Автор: Лисицкая Линина Владимировна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: сценарий концерта по творчеству П.И. Чайковского
Добрый вечер , уважаемые друзья.
Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством известного русского композитора. П.И. Чайковского. Весна 1840 года подарила миру Петра Ильича Чайковского, который своим творчеством и талантом заслужил считаться исторической личностью огромного значения.
С 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь лет начал записывать свои первые музыкальные впечатления. Успешное и плодотворное домашнее воспитание и два года учебы в пансионате помогли молодому Чайковскому поступить в Училище права и юриспруденции. Отрочество – это время, в котором проглядывались первые шаги и интересы к музицированию.
В 21 год Чайковский решает посвятить себя творению музыкального искусства, отличающегося гармонией и умиротворенностью. Для развития своего музыкального потенциала Чайковский поступает в консерваторию в Санкт-Петербурге, где углубленно изучает все азы и особенности музыки и искусства. Именно в консерватории Чайковский создает свои первые произведения. После успешного окончания учебы его карьера теперь связана с работой в Московской консерватории в роли профессора гармонии. Чайковский – непревзойдённый мелодист, его музыка яркая и многогранная. Её можно узнать из тысячи произведений других авторов. Композитор работал практически во всех жанрах. Сюда относятся оперы, балеты, симфонии, концерты для фортепиано, сюиты, струнные квартеты. Но сегодня я расскажу о «Детском альбоме» Петра Ильича Чайковского. Весь цикл заслуживает того, чтобы называться шедевром... Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского. В письме своему другу он писал: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы обогащать детскую музыкальную литературу, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков с заманчивыми названиями». Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил племяннику Володе Давыдову, которому в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».
В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.Цикл состоит из 24 пьес и связан единой тематикой.
Музыкальные номера связаны между собой в небольшие циклы. Альбом разделён на утренний, дневной и вечерний циклы.
Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом» писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении
«Утренняя молитва». С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.
«Зимнее утро». Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.
«Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки.
«Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации..
Далее композитор отправляет ребенка в увлекательное «путешествие». Здесь представлены пьесы «Дневного цикла», который состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем.
«Марш деревянных солдатиков» - это игрушечное шествие солдатиков или целого войска, которое рисует композитор.
«Болезнь куклы», «Похороны куклы» - переживание девочки об ее заболевшей кукле и первое детское горе. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.
«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем.
«Новая кукла». Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы.
Песни и танцы.
В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом» передает всю непоседливость детского возраста.
«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка.
«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.
«Мужик на гармонике играет». Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста.
«Камаринская». Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.
«Полька». Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.
Песни дальних стран. Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.
«Старинная французская песенка». Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.
«Итальянская песенка». В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.
СЛАЙД 10. Заканчивается альбом пьесами «Вечернего цикла».
Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты.
Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва-этот пьеса «В церкви»
«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки
«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.
«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.
Вот уже более ста лет звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу.
И ЗАКОНЧИТЬ НАШ КОНЦЕРТ Я ХОЧУ СЛОВАМИ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО: «Там где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка»