Рахманинов. Великий русский композитор, пианист и дирижер конца XIX века – начала XX века.


Автор: Грохотова Наталья Владимировна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Доклад

Рахманинов. Великий русский композитор, пианист и дирижер конца XIX века – начала XX века.

Краткое описание работы: Рахманинов был создан из стали и золота; Сталь в его руках, золото — в сердце. И. Гофман «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру.

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. В поисках своего пути…………………………………………………….3
  2. Расцвет творчества……………………………………………………….. 5
  3. Всеобщее признание……………………………………………………....7
  4. За рубежом……………………………………………………………….... 9

Список используемой литературы……………………………………………...10

 

 

Введение

 

Рахманинов был создан из стали и золота;

Сталь в его руках, золото — в сердце. И. Гофман

 

«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру.

          Перед нами исход первого десятилетия двадцатого века. Имя Сергея Васильевича – самое громкое в русском искусстве. Критики и ценители видели в нем успех, надежду на расцвет в музыкальной молодой России. Он привлекал общее внимание мощью и самобытностью русского таланта, поражая тем, что в любом жанре музыки писал исключительно высокоталантливые произведения, которые вошли в историю, которые стали духовной пищей многих людей.

 

  1. 1.     В поисках своего пути

 

           Творческий облик Рахманинова многогранен. Уже в студенческие годы Рахманинов проявил себя как талантливый композитор и пианист.

          24 февраля 1891 года Рахманинов выступил в открытом ученическом концерте консерватории, исполнив с оркестром первую часть Четвертого фортепианного концерта А. Рубинштейна. Это выступление можно считать пианистическим дебютом Рахманинова. Концерт А. Рубинштейна был исполнен Рахманиновым, по мнению рецензента, «очень хорошо как в отношении техники, так и в смысле передачи  внутреннего содержания».

К окончанию консерватории С. Рахманинов был автором уже довольно значительного количества  произведений различных жанров. Среди них —знаменитая Прелюдия до-диез минор, романс «В молчаньи ночи тайной», Первый фортепианный концерт, симфоническая поэма « Князь Ростислав», опера «Алеко», написанная в качестве дипломной работы всего за 17 дней!

Среди произведений Рахманинова периода 1892 – 1893 г. преобладают фортепианные произведения – они представляют собой наиболее значительную и характерную часть его творчества. В начале декабря 1892 г. были закончены пьесы-фантазии, в которые вошла и прелюдия до-диез минор. В них уже в полной мере проявилась связь с предыдущей эпохой русского пианизма, представленной именами А.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского и ощутим особый, неповторимый рахманиновский стиль, возникший под несомненным воздействием его исполнительской индивидуальности. Характерные для нее широкий размах и лирическая напевность, монументальность в сочетании с тончайшими нюансами различных чувств, блестящая виртуозность и суровая сдержанность – все эти свойства Рахманинова-исполнителя в полной мере проявили себя и в его фортепианных сочинениях.

После окончания консерватории Рахманинов начинает выступать как пианист, интерпретатор произведений Листа, Рубинштейна и как композитор, исполнитель собственных сочинений. Но концерты, в которых приходилось участвовать Рахманинову, проводились частным образом, в небольших залах, без афиш, о них не оповещалось в печати.

В 1893 г. под впечатлением смерти Чайковского он пишет свое Элегическое трио ре минор – одно из наиболее вдохновенных и психологически глубоких юношеских сочинений, - и посвящает его памяти любимого композитора. В трио композитор воскрешает и последовательно развивает традиции старинного русского пения  с его вокальной природой, свободой метроритма, с его бесконечной мелодией, обогащая тем самым русскую музыку конца 19 – первой половины 20 века искусством монодических средневековых жанров.

             Весной 1897г. впервые на концертной эстраде прозвучало крупное симфоническое произведение Рахманинова – его Первая симфония, неуспех которой принес не только горькое разочарование, но и продолжительный творческий кризис: в течение нескольких лет композитор не написал ничего значительного.

