Семинар практикум для родителей второй младшей группы «Музыкальное воспитание в семье»


Автор: Ахунова Альфия Вазировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Семинар практикум для родителей второй младшей группы «Музыкальное воспитание в семье»

Краткое описание работы: Семинар проводила с целью знакомства родителей с задачами музыкального воспитания в ДОУ.

Семинар практикум для родителей второй младшей группы «Музыкальное воспитание в семье»

Цель: формирование  педагогической компетентности родителей  и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами  поговорим о музыкальном воспитании ваших детей.

Зачем нужна ребенку музыка? Странный, на первый взгляд, вопрос. На этот вопрос с готовностью дадут ответ не только педагоги, но и родители. Занимаясь с ребенком музыкой, мы развиваем у них: (Слайд №2)

}   - эмоциональную сферу;

}  -чувство ритма;

}  -слух;

}  - коммуникабельность;

}  -если это занятия на музыкальном инструменте — то музыка приучает к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение;

}  -учит видеть прекрасное;

}  - умственные способности; кругозор и интеллект, а значит, способствует успешной учёбе;

}  - личностные качества.

Музыка- величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.
Музыка в нашей стране вошла в каждый дом; серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная.
Очень трудно бывает порой разобраться в этом потоке музыкального звучания.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно: Слайд №3.

·         Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

·         Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

·         Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Эти задачи решаются в различных видах музыкальной деятельности.

Слайд №1. Восприятие музыки.

Слушание музыки в семье.
Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса.
Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.
Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

 

Пение.

Уважаемые родители, как вы думаете, что нужно делать, чтобы научить ребенка петь? – Правильно, надо с ними петь!

Детские песенки — отличная база для начала развития музыкальности ребёнка. Пойте вместе с малышом всегда: утром и вечером, за занятиями детским творчеством и уборкой детской комнаты, обираясь на прогулку и гуляя. Пение не только музыкально развивает ребёнка, но и значительно повлияет на развитие памяти и речи, а также всегда будет поднимать настроение. Создайте фонотеку детских песенок и включайте их при каждом удобном случае. Если есть возможность — пойте караоке. Так ребёнок научится чувствовать музыку и полюбит её.

 


Прежде всего надо научить детей петь естественно и без напря­жения. Педагог постоянно работает над этим навыком, показывая образец мягкого, ненапряженного напевного звучания. Одновре­менно развивается навык правильного, своевременно взятого дыха­ния, умения спеть музыкальную фразу до конца. Правильному про­изношению также уделяется внимание: разъясняется содержание песни, значение непонятных слов, подчеркивается выразительность литературного текста. Вместе с тем на занятиях вырабатывается артикуляция, детей учат активно открывать рот во время пения. 

Опыт передовой практики показал необходимость обучения пению без сопровождения, овладевать которым следует как можно раньше. Самые легкие, удобные в певческом отношении песни становятся достоянием детей, и они с успехом применяют их в своей самостоятельной деятельности.
К концу года пятилетние дети должны овладеть такими про­граммными навыками: петь выразительно, естественным звуком, без напряжения, протяжно, брать дыхание между короткими му­зыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно, вме­сте начинать и заканчивать песню, правильно передавать неслож­ную мелодию.

Песенный репертуар.

Тематика песенного репертуара более разнооб­разна, чем в младших группах. В соответствии с этим обогащаются и средства музыкальной выразительности в песнях для детей этого возраста. Интересна и до­ступна для них яркая изобразительность музыки в таких песнях, как «Строим дом» М. Красева, «Тепловоз» 3. Компанейца, «Само­лет» Е. Тиличеевой. Перед ребенком раскрывается и мир природных явлений в поэтических русских народных попевках, песнях. 

Практика: Пение песен: 1.Песня о дружбе. 2.Весенний хоровод.


                        Музыкально - ритмические движения.
Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев.
На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.

 

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

Практика: 1.Музыкально- ритмические движения.

2. Танец «Полька».

                   

Игра на детских музыкальных инструментах
Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны.

Практика: Игра на инструментах.

Для того, чтобы музыкальное развитие ребенка было более эффективным, необходимо:

1) Петь, играть, танцевать вместе с детьми под музыку и без.
2)Ходить всей семьёй в театры, цирк на детские музыкальные представления, оперу, балет, если нет возможности посещать их, купить диски с музыкальными произведениями и смотреть их вместе с детьми.
3)Не сравнивать музыкальные способности своего ребёнка с другими детьми.
Взаимодействие педагогов и семьи.
Суть творческого сотрудничества заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств. Это помогает педагогам и родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка музыкальных качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения, самореализации ребёнка, для преодоления трудностей в случае неудачи.
 

 

Для того, чтобы совместная деятельность детей, родителей, педагогов была более успешной и плодотворной, нам нужно действовать сообща, с положительным настроем на совместную работу. Спасибо за внимание, до свидания!


Памятка для родителей. Что послушать вместе с детьми?

Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» Глинки, отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Полька» Рахманинова)

Из произведений западных классиков в программный репертуар входят: («Птичка» Грига, «Смелый наездник» Шумана, марши Шуберта).

Значительную художественную ценность представляет музыка русского классика Чайковского, а также его «Детский альбом», специально написанный для детей. Большинство произведений этого сборника доступны дошкольникам по тематике, музыкальному образу. В них переданы картины детской жизни, весёлых игр.