Открытый урок с учащейся 1 класса Щербининой Юлией на тему:"Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано"


Автор: Светлана Анатольевна Соловей

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Открытый урок с учащейся 1 класса Щербининой Юлией на тему:"Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Краткое описание работы: Развитие метроритмической пульсации на начальном этапе обучения игре на фортепиано

 
Цель: формирование метроритмических представлений у учащихся в ходе обучения игре на фортепиано.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Развивающая:

  • развитие метроритмических и двигательно–моторных навыков, необходимых для игры на фортепиано;

Обучающая:

  • изучение основных элементов музыкальной грамоты, необходимых для освоения метроритмической структуры музыкальных произведений;

 

Воспитательная:

  • воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.

 

 

Использование педагогических технологий:

1. Технология проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.

2. Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием  эффективного обучения должна быть система.

Методы развивающего обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом.

3. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным.

 

4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции. 

 

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая разминка.
  3. Проигрывание гаммы разными длительностями.
  4. Работа над произведениями.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

 

 

Ход урока      

Проблема развития музыкального чувства метроритма у детей всегда была актуальной в трудах выдающихся музыковедов, музыкантов-педагогов, психологов: Б.В. Асафьева, А.Д. Артоболевской, Л.А. Баренбойма, Э. Ж.- Далькроза, А.Н. Зиминой, Е.В. Назайкинского, А.А. Николаева, К. Орфа, В.Г. Ражникова, Ш. Сузуки, И.Э. Сафаровой, К.В. Тарасовой и др. Метроритмическое чувство, по мнению многих авторов, лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Большинство современных ученых считают, что чувство музыкального метроритма у каждого человека является врожденным. Поэтому все проблемы с недостатком музыкальной способности, именуемой «чувством ритма», указывают лишь на неправильно выбранный критерий в воспитании метроритмического чувства у детей. В современной музыкальной психолого-педагогической литературе метроритмическое чувство рассматривается в тесной взаимосвязи с интонационно-ладовым слухом, поскольку выполняет вместе с ним эмоционально-выразительные, содержательные и коммуникативные функции музыкального искусства.

Общий тонус музыкального высказывания, отраженный в артикуляции, в характере музыкального движения, а также в его темпе, энергийном наполнении – все это принадлежит компетенции как интонационно-ладового слуха, так и чувства метроритма. При этом в музыкально-педагогических кругах распространено мнение, что, в отличие от интонационно-ладового слуха, чувство метроритма в значительно меньшей степени поддается воздействию и воспитанию. Отчасти причина в том, что современное музыкальное образование существует в рамках европейской классической музыкальной культуры, в основе которой – обучение нотной грамоте. Если в фольклоре музыка рождается в устном музицировании, то нотно-письменная европейская традиция «идет» от противного – сначала нотная запись, а потом отражающая ее музыка. В устных музыкальных культурах без прекрасного чувства метроритма невозможно накопить тот музыкальный материал, который станет фундаментом собственного творчества. В системе классического европейского музыкального образования развитие метроритмического чувства построено на обучении детей арифметически различать ритмические схемы, написанные в нотах. При этом ритм может быть понятен и верно прочитан, но при исполнении не прозвучит подлинный нотно-ритмический текст, а получится приблизительное воспроизведение определенных соотношений длительностей. Неточность воспроизведения ритмической стороны музыкального произведения при арифметическом ее прочтении связана с психологической природой метроритмического чувства, истоки которой в слуходвигательной координации, когда звук пробуждает движение.

На протяжении тысячелетий человек воспринимает ритм как коллективно-организующее начало, и, заслышав ритм, он невольно подчиняется ему, ориентируется на него в своих движениях. В исследованиях современных психофизиологов М. Станкова, С. Спилбери, Д. Муг, Д. Левитина, У. Белуджи подтверждена теснейшая связь чувства метроритма с телесной моторикой человека, на которую указывал еще российский психолог Б.М. Теплов. Музыкальный метроритм переживается только в движении и через него; без непосредственного «подключения» к метроритмическому ощущению, только умозрительным путем ни распознать, ни запомнить соотношение временных пропорций музыкальных звуков невозможно. Следовательно, наиболее значимым фактором развития чувства метроритма является не столько арифметическое различение длительности звуков, сколько двигательное ощущение силы, скорости и общего характера временного хода музыкального движения. В педагогике основополагающим учением о двигательной природе метроритмического чувства является ритмическая система воспитания швейцарского педагога, композитора, общественного деятеля Э.Ж.- Далькроза. Важность его учения заключается в раскрытии психофизиологической природы двигательных функций человека, что способствует не только развитию музыкального слуха, но и мышечномоторного чувства метроритма.

