"Проблемно-модульные технологии обучения на занятиях по вокалу. Певческое дыхание".


Автор: Верхоланцева Лариса Александровна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Проблемно-модульные технологии обучения на занятиях по вокалу. Певческое дыхание".

Краткое описание работы: В этой статье речь пойдет о певческом дыхании, рекомендации, примеры упражнений.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моей статьи «Проблемно-модульные технологии обучения на занятиях по вокалу, певческое дыхание».

2 слайд. Человеческий голос - самый совершенный из всех музыкальных инструментов, и этим инструментом нужно научиться владеть. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, регулярные тренировки могут служить основой, на которой выстраивается высокое творческое достижение певца.

 

3 слайд. Одно из важнейших условий в пении - умение владеть дыханием. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких.    

 

4 слайд. Великий певец Э.Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания». Дыхание – это двигательная сила голоса, без него голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мертв.

 

5 слайд. Дыхание – это основа жизни, это получение жизненной энергии из окружающего пространства. Общаясь друг с другом в повседневной жизни, мы не задумываемся во время разговора, как мы дышим, сколько мы вдыхаем воздуха, сколько выдыхаем…

 

6 слайд. Дыхание напрямую связано с продолжительностью жизни. Например, собака делает 40 вдохов в минуту, её продолжительность жизни 15 -20 лет. Человек делает, примерно, 17 вдохов в минуту, его жизнь в среднем 70-80 лет, черепаха делает 1-3 вдоха в минуту, и продолжительность её жизни 150-200 лет. Подумайте, какой вывод из этого можно сделать?

 

7 слайд. Правильно, чем медленнее и спокойнее дышишь, тем дольше живешь.

 

8 слайд. Певческое дыхание отличается от разговорного тем, что это более активная работа дыхательных мышц. Певческое дыхание является основой вокальной техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильную певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате.

Наиболее распространенная проблема, возникающая у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.

Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения?

Типы дыхания

9 слайд. Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:

1.Ключичное, или верхнее дыхание. В процесс включается верхняя часть грудного отдела, плечи и шея. Правильное дыхание во время пения по этому типу невозможно, является поверхностным. Голосообразование затруднено, все шейные мышцы напряжены. Такое дыхание не дает возможности контролировать скорость звукоизвлечения, голос получается малоподвижным, то есть не подходит для пения. Такое дыхание нередко наблюдается у начинающих вокалистов. Чтобы избавиться от ключичного дыхания во время пения, необходимо постоянно следить за плечами и постоянно мысленно опуская их, постепенно переходить на брюшное и смешанное.

 

2.Грудное, или межреберное. Свойственно женщинам, при котором работают межреберные мышцы. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной; Такое дыхание не подходит для пения, оно ограничивает подвижность гортани и способствует напряжению мышц горла.

 

3.Брюшное, или диафрагменное. Базируется на работе диафрагмальных мышц. Это наиболее полный, глубокий тип дыхания. Считается, что именно диафрагменное дыхание является певческим дыханием, при котором плечи остаются в неподвижном состоянии. Увеличение объема происходит за счет прохождения воздуха через носоглотку, трахею и бронхи. И только после этого он попадает в легкие. Диафрагма прижимается книзу, а нижние ряды ребер разводятся в стороны. В этот момент будет происходить фактически противостояние между брюшным прессом при выдохе и диафрагмой на вдохе. Выделяют нижнебрюшное и верхнебрюшное, в зависимости от того, в каком отделе диафрагмы больше сокращаются мышцы. В первом случае работает нижняя часть, а во втором подложечная область.

 

10 слайд.

Интересно!

Нижнебрюшное пение свойственно мужчинам, а верхнебрюшное – женщинам.

После того, как вы вдохнули, задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, оставьте ее в «замороженном состоянии». Подайте воздух наверх, уприте воздух в связки. Что это значит? Представьте, что вы начали говорить и остановились на полуслове – воздух уперся в связки. После этого можно издавать звук, лучше гласный и коротко. И весь процесс повторяем несколько раз, нарабатываем мышечную память.

Когда мышца диафрагма натренирована систематическими упражнениями, как у спортсменов, мы говорим, что звучание имеет хорошую опору, голос поставлен.

Фазы дыхания

11 слайд. В жизни, для дыхания используется только 2 фазы: вдох и выдох. Правильное дыхание при пении предполагает еще задержку воздуха и распределение таким образом, чтобы хватило не только на звукообразование, но и на последнюю фазу.

Фазы дыхания в вокале:

  • вдох;
  • задержка дыхания;
  • выдох.

Для получения качественных звуков необходимо отработать каждую фазу.

