"Знакомство с Детским альбомом П. И. Чайковского"


Автор: Отто Жанна Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Знакомство с Детским альбомом П.И.Чайковского"

Краткое описание работы: В данной работе представлено 1 занятие по ознакомлению воспитанников детского сада с творчеством П.И.Чайковского.

Музыкальная гостиная

1 занятие. «Знакомство с детским альбомом П.И.Чайковского»

Цель:

-знакомство с творчеством композитора;

-закрепление и расширение знаний о композиторах – классиках;

- развитие музыкальной памяти;

-воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

- развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я приглашаю вас в музыкальную гостиную и предлагаю вам отправиться вместе со мной в удивительное путешествие, в мир музыки. В музыкальной гостиной мы с вами будем знакомиться с творчеством великих композиторов, слушать музыкальные произведения и даже превратимся в художников, музыкантов. Вы готовы отправиться со мной в путь?   
Дети: Да
Музыкальный руководитель: Тогда, добро пожаловать…..

В записи звучит пьеса П.И.Чайковского «Вальс»

 

- Вы слышите эти удивительные звуки? Сама королева Музыка приглашает нас в гости.

 Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель,

Соловей, растревоженный в роще,

Пастуха заиграет свирель…

Все впитается в чуткую душу

И вернется мелодией вдруг…

Тихий мальчик из Воткинска слушал

Звуки милой природы вокруг.

 Эти прекрасные слова были сказаны о великом русском композиторе П.И.Чайковском  (показать портрет композитора)

Его творчество известно не только у нас в России, но и далеко за ее пределами, в других странах.  Сегодня мы с вами начнем знакомиться с «Детским альбомом».

П.И.Чайковский родился 7 мая 1840 года в уральском городке Воткинске. Музыкальные способности маленького Пети проявились очень рано.  Мама учила мальчика играть на фортепиано, и вскоре он уже совершенно правильно подбирал услышанные мелодии. В 1862 году Петр Ильич поступает в консерваторию. После окончания учебного заведения он получает приглашение на работу в Москву, где сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих композиторов и пианистов.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что чаще всего находится в альбоме?

 Дети: Фотографии, рисунки.
Музыкальный руководитель: Правильно, в альбоме находятся фотографии, ваши рисунки. Мы их можем потрогать. А в музыкальном альбоме находятся музыкальные произведения, которые потрогать нельзя, мы их можем только услышать. В «Детском альбоме» Петра Ильича Чайковского находятся пьесы, их в альбоме – 24, с некоторыми мы с вами познакомимся.

-  С помощью чего художник пишет свои картины? (краски и кисть)

- А как вы думаете, при помощи чего композитор пишет музыку? (ответы детей)

- Конечно, композитор пишет музыку при помощи нот. (показать любой музыкальный сборник с нотами)

- Давайте вспомним, какие музыкальные жанры мы с вами знаем.
Дети: Марш, песня и танец.
Музыкальный руководитель: Правильно. Мы с вами начинаем наши занятия с марша, мы с вами поем песни и, конечно же, танцуем.
П.И.Чайковский создал «Детский альбом» из пьес. Пьеса – это тоже музыкальный жанр, небольшое музыкальное произведение без слов.
И первое произведение, которое мы сегодня с вами послушаем, называется «Сладкая греза»
Ребята, вы знаете, что такое греза? (ответы детей)
Греза, другими словами, это мечта. Мы все с вами мечтаем, кто-то мечтает получить новую игрушку, кто то мечтает о путешествии, а кто-то мечтает отправиться в полет на Луну.
Сейчас, когда мы будем с вами слушать пьесу «Сладкая греза», мы можем тоже помечтать. А пока будет играть музыкальное произведение, я буду рисовать свою мечту и обязательно покажу то, что у меня получилось.

 

Прослушиваем пьесу «Сладкая греза»

 

Музыкальный руководитель:Ребята, вам понравилась музыка? Какая она была по характеру?
Дети: Нежная, спокойная, мечтательная, красивая, мелодична…
Музыкальный руководитель: Правильно, музыка был напевная, мелодична, спокойная, легкая. Когда мы слушали с вами пьесу, какой инструмент звучал?
Дети: Пианино
Музыкальный руководитель: Правильно, пианино или фортепиано.  (показать картинку инструмента)
А когда такие произведения играют на большой сцене, их исполняют на другом музыкальном инструменте, это родственник нашего пианино – большой, красивый Рояль (показать картинку)
Итак, с творчеством какого композитора мы  с вами начали знакомиться?
Дети: С творчеством П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель: Какое произведение мы прослушали?
Дети: Мы прослушали пьесу «Сладкая греза» из «Детского альбома»
Музыкальный руководитель: Что такое пьеса?
Дети: Маленькое произведение без слов
Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам дома прослушать еще раз это произведение,  посмотреть мультфильм «Сладкая греза» к пьесе П.И.Чайковского и нарисовать свою мечту. Мы с вами будем создавать свой «Детский альбом», альбом из ваших рисунков к тем произведениям, которые будем слушать.  На этом наша первая встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. До новых встреч.

Под музыку дети выходят из музыкального зала.