В это трудное для Рахманинова время он был приглашен С.И. Мамонтовым в его частную оперу на пост второго дирижера. Сергей Васильевич пробыл в театре недолго – с октября 1897 по февраль 1896 года – и провел за это время около тридцати спектаклей. С первых же спектаклей Рахманинов проявил себя как незаурядный дирижер. Под дирижерскими жестами молодого музыканта целые оперы и отдельные их сцены приобрели новое звучание. Рецензент «Московских ведомостей» писал так, - «Прежде всего оркестр звучит у него особенно: мягко, не заглушая пения, и в тоже время до мелочей тонко, точно это специально симфоническая музыка, а не оперный аккомпанемент». Именно здесь Рахманинов приобрел дирижерскую практику, позволившую ему в дальнейшем уверенно общаться  с любым оркестром или оперным коллективом. Но напряженная работа в мамонтовской опере, требовавшая от Рахманинова большой затраты сил, не оставляла ему времени для того чтобы заниматься чем-нибудь еще помимо дирижирования и постановки спектаклей.

 

  1. 2.     Расцвет творчества

 

Вначале 20 века появляется ряд его замечательных произведений, знаменующий новый этап пути, новую, несравненно более высокую ступень его художественного мастерства. Это прежде всего  Второй концерт – гениальная поэма о Родине.

В концерте Рахманинов выступает как зрелый художник, свободно владеющий всеми средствами музыкальной выразительности, как мастер крупной формы, блестящего фортепианного стиля. Теперь окончательно определяется весь его последующий путь, намеченный в Элегическом трио и Первой симфонии, - путь лирико-эпического симфонизма, опирающегося на древнейшие формы национальной мелодики и метроритма.

Многие музыканты отмечали новые черты в музыке композитора. «В Рахманинове преобладает спокойствие, уравновешенность. Его элегичность, его скорбность никак не последствие неудовлетворенности, раздвоенности, застывшего отчаяния <…>, - писал Асафьев. – Рахманинов в своем созерцании, неподвижности таит суровую, умеющую себя сдерживать от бесплодных усилий волю».

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр, где он занял пост дирижера и стал руководить русским репертуаром. И хотя деятельность его продолжалась только два сезона, результаты ее были огромны. Все последующие годы постановки Рахманинова служили образцом, художественным эталоном для русских музыкантов. К 100-летию со дня рождения М.И. Глинки Сергей Васильевич осуществил новую постановку «Ивана Сусанина», при этом весь авторский текс был тщательно выверен и очищен от многолетних наслоений и искажений. В главных ролях выступали А.В. Нежданова и Ф.И. Шаляпин.

Появившаяся в эти дни краткая газетная заметка о работе Рахманинова в Большом театре дает представление о том, как тщательно отделывал он каждую отдельную партию раньше, чем перейти к разучиванию оперы в целом, выполняя лично такие функции, которые другие дирижеры часто передавали концертмейстерам: «Новый дирижер императорской оперы г. Рахманинов, помимо общих репетиций с оркестром, устраивает отдельные уроки для солистов с фортепиано…» Рахманинов дирижирует не только в театре, но и в концертах Московского филармонического общества, а также Московского и Петербургского отделений Русского музыкального общества.

В годы работы в большом театре композитор завершил свои зрелые оперы – «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Эти две оперы Рахманинова, неразрывно связанные с традициями русской классики, намечают новые пути в развитии оперного жанра. Композитор сближает здесь оперу с оркестровой поэмой или кантатой, причем основную смысловую нагрузку, несет оркестр, передающий содержание драмы, чувства и переживания героев. Действие развертывается сценами, без деления на отдельные номера.