 

 

12 слайд.

Как правильно брать вдох

Брать вдох надо носом и ртом. Вдох производится бесшумно, быстро и глубоко. Ребра расправляются, а диафрагма сокращается. В мышцах не должно быть никакого напряжения.

Постановка певческого дыхания начинается именно с отработки фазы вдоха.

 

Важно!

Если образовался излишек воздуха, то выдохнуть его лучше после окончания текста, но обязательно перед новым вдохом.

 

 

13 слайд.

Задержка дыхания

Воздух сразу не выпускается, как при пении, а удерживается в легких. Перед атакой звуком практически полностью останавливается процесс дыхания. Диафрагма в этот момент опущена, нижние части ребер раздвинуты, а передняя часть живота готова к сокращению.

Эта фаза является моментом, когда происходит фиксация вдыхательной установки и позволяет устранить потерю дыхания на начальной стадии.

 

Очень часто начинающие вокалисты не могут справиться именно с этой фазой. Формирование певческого дыхания производиться при помощи специальных упражнений на задержку дыхания.

14 слайд.

Выдох

Певческие звуки появляются именно на этой фазе. Перед началом пения, верхняя часть голосового аппарата должна перейти в форму будущей фонации. Слегка опускается нижняя челюсть, зев открывается. Важнейшая задача вокалиста в этот момент – превратить воздух в звуковые волны. Это возможно сделать только при полном контроле дыхания. Выдох должен быть плавным, с качественным напором.

15 слайд.

Упражнения для правильного дыхания

Для развития певческого дыхания по постановки дикции и голоса разработано множество упражнений. Они позволяют сформировать равномерность вдоха и выдоха, снять лишнее напряжение в области гортани, удлинить выдох и укрепить мышцы диафрагмы.

 К самым распространенным и эффективным упражнениям для развития певческого дыхания относят:

  • отработка дыхания животом;
  • отработка основных фаз;
  • чередование;
  • удлинение времени задержки воздуха;
  • разработка диафрагмы;
  • контроль продолжительности фазы выдоха.

 

Существует еще множество упражнений для развития вокального дыхания, все они чем-то похожи друг на друга и имеют одну цель. Самое главное не лениться и выполнять их регулярно, в противном случае добиться хороших результатов в пении не получится.

16 слайд

Отработка дыхания животом

Если в жизни для дыхания не используете живот, то перед началом обучения вокалу придется приобрести этот навык. Для упражнения следует:

  • принять горизонтальное положение, на полу или диване;
  • положить руки на бока, таким образом, чтобы большие пальцы находились по центру живота;
  • начинайте дышать исключительно животом.

 

 

После того как будет получаться дышать при помощи живота, можно переходить к брюшному дыханию в другой позе: стоя или сидя на стуле. В этих положения грудная клетка и плечи должны быть ровными, не скакать.

17 слайд.

Интересно!

Практиковаться можно в любом месте, в транспорте, на работе, в магазине. Чем чаще будете выполнять упражнение, тем быстрее научитесь дышать животом не задумываясь.

18 слайд.

Отработка основных фаз

Упражнение можно выполнять в вертикальном положении, сидя. Вдох и выдох делается за 1 секунду только ноздрями, обязательно активно и плавно. Работа дыхательного аппарата должна походить на движения насоса. Беспрерывно повторять 3-4 раза.

19 слайд.

Чередование

Упражнение поможет укрепить и развить всю дыхательную систему. Для выполнения потребуется зажимать поочередно одну, потом другую ноздрю. Сначала зажимается правая, вдох через левую, далее наоборот, зажимается левая и выдох производится через правую. Повторять 3-4 раза, затем вдыхать через правую, а выдыхать через левую.

 

Необходимо следить, чтобы обе фазы были одинаковые по времени – 1 секунда. 

 

20 слайд.

Удлинение времени задержки воздуха

Для пения очень важно научиться задерживать воздух максимально долго. Для тренировки необходимо вдохнуть при помощи живота и задержать воздух. После этого начать отчет, вначале это будет не более 15 раз. Упражнение необходимо повторять регулярно, чтобы увеличить время. Главное не выдыхать на счете. 

21 слайд.

Разработка диафрагмы

Дыхание в пении предполагает использование не только живота, но и диафрагмы, поэтому очень важно научиться ее контролировать. Для этого через нос делается укороченный, резкий вдох. Выдох длинный. Делают его через губы, которые складывают трубочкой, должно получиться что-то наподобие подготовки к свисту. Во время вдоха, обязательно должно быть ощущение толчка в области диафрагмы. Для контроля, ладони рук необходимо положить на ребра внизу.

