ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАРЛА ОРФА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВРАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Корнева Юлия Станиславовна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАРЛА ОРФА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВРАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краткое описание работы: Сообщение о внедрение в образовательный процесс разработки по системе К.Орфа"Элементарное музицирование"

 

1. Здравствуйте уважаемые коллеги.

2.Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Использование системы Карла Орфа для достижении результатов  в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста».

3. Обновленное содержание дошкольного образования по музыкальному воспитанию призывает нас к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. А новое время  требует  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических методов и приемов. Огромными возможностями повышения уровня музыкального воспитания обладают   современные образовательные технологии, которые  способны решать уже в дошкольном возрасте задачи самостоятельности и активности  в поиске ответов на вопросы. 

4. И поэтому я обратилась к  уникальной методике  талантливого педагога-музыканта Карла Орфа «Музыка для детей». В ее основе  лежит базовый компонент музыкальности – это метро-ритмическое чувство. Карл Орф ввел  новые технологии игровой деятельности: это звуки человеческого тела, которые являются первыми естественными музыкальными инструментами, таящим в себе богатство  тембров и разнообразие ритмов. Методика Карла Орфа приближена к возможностям и  интересам обыкновенного ребенка, где воспитанник выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом и  создателем музыки. Он не отказался  и от музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Инструменты могут быть разнообразны, но при отсутствии настоящих  использовать предлагает и самодельные. Можно показать как мастерить инструменты самим, привлекать к этому детей и их родителей. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью.

5.Татьяна Эдуардовна Тютюнникова на основе трудов Карла Орфа создала свою программу «Элементарное музицирование с дошкольниками». Познакомившись с ней, я отметила, что данная программа помогает детям войти в мир музыки, ощутить и пережить ее чувственно, создает  предпосылки к формированию творческого мышления, способствует практическому усвоению музыкальных знаний.

6.Изучив  методику Карла Орфа и  программу Т.Э Тютюнниковой  я адаптировала  и обогатила их собственными приемами, методическими находками, интересными изюминками, что способствовало более успешной работе по развитию чувства ритма и достижению в этой области высоких образовательных результатов. В основе  работы  лежит идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности

( пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок)

7.Мой собственный подход заключается в реализации «принципа удовольствия», который признается учеными не только как «основа развития психики», но и жизни человека в целом.

8.Основная цель моей работы: Создание условий для  развития чувства ритма у детей дошкольного возраста, используя  элементарное музицирование.

9. Задачи моей работы с детьми второй младшей группы( представлена на экране) - это формирование первоначальных навыков музицирования. Знакомство с приемами игры на самых простых инструментах и с первой метрической организации музыки, совершенствование речи.

10.Для  достижения этого применила  форму устного музицирования: разучивание и запоминание исполняемых моделей на слух.Первые инструменты детей, которые всегда с ними – это их руки, которые могут хлопать, ноги – которые могут топать. Они позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии других любых инструментов. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка. Но самое основное это то, что  звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.В игровой форме знакомлю воспитанников с метрической организацией музыки: метрический пульс, акцент, ускорение и замедление темпа, длинные и короткие звуки, форте и пиано, повторение.

 Использую ритмические рисунки, которые постепенно усложняю, меняю и дополняю. Постоянно пользуюсь «Звучащими жестами», которые являются лучшим средством к формированию чувства ритма. Знакомлю детей с  речевым музицированием ,где  ритм заключен в словах и фразах, который прохлопывается, протопывается, прошлепывается, а затем  переносится на инструменты. В итоге даже с детьми младшего возраста переходим к разучиванию небольших пьес с начало на ритмических палочках, где идет активное развитие мелкой моторики рук, а затем на простейших музыкальных инструментах и,конечно же, обязательно звучит «живая музыка», что является обязательным требованием в работе с малышами .К концу начального этапа  малыши преобретают навыки   игры в ансамбле. А самое главное – малыши научились слышать, видеть и понимать не сложную музыку.

11.Задачи работы с детьми средней группы: Совершенствовать  формирование первоначальных навыков игры на элементарных музыкальных инструментах. Вызывать интерес к музицированию. Способствовать развитию коммуникативных качеств.

