ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УЧАЩИХСЯ С БЛОФЛЕЙТЫ НА САКСОФОН И КЛАРНЕТ


Автор: Глаголева Нина Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УЧАЩИХСЯ С БЛОФЛЕЙТЫ НА САКСОФОН И КЛАРНЕТ

Краткое описание работы: Блокфлейта – один из самых древнейших духовых инструментов, знакомых человечеству. Она нашла широкое применение в профессиональной музыке

Одно из важных мест среди учебных заведений дополнительного образования занимают детские музыкальные школы и школы искусств, которые вносят огромный вклад в дело эстетического воспитания, а также готовят учащихся к продолжению профессионального музыкального образования. Среди детей, играющих на различных музыкальных инструментах  много будущих оркестрантов-духовиков. Особенности обучения игре на духовых инструментах заключается в том, что эти дети начинают заниматься позднее, чем на других инструментах. В связи с малым возрастом и физическими данными учащиеся не могут удержать саксофон или кларнет, не хватает растяжки пальцев, чтобы нажать на все клапана. Требуются еще большие усилия на звукоизвлечение и опору дыхания. Усилий ребенка хватает на очень короткое время. Это влечет за собой трудно устранимые дефекты в постановке, звукоизвлечении, дыхании. Чтобы не было отставания у маленьких детей 5-6 лет в их музыкальном развитии, возникла необходимость найти и предоставить ребенку инструмент, доступный для него. Легкий по весу, удобный и несложный в обучении. Это и была блокфлейта. Ее аппликатура во многом идентична аппликатуре саксофона и кларнета.

Блокфлейта – один из самых древнейших духовых инструментов, знакомых человечеству. Она нашла широкое применение в профессиональной музыке. А в наших музыкальных школах на ней начали обучать учащихся в 80х годах ХХ века. Она завоевала широкую популярность, как средство массового приобщения к музыке, а также как вспомогательного инструмента при переходе на другие духовые инструменты (флейту, кларнет, саксофон). Наибольшее распространение  получила блокфлейта сопрано благодаря небольшому размеру и относительной простоте игры, доступной для маленьких детей 5-6 лет. После ознакомления с постановкой игры, дыханием, звукоизвлечением и аппликатурой блокфлейты, можно приступать к занятиям. Осваивать пальцовку постепенно. Вначале левую руку, играя различные упражнения для закрепления навыков игры, этюды с аккомпанементом, первые легкие детские песенки. Только потом осваивать правую руку, постепенно опускаясь к нижним нотам. Песенки и пьесы желательно давать попутно с упражнениями и этюдами, постепенно усложняя навыки игры. За время обучения на блокфлейте учащийся изучает ноты, играет со счетом, осваивает аппликатуру I и II октавы. Усложнять репертуар нужно постепенно, заставляя петь нотами, все то, что он играет. Совместно с учащимся музицировать на уроке, играя с ним в дуэте, что способствует развитию творческих способностей, ускоряет процесс обучения, прививает навыки игры в ансамбле. Учащимся рекомендуется  больше принимать участия в различных школьных мероприятиях, конкурсах, расширяя свой кругозор и умение держаться на сцене.

Исходя из моего опыта работы с учащимися, при переходе с блокфлейты на саксофон или кларнет было больше девочек. Они свободно играли на блокфлейте сольные пьесы, учувствовали в различных ансамблях со скрипками, кларнетами, фортепиано, принимали участия в конкурсах. Но когда встал вопрос о переходе на другой инструмент, они выбирали саксофон, потому что аппликатура блокфлейты и саксофона совпадает. Но с постановкой есть различия: вес инструмента, способ удержания на большом пальце, звукоизвлечение.