Во время выполнения выдоха должно ощущаться легкое напряжение в области мышечного пояса. Упражнение улучшает работу всего дыхательного аппарата и должно выполняться минимум 3-4 раза за репетицию.

22 слайд.

Контроль продолжительности фазы выдоха

Вначале делается через нос короткий вдох. Выдох удлиненный, обязательно производится через узкое отверстие рта, при котором должен получиться свистящий звук. Воздух должен проходить через щель, которую формируют при помощи языка и твердого неба. 

В дальнейшем это упражнение станет настоящей находкой для правильного произношения фонемы «ссс….». Фаза выдоха удлиняется на фоне сужения щели, через которую будет выходить воздух. Чем уже исполнитель делает щель, тем более ощущается напряжение в поясничной части. Занятие рекомендуется сочетать с движениями головы, повторять 4 раза.

 

 

Основы вокала начинаются именно с отработки вдоха и выдоха. Хотя познание азов не является признаком красивого вокала, но без базовых знаний в этой области вряд ли получиться выполнить красиво даже простейшее произведение.

 

Вывод. Таким образом, мы выяснили, что певческое дыхание играет главную роль в вокальном искусстве.

 

Давай попробуем это сделать на примере нескольких упражнений.

Для начала выполнять упражнения лучше около большого зеркала. Встаньте максимально свободно, но ровно, ощутите опору в ногах. Следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты, дышите легко и свободно, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались, бесшумный вдох через нос, выдох долгий и экономичный.

Упражнения:

 «Свеча» (Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Целенаправленно, в определенную точку. Работу межреберных мышц нужно контролировать ладонями рук, но только первое время).

«Шарик» (Звук «С») Представим, что у нас в животе находится воздушный шарик. Делаем глубокий вдох, затем задержка и очень медленно с звуком «С» выдыхаем воздух. В конце хлопком, резкий выдох – лопнул моментально.

Все вокалисты знают и пользуются в работе дыханием гимнастикой, разработанной оперной певицей Александрой Стрельниковой.

Эта гимнастика полезна не только вокалистам, но и всем людям, страдающим заболеваниями органов дыхания (при бронхите, гайморите).

У самой певицы с детства было больное сердце. Постепенно недуг дал осложнения на дыхательную систему девушки, сначала она начала задыхаться, а потом и вовсе потеряла голос.
Мама и дочь решили не сдаваться и во что бы то ни стало вернуть Саше её способность петь. Они начали работу с дыханием и, как говорит сама Стрельникова: “Так постепенно и родился комплекс голосовой гимнастики на основе правильного дыхания”. Опираясь на него, Александре удалось вернуть себе голос, и она проработала оперной певицей до глубокой старости, подарив россиянам ещё и эту прекрасную технику.

Особенностью гимнастики является короткий и резкий вдох, который производится в то время, как грудная клетка сжимается. Это абсолютно уникальная по своей эффективности методика, не имеющая аналогов по всему миру.

Элементы системы движений по Стрельниковой активно задействуют практически все части тела: руки, ноги, бёдра, пресс, плечевой пояс.

Упражнения следует выполнять под руководством профессиональных специалистов, чтобы исключить неправильное выполнение движений, что может нанести вред организму.

Мы сделаем 3 базовых упражнения.

«Ладошки»

Вдох делается носом. Он должен быть резким, коротким и глубоким. Выдох через рот должен быть пассивным.
Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом на слог «ха».

«Насос»

Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца.

«Обними плечи»

В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки. 

Мы немного поработали с диафрагмой. Привели ее в тонус. Работу необходимо постепенно довести до автоматизма, так как певец не должен думать о том, что он вдыхает, поёт и выдыхает, опуская ребра, процесс пения для него быстро закончится. Всё должно происходить естественно, в том числе и задержка дыхания.

 

Упражнения на дыхание.

 

Упражнение 1.

Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе (повторяем 5 – 7 раз).

Педагог:

- Отлично, у вас хорошо получается. Теперь постараемся усложнить задачу.

 

Упражнение «Как на горке на пригорке».

На выдохе четко и громко проговаривать цифры «1,2,3,4,5». Упражнение

помогает включить дыхательную опору. Следить, чтобы дыхание было без толчков.

 

Упражнение 6.

На выдохе проговаривать слог «ха-ха-ха….»

Рефлексия

Педагог:

Как вы думаете, удалось ли вам справиться со всеми заданиями сегодня на мастер-классе?

Какое упражнение было для вас самым сложным?

(анализируют свою работу)

 

Педагог:

 

На мой взгляд, вы все справились очень хорошо! Спасибо за отличную работу.