Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Поем, стучим, играем – музыкальность развиваем!» с использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий для подготовительной к школе группы.


Автор: Калимуллина Роза Равилевна

Руководитель: Роза Равилевна Калимуллина

Должность руководителя: Музыкальный руководитель

Место работы руководителя: Красносельский детский сад "Тургай" комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Поем, стучим, играем – музыкальность развиваем!» с использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий для подготовительной к школе группы.

Краткое описание работы: Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Поем, стучим, играем – музыкальность развиваем!» с использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий для подготовительной к школе группы.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие.

Цель: развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИК-технологий.

Задачи:

обучающие:
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;

- познакомить детей с разучиванием песни используя мнемотехнику;

- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

- обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас новых слов (хор, дирижёр).

развивающие:
- развивать чувство ритма, слуховое внимание;

- способствовать развитию памяти, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;

- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.

воспитывающие:

- воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

- побуждать детей к двигательным импровизациям;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

здоровьесберегающие:

- создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

- повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности;

- формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;

- снижение зрительного напряжения;

Оборудование:

- фортепиано;

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- мультимедийный комплекс (проектор);

- стулья детские – по количеству детей;

- цветы тканевые на резинке – по 2 на каждого ребёнка;

- бабочки на резинке – по 2 на каждого ребёнка.

Планируемый результат:

- установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);

- создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

- разучивание новой песни с последующим исполнением;

- овладение навыками самомассажа.

План ОД

1.     «Музыкальное приветствие» (имена)

2.      Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес»

3.      Распевка  «Волшебные нотки»

4.     Экспресс-разучивание песни «Осень в лесу» с использованием  мнемотехники

5.     Зрительная гимнастика ««Лучик солнца»

6.     Выход педагога татарского языка.

7.     Инновационная музыкально-педагогическая технология  «Хор рук»

8.     Дидактическая игра «Угадай по звуку инструмент»

9.     Оркестр.

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети под спокойную музыку входят в зал, становятся в круг.

Муз.Рук., стоя в центре. поет: «Здравствуйте, ребята. Как вас всех зовут?»

Муз.рук: Ребята, я предлагаю вам поздороваться. Каждый из вас пропоет свое имя, например «Мааааашаа», а затем прохлопать свое имя ласково, например «Машенька».

Муз.рук: Как здорово мы с вами поздоровались!

Муз.рук: Для начала мы немного разомнем свои ручки и ножки, и поприветствуем друг друга музыкально.

1.     «Музыкальное приветствие» ( в записи) Слова Е. Кошкаровой.

1. - Ну, здравствуйте, ребята!

- Здрав-ствуй-те!

- Как ваше настроенье?

- Очень хорошо!

- Пора нам заниматься.

- Да-да-да!

- Мы будем все стараться

- Так же, как всегда.

- Будем танцевать (Пружинка с поворотом)

И песни распевать.

Прошу, ребята, вас

За мною повторять. (движения по показу: приставной шаг)

 Муз.рук(обращает внимание детей на экран) Ребятки, кого вы видите на экране?

Ответы детей: Щенята

Муз.рук: Правильно, щенята. Поздороваемся как щенята?

2. - Ну, здравствуйте, щенята!

- Гав-гав-гав!

- Как ваше настроенье?

- Гав-гав-гав-гав-гав!

- Пора нам заниматься.

- Гав-гав-гав!

- Мы будем все стараться

- Гав-гав-гав-гав-гав!

- Будем танцевать 

И песни распевать.

Прошу, щенята, вас

За мною повторять. (движения по показу:боковой галоп)

Муз.рук: Ребятки,  а кого вы сейчас видите на экране?

Ответы детей: Мышата.

Муз.рук: Правильно, мышата. Поздороваемся как мышата «пи-пи-пи»

 3. - Ну, здравствуйте, мышата!

- Пи-пи-пи!

- Как ваше настроенье?

- Пи-пи-пи-пи-пи!

- Пора нам заниматься.

- Пи-пи-пи!

- Мы будем все стараться

- Пи-пи-пи-пи-пи!
- Будем танцевать

И песни распевать.

Прошу, мышата, вас

За мною повторять. (движения по показу: ковырялорчка)

Воспитатель: Ребята, вы распели голосок, а сейчас предлагаю размять наши пальчики. Мы проведём пальчиковую гимнастику «Мы идём в осенний лес»

2.     Пальчиковая гимнастика  «Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Муз.рук: Ребятки, а сейчас я предлагаю вам пройти на стульчики, ножки подружили, спинки выпрямили. Ребята, посмотрите на волшебный экран, кажется мы оказались в стране, где живет удивительный народ. Он очень музыкальный, может петь и танцевать. А зовут его – музыкальные ноты.

Муз.рук: А вы знаете, где живут ноты?

(Ответы детей):

Муз.рук:  Правильно, в домике. (Слайд  №  ). В этом чудесном пятиэтажном доме у каждой нотки была своя маленькая комната, которая находилась на отдельном этаже.

