"Арт педагогика в классе фортепиано"


Автор: Рыжкова Ольга Витальевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Арт педагогика в классе фортепиано"

Краткое описание работы: Моя разработка о том, как арт педагогика в классе фортепиано влияет на музыкальное развитие детей.

     Сфера  дополнительного образования для детей, создает особые возможности  для развития образования в целом. Музыкальная Арт-педагогика – это направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание ребенка осуществляется средствами искусства. К ней относятся – мультфильмы и художественные фильмы снятые по произведениям  великих композиторов, фильмы-биографии о жизни музыкантов, различные филармонии для дет.садов, концерты для дет.садов и т.д.

     Целью арт. педагогики в классе фортепиано, является  активизация познавательной деятельности учащихся средствами искусства, развитие творческого воображения и эмоциональности. Основные задачи арт-педагогики в классе фортепиано- культурное воспитание ребенка. Главное в этом - нравственное развитие внутреннего «я» ребенка, его свободной самореализации. Поэтому роль моя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое непростое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством.
       Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Воспитание  личности ребенка, путем приобщения его к национальному и мировому искусству. Развитие интереса учащихся к духовно-нравственным народным традициям. 1. « Использование фольклорных традиций на уроках музыки и внеклассной деятельности школьников».
2.»Активизация мыслительной деятельности школьников на уроках музыки».
3. «Использование изобразительной арт-педагогики».4. «Просмотры мультфильмов по мотивам музыкальных произведений». Преподаватель достигает основной цели арт-педагогики в классе фортепиано -  это художественное  развитие  детей и формирование основ  художественной культуры. На музыкальное развитие и восприятие ребенка положительно  влияют : балеты, оперы, фильмы-биографии и конечно же мультфильмы по  муз. произведениям  классиков. Например, музыка Петра Ильича Чайковского даже для меня, для взрослого человека очень сказочна, слушая многие его произведения погружаешься в детство. Для ребенка, тем более, его детские произведения наполнены настоящим волшебством и сказкой. Музыкальная арт-педагогика  связана со сказкотерапией, прежде всего, через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Специалисты в области сказкотерапии, прежде всего Т.Д. Зинкевич , отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством.         Народная сказка несёт в себе культуру создавшего её этноса, а следовательно – национальный образ мира, национальные ценности и идеалы, традиционные модели и стереотипы поведения.Хорошо воспринимается  ребенком музыка  в мультфильмах, так, как это один из самых надежных способов привлечь его внимание. Ведь, как известно все дети любят мультфильмы. Конечно, самый известный мультфильм, по мотивам балета Чайковского это «Щелкунчик», он  создан Борисом Степанцевым в 1973 году. Трудно представить себе более популярное и любимое многими ценителями искусства произведение композитора. Это сказка о заколдованном принце Щелкунчике и девочке Мари, которые отважно боролись с Мышиным королем, покорила весь мир. А в содружестве с гениальной музыкой Чайковского превратилась в любимый многими поколениями новогодний мультфильм. Кстати,  в нем вы можно услышать также отрывки и из других балетов композитора: «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Так какое влияние это оказывает на маленького ученика? Я считаю, что прежде всего  это различие добра и зла. Мультфильмы по мотивам произведений Чайковского, учат воспринимать классическую музыку, как что-то прекрасное. Советские мультфильмы учат детей быть человечными, добрыми и отзывчивыми. Я, довольно часто, в своей педагогической практике, использую мультфильмы. Так, например, этот метод арт-педагогики, нам с ученицей 1 класса специального фортепиано, очень помог над работой С.Майкапара «Мотылек». Ученица посмотрела мультфильм, от полученных впечатлений даже нарисовала рисунок с изображением мотылька и это очень заинтересовало ее в работе над пьесой. Так, как она в короткие сроки выучила наизусть произведение с технической и художественной точностью передавая образ. Именно так, мы, уже  с другой ученицей, знакомились с пьесой « Итальянская песенка» П.И.Чайковского. Она пересмотрела его много раз, мы даже на уроке смотрели  фрагмент этого мультфильма, что бы я как педагог могла направить ученика на правильные ассоциации от просмотра. Это оказалось очень полезно прежде всего тем, что ребенок быстро запомнил музыку на слух. И уверена сколько бы лет не прошло и какой бы профессиональный путь не выбрал в итоге ученик, «Итальянскую песенку» забыть будет невозможно. Ведь так уже было в моем собственном детстве, когда педагог (в пределах технологий того времени) творчески подходил в изучению произведений и они таким образом до сих пор живут в моей памяти. Хотя музыкальная арт-педагогика  практиковалась еще в 19 веке. Прежде всего она влияет , на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по- разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения. По мнению В. И. Петрушина, сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют мне дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.Вот какое благотворное влияние оказывают детские мультфильмы по музыкальным мотивам. Мы повторили нашу традицию обращаться к мультфильмам и в работе над произведением А.Роули «В стране гномов», а также ученик уже без моей просьбы принес на урок рисунок гнома. Это был замечательный гном с  киркой  в руке и вредными бровями. Ученик четко понимает, играя это произведение , какой он, его гном? Это очень упрощает работу над художественным образом произведения.  Музыка, в такой подаче, воспринимается малышом, как что-то интересное, вовсе не сложное и завораживающее. Перевоплотиться в образ над которым работает музыкант, будет не лишним и взрослым пианистам.