12.Детям средней группы даѐтся представление о музыке как о языке, на котором можно разговаривать с помощью музыкальных «слов».Проводятся интегрированные занятия изобразительного искусства и музыки, игровые упражнения «Как много звуков вокруг нас»,«Спящий ежик».Постепенно дети начинают замечать многообразие звукового окружения. Радость и изумление доставляют детям открытия для себя необыкновенныхзвуков, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами: в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей. На этом этапе воспитанники учатся играть в необычных оркестрах:    бумажных, шуршаших , деревянных  и металлических (Например: в музыкально-театрализованной постановке  «Ухти-Тухти»  дети  играли на фарфоровых чашках металлическими ложками. Воспитанники очень хорошо освоили приемы звукоизвлечения на хрупких чашках, точно передавали ритмический рисунок песенки: четверти-восьмушки-паузы.) В результате в конце года у детей сформировались первые навыки импровизации, фантазии, интереса к окружающему миру, что является предпосылками творческого мышления.

13.В старшем дошкольном возрасте задачи работы с детьми усложняются, а формы становятся более разнообразными. Используется более сложная музыка. На данном этапе идет знакомство с высотой и длительностью звуков, сильной и слабой долей, мажором и минором  для расширения их возможностей музицирования на металлофонах и ксилофонах. Продолжаем развитие фантазии и воображения в игре звуками, тембрами, ритмами. Придумываем спонтанные композиции и графические записи к ним. Например: используются два тембра и две метрические доли в ритмическом мотиве: хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Дети озвучивают тембро - ритмические стихи и сказки. Экспромтом играют на музыкальных инструментах, проявляя при этом выдумку, юмор и изобретательность.

Уже в этом возрасте начинаем играть с детьми под фонограмму, подбирать и проигрывать ритмический аккомпанемент  к любой детской песенке, используя ударно-шумовые инструменты( бубен, кастаньеты, треугольник и тд.)                                

Во второй половине года  организуем ансамбль ложкарей. Это помогает развивать у детей чувство ритма и музыкальную память и что особенно важно – мелкую моторику рук. Здесь ребята учатся не только слушать исполнения друг друга но и определять на слух допущенные ошибки, анализировать и исправлять  их.

Дошкольники на данном этапе приобретают начальные  умения выходить  и играть перед публикой, достойно вести себя на сцене.                           

14.К 6-7 летнему возрасту значительно увеличивается и усложняется репертуар музыкальных произведений. Воспитанники самостоятельно  придумывают аккомпанемент из « звучащих жестов» к попевкам и дразнилкам; сочиняют простую мелодию, узнают любые музыкальные  инструменты по звучанию,называют их. Подбирают инструменты для фантазийного озвучивания стихов, составляютграфические обозначения и простые тембровые партитуры; понимаютдирижѐрский жест.Воспитанники достаточно  хорошо владеют приемами игры как на музыкальных инструментах, так и на игрушках – самоделках.

К этому возрасту приобретены навыки  ансамблевого музицирования и игры  целого оркестра. На этом этапе вводится новый вид музыкального ансамбля: вокально-инструментальный и дирижер- ребенок. В его обязанности входит руководство слаженной работой оркестра. Верный дирижерский жест оттачивается на индивидуальных занятиях.А в процессе коллективной деятельности юный дирижер учиться управлять каждой партией. Такая форма сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность и робость.

15. Итогом всей нашей работы стало повышение уровня образовательных результатов дошкольников, их активные выступления в оркестрах на праздниках и развлечениях, на родительских собраниях, в гостях у детской музыкальной школы №6, на концертах и конкурсах различных уровней, на городских мероприятиях.

Самое главное, что элементарное музицирование оставило у детей чувства радости, уверенности в своих силах. Стали более ярко проявляться музыкальный и эстетический вкус, уважительное отношение к творчеству композиторов, составившим золотой фонд отечественной и зарубежной культуры.

16.            Огромное спасибо за внимание!

       Успехов всем в работе в новом учебном году!