Отмечая моторную природу метроритмического чувства, Б.М. Теплов писал, что движения как таковые ещё не образуют музыкально-ритмического переживания, хотя и являются органическим компонентом, необходимым условием его возникновения. Это обусловлено тем, что метроритм в музыке – носитель определённого эмоционального содержания. Следовательно, чувство метроритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б.М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» .

Таким образом, чувство музыкального метроритма – явление комплексное, включающее в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание метроритмической стороны музыкальных произведений. Наряду с интонационно-ладовым слухом, чувство метроритма является фундаментальным в комплексе музыкальных способностей, позволяющим эмоционально-осознанно воспринимать и воссоздавать музыкальные образы.

       Музыка - искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени. Темп и пульс музыки - понятия взаимосвязанные. Как идёт человек? Спокойно, и пульс спокойный; бежит человек, темп быстрый и пульс стучит у него быстро. Музыка живая и у неё есть тоже пульс, как у человека. Здоровый пульс здорового человека бьётся ровно, но в связи с переживаниями меняется. Кажется просты понятия темпа, метра, ритма в музыки, но всё же требуется дальнейшее уточнение терминологии.

ТЕМП  -  скорость движения, с которой исполняется музыкальное произведение.

МЕТР - равномерное чередование сильных и слабых долей в такте, размер которого обозначается на нотоносце цифрами около ключа.

РИТМ - соотношение длительностей звуков в музыкальной фразе; соотношение музыкальных фраз и более крупных построений в произведении.                                                                              

Ритм должен приближаться к метру, походить на «здоровый» пульс, чтобы длительность четверть (среднее арифметическое) оставалась в точности равной указанному первоначально метроному. Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач. Схематический нотный текст в метре это всё же условность. Жизнь ритма нужно рассматривать как жизнь во времени.

С начинающего ученика нужно требовать музыкальный ритм, как точную нотную запись. Нотно-ритмическая запись должна быть основой построения «живого» ритма. Ещё до исполнения, в разборе произведения, необходимо разобрать простой и сложный ритм данной записи, но обязательно говорить о различии между ритмом в нотной записи и ритмом музыки в процессе исполнения. При изучении важно соблюдение тактовой сети с расположением сильных и слабых долей. Важно мысленно распределить опорные доли и слабые. У начинающего ученика необходимо развить внутреннее художественное чутьё. Нужно воспитывать некую «дирижерскую палочку», которая указывает долю такта, метрическую меру звучания. Важно изначально уметь воспроизвести музыкальный образ на метрической пульсации. Исполнитель должен дать слушателю ощущение правильной пульсации ритма – это главная задача.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов, музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Весьма категорично, например, высказывался по данному поводу А. Б. Гольденвейзер: «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом».

В чем суть и происхождение этих трудностей? Прежде всего в том, что в комплексном раздражителе, каковым является звук, длительность - компонент более слабый (неопределенный), сравнительно с высотой - компонентом более сильным (определенным). Последняя, т. е. высота, в принципе всегда может быть достаточно чётко зафиксирована, чем и предопределяется точное местоположение того или иного звука на нотном стане; что же касается продолжительности звука, его “жизни во времени”, то это поддается лишь более или менее относительной (чтобы не сказать - условной) фиксации. Мы ничем не можем измерить длительность звуков, помимо своего непосредственного ритмического чувства. Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Принимая во внимание объективные трудности ритмовоспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности - понятие “динамическое”.

Метр – это некая опора и прочная фиксация, в которой живёт подлинное движение музыки, одушевлённая интерпретация. Музыкальный метр - средство условных нотных величин, равномерное чередование сильных и слабых долей в такте. Метроритм - музыкальная пульсация. Метроритм, трактуемый как понятие обобщенное, соотносящееся со всеми сторонами музыкального движения, выдвигает перед исполнителем задачи первостепенной художественной важности и сложности. Здесь, по словам Моцарта, “самое нужное, самое трудное и самое главное в музыке.... ”. Этим определяется место и значение работы над метроритмом в комплексном музыкально-ритмическом воспитании. Привнося в музыку тот или иной эмоциональный колорит, сообщая ей ту или иную экспрессию, метроритм имеет самое непосредственное отношение к исполнительской лепке звукового образа. Найден верный метроритм - и произведение оживает под пальцами интерпретатора; нет - и поэтическая идея может оказаться деформированной, а то и полностью искаженной. “Известно, — писал В. Стасов, — что в музыкальном исполнении от изменения движения совершенно изменяется смысл и физиономия сочинения до такой степени, что самую знакомую вещь услышишь точно что-то чужое, незнакомое”.