«До» – самая старшая и мудрая жила под первым этажом на добавочной линейке. (Слайд №  ).

«Ре» - самая добрая и милая – рядом с ноткой До.

«Ми» - была самой веселой, жила на первом этаже, на первой линейке.

«Фа» - гордая нота - в окошечке между первой и второй линейкой.

«Соль» - непоседа, на второй линейке.

«Ля» - всегда поющая, жила между второй и третьей линейкой.

«Си» жила выше всех – на третьей линейке, самая младшая и самая капризная.

Каждое утро проснувшись, нотки выстраивались по порядку, каждая нотка пела свой звук по очереди, первой всегда начинала петь До. Так они и распевались.

А сейчас, ребята, я предлагаю спеть про наши  нотки.

До- воробышка гнездо,

Ре- деревья во дворе,

Ми- котенка покорми.

Фа – в лесу кричит сова,

Соль - играет детвора,

Ля - красивая земля,

Си- все снова повтори.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Си, Ля, Соль, Фа, Ми. Ре, До.

Семь всего лишь нот на свете: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Ты запомни ноты эти, хорошенько разучи.

3.     Распевка «Волшебные нотки»

Муз. рук: Наш голосок готов для пения, а какую песню мы будем петь, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

И сейчас я вам исполню песню «Осень в лесу» 1 куплет.

Музыкальный руководитель исполняет песню «Осень  в лесу»  Автор слов и музыки Л.А.Хисматуллина

1) Осень,осень,осень

Снова к нам пришла

Осень,осень,осень

Чудная пора

В золотом наряде

Парки и сады

Осень,осень ждали

С не терпеньем мы.

 

Припев: Парам-пам-пам

Парам-пам-пам

 

2) А в лесу чудесно

Просто красота

И тропинка тянется

Прямо вдоль пруда

На ветвях калины

Ягоды висят

За пенёчком прячутся

Шляпки у опят.

 

Припев: Парам -пам-пам

Парам-пам-пам

3)Белка на поляне

Шишечки грызёт

Ёжик босоногий

По лесу идёт

На спине у ёжика

Яблоки, грибы

Ёжик правда любишь?

Осени дары.

Да, да люблю

Да, да люблю.

 

Припев: Парам пам-пам

Парам-пам-пам.

 

МР: Ребята,  о чём эта песня?

Правильно, мы в этой песне поем о том, что к нам пришла ……..(осень)

Как вы думаете, по характеру эта песня какая? (весёлая)

Правильно, и петь её нужно как? ………..(легко и звонко)

Я предлагаю вам сегодня разучить эту песню, а помогут нам картинки на экране

4.     Экспресс-разучивание песни «Осень в лесу» с использованием мнемотехники.

- Ребятки выпрямили спинки, ножки подружили, и будьте  внимательнее.

Музыкальный руководитель напоминает детям о певческой позе, об осанке.

Разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя.

- Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», совместно с детьми определяет текстовое значение каждой картинки.

- Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам – а capella, добавляя движения.

- Ребята, мы разучили с вами песню с помощью картинок, а теперь попробуем исполнить песню под музыку.

- Педагог и дети исполняют песню под фонограмму с движениями.

Выключить экран, повернуть детей спиной к экрану.

Воспитатель:  Песню спели вы прекрасно!

Постарались не напрасно!

А пока вы все трудились,

Глазки наши утомились.

Давайте сделаем гимнастику для глаз.

5.     Зрительная гимнастика «Ослик» И. Лопухин.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

"Дети вытягивают вперед указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами!

Наверху созрела слива, (Посмотреть вверх)

А внизу растет крапива, (Посмотреть вниз)

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква,

(Движения глазами влево-вправо)

Снизу - свежая трава,

(Посмотреть вниз)

Сверху - сочная ботва.

(Посмотреть вверх)

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

(Круговые движения глазами)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Закрыть глаза)

Воспитатель: Ну вот, наши глаза и отдохнули.

Звучит татарская мелодия.

Муз.рук: Ой ребятки, слышите, какая красивая татарская мелодия звучит.

6.     Выход педагога татарского языка УМК.

Тәрбияче: Исәнмесез, балалар! Хәлләр ничек!

 

Балалар: Әйбэт,рәхмәт.

 

Тәрбияче:Балалар,урамда көз. Бакчалардан көзге уңышны  да җыеп алдык.Күрәсезме,алар минем кәрзиндә.Мин аларны сезгә дә алып килдем. Хәзер тыңлагыз,мин сезгә көзге уңыш турында бер шигырь сөйлим.

Кәбестәләр, суганнар

Түтәлләргә тулганнар.

Кишер белән чөгендер,

Тик җыепкынаөлгер.

 

-Балалар,карагыз әле минем кәрзинемә. Болар нәрсәләр?

 

Балалар:Яшелчәләр.

 

Тәрбияче. Дөрес, болар – яшелчәләр. Яшелчәләр кайда үсәләр?

 

Балалар. Яшелчә бакчасында.

 

Тәрбияче.Хәзерәйдәгез бергәләпбиредәгеяшелчәләрнекарапкитикәле.

