при работе с детьми с ОВЗ

Краткое описание работы: Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей ,страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это своего рода лекарство. Необыкновенное лекарство.

Музыкальная терапия с успехом может быть использована  в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может влиять на настроение, являться мощным средством снятия эмоционального перенапряжения, помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы,  справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.

Как правило основными направлениями коррекционного действия музыки являются:

  • Развитие навыков межличностного общения;
  • Регулирование эмоционального состояния;
  • Развитие эстетических потребностей.
  • Повышение социальной активности;

Музыкальное воспитание в детском саду, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности). В рамках педагогического процесса музыка позволяет сопровождать детей на  занятиях, режимных моментах. Музыкальное сопровождение основывается, прежде всего, на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому умение дошкольников эмоционально откликаться на музыку и адекватно воспринимать различные музыкальные произведения является важным показателем.

Различная по характеру музыка по-разному сказывается на детях. Задорный, веселый характер музыки вызывает двигательную реакцию у гиперактивных детей. Спокойная классическая музыка настраивает на отдых, оказывает благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным, и замкнутым, аутичным

Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти), классические произведения. На уменьшение чувства тревоги и неуверенности влияют мажорные мелодии.

Тематика музыкальных произведений, которые я применяю в работе включает:

  • Звуки природы;
  • Звуки природы в сочетании с музыкой;
  • Произведения классической музыки В. Моцарта, И. Баха, А. Вивальди, Ф. Штрауса, П. И. Чайковского;
  • Произведения композиторов-профессионалов в музыкотерапии.

 

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

 

– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.

 Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.

– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

  

- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.