Саксофон – тростевой духовой инструмент, по принципу звукоизвлечения относится к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. С середины XIX века саксофон успешно используется в духовом и симфоническом оркестрах. Кроме этого является одним из основных инструментов эстрадной и джазовой музыки. Он обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью. В музыкальных школах чаще всего используются саксофоны сопрано, альт и тенор в зависимости от возраста учащегося и его физических данных. Постановка корпуса на саксофоне, как и на блокфлейте совпадает. Корпус нужно держать прямо, ноги на ширине плеч, локти слегка расставлены. При игре на саксофоне и блокфлейте есть много общего. Вдох производится ртом, через углы губ и посылается в область диафрагмы, однако объём вдыхаемого воздуха должен быть в два раза больше. При этом живот поднимается, а грудные и плечевые мышцы остаются на месте. Выдох-равномерный и интенсивный, чтобы ощущать напряжение мышц живота. Это называется игрой на опоре. От выдоха зависит качество звука, его тембровая окраска, устойчивость интонации. Конечно, есть трудности и в звукоизвлечении, когда основной опорой служат верхние зубы, а нижняя губа прикрывает нижние зубы. Нижняя челюсть расслаблена и слегка опущена вниз, а губы слегка растянуты в полуулыбке, не создавая излишнего напряжения, но и не допуская пропуска воздуха сквозь щель мундштука. Все эти тонкости и различия в постановке игры на саксофоне должны изучаться постепенно, используя очень много упражнений на длинных звуках, гамм в медленном темпе, упражнений на легато, добиваясь плавности перехода с ноты СИ первой октавы вниз до нижних нот, а потом, используя октавный клапан переходить  к игре во второй октаве. Нижние ноты первой октавы правой рукой: фа, ми, ре и до не всегда берутся сразу. Для этого нужен больший объем воздуха, расслабление губных мышц. Играть нужно сначала на легато, а потом уже языком. А во второй октаве наоборот, нужно подтягивать губные мышцы, растягивая губы в полуулыбке, при более точной и твердой атаке языка. Она бывает твердой на слог «ту», мягкой на слог «ду» и вспомогательной, где недопустимо резкое начало звука.  Постановка пальцев тоже отличается, они размещаются на основных клапанах в округлом положении. Запястья вместе с кистями образуют прямую линию. Нужно следить за постановкой кистей рук пальцев, чтобы они не заваливались близко к корпусу саксофона. Локти также должны быть подняты, а не прижаты, так как от правильной постановки будет зависеть техника и быстрота пальцев. Мои ученики, перешедшие с блокфлейты на саксофон, быстро освоили этот инструмент и показывали очень хорошие успехи в своих выступлениях на концертах школы, в филармонии, городских, всеукраинских и международных конкурсах. Многие из них продолжили обучение в профессиональных средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Второй инструмент, на который переходят учащиеся, после обучения на блокфлейте, является кларнет. По сравнению с саксофоном аппликатура кларнета отличается от блокфлейты. Первая и малая октавы не совпадают. Вторая октава совпадает с блокфлейтой. В связи с этим возникает больше трудностей при переходе с блокфлейты на кларнет. Так же на кларнете отличается звукоизвлечение. На саксофоне более свободная постановка губного аппарата, которая допускает расслабление губных мышц и надувание щек при исполнении нижних нот. А на кларнете должна быть более жесткая классическая постановка. Существует два отличных способа постановки мундштука на губах кларнетиста. Первый-это активное растягивание губ в стороны, глубоким их поджатием, энергичным давлением верхних зубов  на срез мундштука, в результате трость зажимается в сильном прикусе. Этот способ характерен для старой немецкой кларнетовой школы, в эпоху расцвета кларнетов немецкой системы. Я сама прошла обучение в детской музыкальной школе с такой постановкой на эбонитовом кларнете немецкой системы. А поступив в музыкальное училище, перешла на кларнет французской системы. Поменяла постановку на более свободную, которая помогла мне играть не только классическую, а и легкую эстрадную музыку с вибрацией. Второй способ, принятый на вооружение современными кларнетистами, отличается тем, что губы слегка растягиваются в сторону углов рта, сохраняя естественное положение. Слегка подвернутая нижняя губа образует мускульную подушечку, на которой удобно лежит трость, а верхняя губа плотно прилегает к мундштуку. Верхние зубы лишь слегка опираются на срез мундштука, поэтому не испытывают напряженной хватки губ. Этот способ более прогрессивный, помогает кларнетистам избежать излишнего напряжения и утомления губ при игре. Я в своей практике использую второй, более свободный способ постановки игры.

Кларнет принадлежит к числу наиболее «певучих» духовых инструментов, его звук, обладая мягкостью, полнотой, яркостью и глубокой выразительностью способен выражать самые различные настроения в музыке. Поэтому работа над звуком должна вестись с преподавателем с самого начала обучения. Большое значение для овладения звуком имеет свободное владение исполнительским дыханием, умение ученика производить полный, гибкий и равномерный выдох, уметь пользоваться различными видами атаки, динамикой, правильно интонировать. Переходя на кларнет, ученик должен начинать с игры на мундштуке с тростью, потом только на верхнем колене, отрабатывая начало звука, применяя различные упражнения для языка на разных длительностях нот, при этом следить за губами, щеки не надувать, плечи при вдохе не поднимать, играть на опоре. Затем добавить нижнее колено с раструбом, уметь правильно держать его на большом пальце правой руки, возле основания ногтя. Следить, чтобы пальцы свободно накрывали клапана, не заваливая кисть и не прижимая ее к кларнету, иначе это будет мешать быстрому движению пальцев.

Большое значение в обучении имеет качество инструмента, мундштука и трости. Если инструмент старый, подержанный, то очень трудно добиться хорошей настройки при игре с фортепиано и в ансамбле. Но не все учащиеся могут позволить себе новый инструмент. Конечно, мы работаем с тем, что имеем и стараемся проводить свои уроки интересно, разнообразно, увлекательно,  играя с ними в дуэте, трио, ансамблях, чтобы у них не возникало разочарования в обучении. Потому что в дальнейшем эти учащиеся, избрав себе профессию музыканта-духовика, будут обязательно играть в духовых ансамблях, эстрадно-джазовых и симфонических оркестрах.

        При переходе с блокфлейты на кларнет приходится сталкиваться с большими проблемами, чем при переходе на саксофон. Приходится изучать много методической литературы, сталкиваясь с возникающими трудностями в процессе обучения учащихся. Постоянно держать все под контролем, но без спешки, без суеты, обучая их правильной работе со звуком, дыханием, выработке технических навыков, читке с листа. Все это закладка и укрепление музыкального фундамента, который, в конце концов, даст возможность для следующего, качественного скачка в освоении инструмента, осознанного исполнения пьес любой сложности в различных стилях, будь то классика, эстрада или современная музыка.

 

Список литературы:

 

1. Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. М., изд. «Музыка»

1983г.;

2. Волков Н.В. Вопросы методики игры на духовых инструментах. М., изд. «Музыка» 2002г;

3. Иванов В. – Саксофон. Популярный очерк. М., изд. «Музыка» 1990г.;

4. Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., изд. «Музыка»

2004г.;

5. Федотов А. Методика обучения на кларнете. М., изд. «Музыка» 1975г.