 

Балалар. (Кәрзиндәгеяшелчәләрнекарыйлар, исемнәренатыйлар): кыяр, кишер, суган, кәбестә, помидор, чөгендер, кабак.

 

Тәрбияче.Балалар, мин сезгә бертабышмакәйтәм, тыңлагызәле.

 

Үсеп утыра бер чүлмәк,

Өстенә кигән мең күлмәк.

 

Балалар: Кәбестә.

 

Тәрбияче.Дөрес, кәбестә. (Кәбестә күрсәтә.) Әйдәгез, бергәләпкарыйкәле. Улниндиформада, төсенинди? Тотыпкарагыз, катымы, йомшакмы?

 

Балалар. Каты. Төсеяшел, үзетүгәрәк, зур.

 

Тәрбияче. Ә хәзер икенче табышмак әйтәм.Кем беренче булып җавабын табар икән?

Җир астында алтын казык

Алдык без аны казып.

 

Балалар: Кишер.

 

Тәрбияче. Дөрес,балалар. Ә сез кишер яратасызмы?

 

 

Балалар:  Әйе,яратабыз,чөнки ул тәмле,баллы,файдалы.

 

Тәрбияче: Балалар,бәлкем үзегез бер яшелчә турында табышмакуйлап әйтерсез?

 

Балалар бергәләшеп суган турында табышмак уйлыйлар

Үзе сары, түгәрәк

Син аны турыйсын, тураганда елыйсың.

 

Тәрбияче: Сез бакчада үскән яшелчәләр турында бик күп беләсез икән.

Ә хәзер без сезнең белән уен уйнап алыйк,күңелебезне күтәрик.

 

Җырлы-биюле уен “Бар матур бакча”

Балалар түгәрәк ясап,җырлап бииләр,сүзләргә туры килгән хәрәкәтләр ясыйлар. Чакырылган яшелчә уртага чыгып бии,калганнар кул чабалар.

Бар матур бакча,анда кишер (алма) үсә

Менә шундый кишер зур (кулларны өскә күтәрәләр),менә шундый кечкенә (иеләләр)

Кишер,кишер,кил әле,биеп-биеп кит әле (кишер уртага чыга,бии,калганнар кул чабалар)

Әллә-лә,әллә-лә,биеп-биеп кит әле.

 

Тәрбияче: Балалар, миңа китәргә вакыт, сау булыгыз!(Китә)

Муз. рук: Ребятки, вы прекрасно  спели татарскую песню, все вместе, значит  пели как? 

Дети отвечают: (хором)

- Ребята, как вы думаете, а можно ли спеть музыку … руками? 

(ответ детей).

- Хотите попробуем? Мы же с вами артисты! Посмотрите, эта будет наша сцена. Мы с вами исполним хор рук, а помогут нам осенние листья и деревья.

-Мальчики, встают за стульчиками и берут в руки деревья(показ)

-А девочки, занимают места на стульях, берут в руки осенние листочки … (показ) 

Мальчики берут в руки деревья, а девочки листья.

-А я буду дирижёр. Вы  смотрите на меня, и повторяйте за мной. Посмотрите…

-На 1 часть музыки выполняют движения только девочки, на вторую – только мальчики, а на третью часть музыки – движения выполняем все вместе.

7.     Инновационная музыкально-педагогическая технология  «Хор рук»

«Осенний лес» по методике Т.Боровик (двигательное двухголосие)

Муз.Рук: Как красиво! Вы – настоящие артисты! У нас получился замечательный хор рук! Оставляйте атрибуты на стульях и присаживайтесь на свои места.

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по звуку инструмент» (сначала звук потом на экране инструмент)

8.     Дидактическая игра «Угадай по звуку инструмент»

Раздается тиканье часов.

МРДрузья мои, прислушайтесь… что напоминает вам этот звук?

Время-времечко бежит,
И прислушаться велит.

Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК! (дети прислушиваются)

Посмотрите, у меня есть вот такие необычные часы.  Представьте, ребята. Что каждый из вас – это часики. А ваши руки – это стрелочки. Сейчас мы возьмем музыкальные инструменты и сыграем «Часики» без предварительного разучивания. Важно помнить – кто главный в оркестре?  Правильно, дирижер!

МР:. А кто хочет быть дирижером?

Пьеса исполняется  с выбранным дирижером из детей.

9.     Оркестр «Часики»

МР: Наши часики плясали и немножечко устали.

- Положите ребятки инструменты ., И ответь мне пожалуйста на вопрос,   какое у вас сейчас настроение? А можете ли вы мне показать своё настроение? (ответ) А вот к этому столику подойдите и выберите своё настроение и покажите его. (дети выбирают смайлики) Значит и занятие у нас сегодня было прекрасное и весёлое.

-Мне очень понравилась наша встреча.

Поверьте мне, что таких музыкальных и талантливых артистов я нигде не встречала! Я говорю вам «спасибо»!

Но наши часы мне говорят, что время нашей встречи подходит к концу.

Я желаю вам всего самого хорошего, друзья мои!

Дети покидают зал