После двух сезонов Сергей Васильевич решает уйти из Большого театра и снова заняться композицией. В октябре 1906г. композитор с женой и дочерью уезжает в Дрезден. В Дрездене Рахманинов создает монументальную фортепианную композицию, насыщенную философским содержанием – Сонату ре минор. К концу 1907г. была завершена Вторая симфония ми минор. Первое исполнение Второй симфонии прозвучало под управлением автора в симфоническом концерте А.И. Зилоти в Петербурге в январе 1908г. Советский музыкальный критик К.А. Кузнецов назвал Вторую симфонию Рахманинова «русской лирической симфонией - так просты и задушевны ее темы, так естественно и непринужденно они развиваются». И хотя композитор не использовал подлинных напевов, весь музыкальный язык симфонии глубоко национален. Последним произведением дрезденского периода была симфоническая поэма «Остров мертвых», исполненная в апреле 1909 г. в симфоническом концерте Московского филармонического общества под управлением автора. Поэма от начала до конца выдержана в тусклых тонах, как бы подчеркнута «траурным флером». Написана она под впечатлением от одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина. Высоко оценил поэму известный дирижер Л. Стоковский, неоднократно включавший ее в программы своих концертов. В 1932 г. он писал композитору: «При вторичном изучении я был поражен единством стиля и формы этого произведения… Никогда прежде я так ясно не ощущал совершенства его структуры. Оно растет от корней к ветвям, листьям, цветам, и плодам подобно дереву и сходно с тем, как это бывает в музыке Баха…».

 

3.Всеобщее признание

 

Зимой 1907/08г. все чаще выступает на родине и за рубежом как пианист и дирижер, в основном исполняя свои произведения. Везде ему сопутствует, успех и слава одного из лучших пианистов мира.

Летом 1909г. С.В. работает над новым концертом с оркестром и к октябрю завершает его. Исполнение Третьего концерта состоялось в Нью-Йорке в конце ноября. В годы увлечения модернизмом и всевозможными изощренными звучаниями Рахманинов шел особым путем, поднимая древнейшие пласты национального искусства и претворяя его в своем творчестве. Поистине гениальным откровением в этом отношении явилась основная тема Третьего концерта, воспроизводящая склад старинных песнопений. Но когда американский музыковед И.С. Яссер, заметив ее сходство с древним церковным напевом «Гроб твой Спасе воини стерегущии», спросил композитора о происхождении мелодии, Рахманинов ответил, что она вполне оригинальна и «ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалась»!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, - и найти подходящее, вернее не заглушающее это «пение» сопровождение. Вот и все!»

            В начале октября Рахманинов уезжает в гастрольную поездку по США и Канаде, где с 22 октября по 18 января дает 26 концертов, выступая преимущественно как пианист. Рахманинов играл с лучшими оркестрами и дирижерами Америки – В. Дамрошем, Л. Стоковским, Г. Малером и познакомил американскую публику со Вторым и Третьим концертами, Второй симфонией, «Островом мертвых».

Ученик замечательного мастера контрапункта С.И. Танеева, Рахманинов с годами придавал все большее значение мелодико-полифоническому мышлению. Его искусство вокальной полифонии получило наиболее полное выражение в хоровых циклах «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощная».                       1909-1917 годы последние годы жизни Рахманинова в России. Это был расцвет не только композиторской деятельности, но и его исполнительской деятельности – выступая, как пианист и дирижер, руководя филармоническими концертами, он способствует широкой популярности произведений русской и мировой классики. Многие из этих концертов даются с благотворительной целью – сборы идут на нужды различных обществ, в пользу нуждающихся студентов консерватории, университета, высших женских курсов, а с1914г. – в пользу раненых и семей погибших.

 

4.За рубежом

 

          Великой Октябрьской революции Рахманинов не понял, поэтому он принял решение уехать из страны.

За рубежом в последующие годы вплоть до начала Второй мировой войны концертная деятельность Рахманинова протекала интенсивно и напряженно, как в Америке, так и в Европе. За Рахманиновым закрепляется слава величайшего пианиста XX века, не имеющего себе равных среди современников.

Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт (1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). Эти произведения — последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества — образ Родины. Сурово-сосредоточенная напряженная мысль художника вызывает его из глубины веков, он возникает как бесконечно дорогое воспоминание.

Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бажанов Н.Д. Рахманинов. Серия ЖЗЛ. М.: Изд-во «Молодая гвардия»1966 г.
  2. Брянцева С.В. Сергей Васильевич Рахманинов М., «Советский композитор», 1976 г.
  3. Василенко С.Я. Сергей Васильевич Рахманинов. Краткий очерк жизни и творчества, Л., Музгиз, 1961 г.
  4. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., «Музыка», 1973 г.
  5. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. М., « Музыка», 1984 г.