        Не так давно я была на концерте пианистов  в Санкт- Петербурге, где молодой человек виртуозно играл «Полет шмеля». Удивительно, что весь он сам был похож на шмеля. Это было потрясающее зрелище, эффект был произведен на всех присутствующих. Скорее всего, этот музыкант с детства, приучен играть интересно , а не только лишь технически точно.

 Также, еще до обучения в музыкальных школах, в  мультфильмах по классическим произведениям  ребенок слышит удивительные звуки различных инструментов и наверняка один из них станет особенным для него. Тут на помощь приходят и другие виды  музыкальной арт-педагогики – филармония для детского сада, показ инстументов, концерты. Прибегая к такому методу знакомства с музыкой, ребенок уже не просто слышит музыку, а уже и видит инструменты на которых она звучит. Кто бывал с концертом в детском саду,знает насколько интересны детям музыкальные интрументы. И на вопрос : Может кто хочет посмотреть поближе и может даже потрогать руками? Был такой лес рук, что воспитатель, вынуждена была предупредить, что лучше этого не делать.Так как у нас на это уйдет пол дня. Слушая различные звуки, различных инструментов, ребенок может почувствовать предпочтение к какому то  определенному из них. В моей практике, есть такой случай. Девочка, услышала флейту в мультфильмах, а потом и увидела вживую в филармонии в муз.школе. На нее инструмент произвел такое впечатление, что она захотела играть на нем. Пока она учится  игре на фортепиано, в подготовительной группе по желанию своей мамы. Посмотрим, какой  инструмент она выберет при поступлении в первый класс музыкальной школы, но можно сказать точно, что еще на одного человека в музыкальных рядах прибавилось благодаря своевременному знакомству с музыкальным миром. А это всегда важно для музыканта-педагога, привлечь как можно больше учащихся.

       В нашем мире современных технологий, очень важно направить ребенка на правильный путь прекрасного мира музыки. Конечно, интернет полон, новых мультфильмов. Пустых по содержанию и порой опасных для не окрепшей психики детей. Поэтому, я довольно часто рекомендую мультфильмы на музыкальные темы, на наших родительских собраниях. Также скидываю ссылки интересных фильмов биографий известных музыкантов, просмотр  которых вдохновляет порой всю семью. Также, довольно,часто  в ютубе бывают мультфильмы  ролики к разным  небольшим пьесам.

         Педагогические возможности использования элементов арт-педагогики на уроках специальности в классе фортепиано, уже давно и активно развивается в современной российской педагогике.  В рамках культурологической концепции личностно-ориентированного образования  нужно рассматривать личность человека через призму понятия культуры. Образование человека «осуществляется в культуросообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей».
В концепции личностно-ориентрованного образования  однозначно есть необходимость создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами». Средства музыкальной арт-педагогики способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. Дело в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки я обучаю ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов и своей неповторимой
индивидуальности.

 

 

         Список литературы:

1.Анисимов В.П. - «Арт-педагогика музыкального образования детей»: учебное пособие.

2.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии – Ташкент 1985г.

3. Королева Е.А.Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: 1994.

4. Кожохина С.К Путешествие в мир искусства. – М.: 2002.

5. Бакланова Т.И. Программа по музыке 1-4 классы. – М.: 2010.

 6. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. В зимнем лесу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М.: 2002.

7. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: 1996.