                        

Организационный момент

Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер, тому раскроется мир музыкального искусства. Сейчас я дам определение одному из основных средств выразительности - ритму.

Человек живет, пока стучит его сердце. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда мы болеем, приходит врач, и он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме, и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.

Музыка тоже живая. У нее есть сердце и пульс как у человека, в музыке все подчинено времени, как и в жизни. Представьте, что было бы, если у нас не было бы времени? - опоздание на работу, в школу, в детский сад и т.д.

 Музыка - искусство временное. В ней все подчинено времени.

Промаршируй под музыку.

1 раз играю ровно, 2- замедляю и ускоряю. Получается смешной танец.

3 раз – играю ровно. Задание: простучать пульс.

В музыке всегда присутствует ритм. Ритм – это чередование долгих и коротких звуков. Когда отстукиваешь каждый звук песни, ты исполняешь ее ритм.

.

Антон Рубинштейн говорил: “музыке необходимо учить ребенка в раннем возрасте, независимо от степени его одаренности и даже в том случае, когда у него не обнаруживается в начале заметной тяги к музыке. Секрет заключается в способности педагога не отрывать детей от естественной для их возраста игровой фазы”.

Теоретическая разминка   

Обрати внимание, мы измеряем все, что нас окружает. Год измеряется месяцами, месяц измеряется днями, дни - часами, часы - минутами; дороги - километрами; конфеты - килограммами; вода - литрами и т.д.

Игра “Давай измерять нотные длительности”

Проговаривая вслух “раз и”, “два и”, и если громче выделить - раз, а тише - два, то ты услышишь пульс сильной и слабой доли - этот пульс называется метром.

Метр в нотном письме записывается цифрами при ключе/после ключевых знаков. Эти цифры называют размером. Со словами размер мы встречаемся повсюду: размер обуви, размер платья. В музыке это равномерное чередование сильной и слабой доли.

Какие ты знаешь музыкальные размеры?

Возьмем простые музыкальные размеры: 2/4; 3/4.

 Если размер 2/4, то пульс равен четверти и их две. А в четверти сколько может жить нот?

 

2/4; Имеет одну сильную долю, одну слабую.

3/4. Имеет одну сильную долю, две слабых.

 

В ритме главной единицей измерения следует считать четвертую ноту, это и есть самая главная, самая важная ритмическая фигурка, как в шахматах - королева.

Сейчас мы покажем на инструменте длительности нот.

Игра “Отряды - звукоряды”

В этой игре будем проигрывать гамму  соль мажор.

1) В этом звукоряде половинки идут неуклюже, как медвежата, переваливаясь с ноги на ногу.

2) В этом отряде - “четверти”
Идет по лесу лиса - “четверть”.
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост.

3) В этом отряде - “восьмушки”.
Веселый зайка - “восьмушка”.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.

Ритмо-стиховое воспитание

1) Прочти стихи и подумай, в какой длительности разворачивается картинка поэтического мира.

2) В музыке всегда присутствует ритм.

Когда отстукиваешь каждый звук - ты исполняешь ритм.

Проговори - простучи стишок такими пальцами.

 

Упражнение «Фокус-покус»

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 2 2 1 1 3

1 1 4 4 1 1 5

Ритм является одним из главных средств в музыкальной  выразительности. Каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно.

Хочу еще предложить упражнение - ребенок сидит за столом, рука до локтя лежит на столе, кисть стоит на полукруглых пальцах с ощущением, будто в ладошке маленький мячик и начинаем по очереди поднимать пальцы. Сначала первый палец несколько раз, потом второй и т.д.

Получается небольшой стук по столу. Надо следить, чтобы пальцы стучали подушечкой, а не всей верхней фалангой.

Потом можно усложнить задание и чередовать поднятие пальцев, например, 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.

Затем, можно попробовать на инструменте, при этом нужно нажать всеми пальцами. Это упражнение улучшит ощущение контакта  пальцев с клавиатурой.

 

 

Работа над произведениями

Н.Любарский Курочка.

