Жанры в музыке. Три кита


Автор: Панкратова Дарья Алексеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Жанры в музыке. Три кита

Краткое описание работы: Концерт-лекция на тему "Жанр в музыке.Три кита".

Сценарий концерта-лекции «Жанры в музыке.Три кита»

Педагог: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы отправимся в путешествие по океану музыки. И познакомимся с еѐ основными жанрами. А помогут мне ребята, которые учатся в нашей музыкальной школе. Согласно старинной легенде люди думали, что наша земля плавает в огромном океане, и держат еѐ три кита. О том, как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали еѐ учѐные-музыканты. Музыка тоже держится на трѐх китах, и плавают они в океане музыки. Много лет назад замечательный педагог и композитор Дмитрий Кабалевский сравнил музыкальные жанры с «тремя китами», на которых держится вся музыка. «Вы знаете как их зовут?» (ребята отвечают).

Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве: в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке. Песня, танец и марш - это надѐжные мостики, по которым вы школьники творчески, активно, шаг за шагом можете войти в любую область музыкального искусства.

Вся музыка – волшебная страна. А в королевстве третьем - песня

Она красива, ласкова, нежна.   И грусть, и радость жили вместе.

Три королевства разных в ряд,     Когда ни в одно слились,

В стране волшебной той стоят.     По миру песни разнеслись.

                                                    Поют их взрослые и дети,

Вот марш, он величав и строен,    Все люди, что живут на свете.

Из громких звуков он построен.

И если кто к искусству глух –   Вся музыка – волшебная страна,

 Наверняка захватит дух.          А без нее и жизнь скучна.

                                                    В трех королевствах поюываем

И королевство танца есть,         И многое мы там узнаем.»

Людей веселых там не счесть.

 Весь день резвятся и кружатся,

И лишь под утро спать ложатся

 

Первый кит – песня

 Если слова соединить с мелодией,

 И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто...(дети отвечают - "песня").

Педагог: Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью. В песне, наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия. В широком понимании песня это всѐ то, что поѐтся, одновременно сочетая слова и напев. Песня, как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него.

1.Давай те послушаем девочек Пудовкина Полина, Горшенева Вероника и Тупикова Оля исполнят нам песню про «Трех китов».

    Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций и всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской. Как драгоценный камень передавалась песня из уст в уста от одного поколения к другому. Каждый исполнитель вносил в неѐ что – то своѐ, индивидуальное. С первых занятий на русских народных инструментах, вы, ребята, связаны с русской народной песней. Песни разные по характеру: плавные, задушевные, быстрые, озорные, игривые.

2.В исполнении Штервенского Димы прозвучит р.н.п. «Ехал казак за дунай»

Песню любят и взрослые, и дети, и даже герои сказок и мультфильмов.

3. хор исполнит «Песенка про ноты»

Педагог: Песня всегда рядом, она помогает нам веселиться и мечтать, заставляет задумываться о чем-то, а иногда и грустит вместе с нами. Ведь не зря говорят, что в каждой песне – частица нашей души.

Второй кит – танец

Педагог: Описывать танцы словами дело бесполезное и крайне неблагодарное — в них надо либо участвоватьсамим, либо, смотреть. Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений — танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чѐтче 6 передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам.

    Танцы могут быть веселыми и бодрыми, быстрыми и медленными, они исполнятся на народных праздниках, в больших парадных залах, на улицах. Их танцуют все: и дети и взрослые.

4.Журавлев Богдан «Экосез»

Педагог: Скажите, а на дискотеке может исполняться этот танец?

Экосез – это старинный шотландский народный танец., который сопровождался волынкой. Раньше у него был умеренный темп, но со временем он стал парно-групповым танцем быстрого темпа.

Педагог: Послушайте загадку:

С тобой мы движемся по кругу.

И держишь ты меня за руку.

Но не устали мы несколько,

Веселую танцуя…..(ПОЛЬКУ).

5. Перед вами ансамбль пианистов Мантуленко Софья, Журавлева Катя «Полька»

6. А теперь послушаем как этот танец будет звучать на другом инструменте Сорокин Матвей «Полька».

Педагог: Много танцев есть на свете,

Очень нам они нужны:

Танго, твист, товшур и полька,

Ишкимдык, гопак, кадриль,

Плавный хоровод и бульба,

Быстрый рок-н-рол, чарльстон,

Вальс… он самый-самый главный

И любимый всеми он.

7.Мартыненко Виктор «Вальс».

Педагог: Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс,

полька, краковяк, мазурка, чардаш, полонез и многие другие.

8.Ансамбль скрипачей подготовил для вас музыкальную викторину, послушайтеи попробуйте отгадать какие танцы они исполнили.

«Полька»

«Вальс»

Третий кит – марш.

Педагог: «Марш» в переводе с французского – «Ходьба». Это музыка,

которая сопровождает шествие людей. «Какие марши бывают?» - (ребята

отвечают) Да, с маршами, различными по настроению: весѐлыми и бодрыми,

праздничными и походными, траурными и печальными связаны многие

моменты из жизни человека.

9. «Марш Черномора»

Педагог: Маршам присущи строгий, неизменный темп, четкий ритм. Размер

почти всегда 4/4, иногда 2/4. Марш является одним из ведущих жанров

военной музыки.

Какой же жанр песня, танец или марш самый важный в музыке? (Дети

отвечают.)

Педагог: Все они одинаково важны, потому что музыка на этих «трех китах»

держится». В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате

и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке,

словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех

китов». В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род,

манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои

отличительные черты, содержание, форму и назначение.

Педагог: «Ребята, вам сегодня понравился наш небольшой концерт? Что мы узнали на нем? (дети отвечают)

Педагог: Молодцы. Вы были внимательны и активны.

Мы ещѐ раз убедились в том, что в музыке есть три музыкальных жанра:

- под марши мы будем маршировать

- под танец мы будем танцевать

- а в жанре песня мы будем петь и можем встретить сразу – же всех

«трѐх китов».

В завершении нашего концерта, средний хор подарит всем слушателям песню

10. «Лягушачий хор».

Спасибо за внимание.