Н.Филипп Колыбельная

М.Крутицкий Зима

Е.Гнесина Этюды

Исполнение музыки на фортепиано активно воспитывает, разносторонне “упражняет” музыкально-ритмическое чувство, создает естественную, исключительно благоприятную среду для его развития и кристаллизации. Вместе с тем музыкально-инструментальное исполнительство и педагогика располагают в этом отношении и другими дополнительными ресурсами. Я имею в виду те конкретные приемы и способы работы, которые, будучи использованы в ходе разучивания произведения, одновременно воздействуют на музыкально-ритмическое сознание обучающегося. В своей педагогической практике я использую следующие методы решения проблем метроритма:

1. Просчитывание исполняемой музыки. Установлено, что счет музыканта-инструменталиста, представляя собой одну из наиболее распространенных форм двигательно-моторного (а именно “голосового”) отражения ритмических процессов, ведет к значительному упрочению ритмического чувства, сообщает ему дополнительную и надежную опору. И еще один аргумент в пользу счета: он помогает играющему эффективно разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки, облегчает соизмерение различных длительностей; он же попутно выявляет метрически опорные доли (что бывает важным для начинающих, недостаточно опытных музыкантов)., “счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое.... ” (И. Гофман. “Фортепианная игра”). Вместе с тем замечено, что привычка к постоянному, “дежурному” счету чревата и негативными последствиями: на известном этапе она может привести к частичному омертвению непосредственных, эмоционально окрашенных музыкально-ритмических ощущений. Считать следует “избирательно”, по мере необходимости; от громкого счета вслух целесообразно переходить к счету “про себя”, затем к одному лишь внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей.

2. Простукивания - похлопывания метроритмических структур (либо их относительно сложных частей). Эти приемы, освобождая учащегося от исполнительских, двигательно-техничеких “хлопот”, специально акцентируют ритмический момент, чем и оказывают помощь при решении отдельных задач времяизмерительного свойства. Замечу, что более предпочтительны виды простукивания ритма, которым сопутствует живое ощущение музыки:  “.... рукой можно отбивать счет, а мелодию напевать”, — советует А. Д. Алексеев в своей “Методике обучения игре на фортепиано”.

3. Дирижирование. Дирижируя, учащийся, как правило, с особой живостью, эмоциональной обостренностью реагирует на развертывание музыкальной мысли во времени, интенсивно переживает ее (здесь также играет свою роль тот фактор, что внимание музыканта не отягощено преодолением “техницизмов”). Поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца - так, как будто играет кто-то другой, воображаемый пианист, а дирижирующий внушает ему свою волю. Этот прием особенно необходим для учеников, не обладающих достаточной способностью “организовать время”.

4. Дефекты темпа (ускорения, замедления, неустойчивость в движении вообще), являющиеся довольно распространенными “типовыми” ученическими недостатками, могут быть частично ликвидированы следующим образом: учащийся делает искусственную остановку в ходе исполнения произведения, громко и точно просчитывает два-три пустых такта, а затем вновь возобновляет игру. Выравниванию музыкального движения способствует и такой методический прием, как сопоставление, “стыковка” отдельных фрагментов пьесы (“неблагополучных” по темпу в первую очередь) с ее начальными тактами.

5. Совместный счет вслух, иногда “подстукивание” со стороны (дающее ориентир ритмически неупорядоченной игре), легкие мерные похлопывания по плечу музицирующего ученика, разного рода жестикуляции и т. д. - все эти идущие извне импульсы педагогического воздействия весьма помогают малоискушенному в своем деле исполнителю двигаться по нужной, точно очерченной метроритмической колее.

6. Игровой показ педагога. В одних случаях он, продемонстрировав своего рода эталон, поможет устранить те или иные ритмические погрешности, в других — оживит монотонное, вялое по движению ученическое исполнение.

7. Наконец, к действенным средствам развития музыкально-ритмической сферы обучающегося принадлежит игра в ансамбле (в фортепианном классе, например, в 4 руки, на двух инструментах). “Чувство.... ровности движения приобретается всякой совместной игрой.... ” - писал Н. А. Римский-Корсаков в работе “О музыкальном образовании”, имея в виду ритмически дисциплинирующее, обоюдно корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.

“Ритм в музыке - это пульсация,     свидетельствующая о жизни…”     А. Г. Рубинштейн.

Какое счастье обладать чувством     темпа и ритма. Как важно смолоду  позаботиться о его развитии…” К. С. Станиславский.

 

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

 

1.Гамма соль мажор – закрепить пройденное на уроке, и придумать свой ритм.

2. Н.Любарский Курочка

Прохлопать со словами и  с динамикой.

Играть двумя руками со счетом.

3.М.Крутицкий Зима

Хорошо выучить текст наизусть, точнее ритм.

4. Н.Филипп Колыбельная

Считать, сделать яркие оттенки.

5. Е.Гнесина Этюды

Повторять, играть в характере.

 

Закончить наш урок  хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

Наш урок окончен. Спасибо тебе, Юля, за работу на уроке. Спасибо всем за внимание.