Воспитание пианистических навыков в начальных классах


Автор: Вяткина Анна Григорьевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Воспитание пианистических навыков в начальных классах

Краткое описание работы: Организация движений на первых уроках, упражнения и развитие техники

Введение

Темой данного реферата является воспитание пианистических навыков в начальных классах ДМШ. Как раньше, так и сейчас, эта тема остается актуальной. Также идёт обучение не столько самим навыкам фортепианной игры, а сколько обучению музыке. Фортепианная техника является техникой художественного выражения. А развитие пианистических навыков помогает нам лучше передать всю красоту музыкального произведения. Игра на рояле, собственно как и любой другой труд, требует мышечных усилий, поэтому развивать пианистические навыки нужно для овладения игрой без чрезмерного напряжения. Начиная работать с детьми, с первых уроков их необходимо заинтересовать музыкой, а через музыку полюбить заниматься на инструменте.        Первоначальный этап должен быть интересным и увлекательным, насытить многообразием впечатлений. Важно ребенка завлечь музыкой, развить его образное восприятие вне зависимости  станет ли он профессиональным музыкантом или посвятит себя другой деятельности.

«В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление, умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков» (А.Д. Артоболевская)

 Организация движений

Первые занятия с учеником начинаются с простых песенок. Педагог может наиграть ребенку знакомую песенку, затем попросить повторить. Во время игры нужно аккуратно поправлять его, показывая как можно сыграть удобнее, лучше и правильней. Тем самым, ученик сможет с первых занятий не только сам воспроизвести музыку, но и освоить некоторые движения рук, а также заинтересоваться инструментом.

Начальная работа с учеником состоит в организации движений. Нужно воспитать в нем правильное отношение к клавиатуре. Начинается всё с прикосновения. Прикасаться к клавише не ноготком, а подушечкой пальца. Подобное прикосновение позволяет сохранить чуткость осязания кончика пальца и является одним из условий певучести. Нажимая на клавишу, стараться не давить на нее, не извлекать звук толчками и тычками. Также, нужно учитывать персональное строение рук ученика, помогать ему искать удобство и комфорт в игре. Прежде чем приступить к упражнениям на клавиатуре, следует позаниматься с учеником гимнастикой.

Гимнастика – не просто полезная часть, где мы разминаемся. Она так же важна, как упражнения на фортепиано. Упражнения заключаются в расслаблении мышц шеи, спины, рук. Умение привести свой аппарат и организм в рабочее состояние очень важно, главное, чтобы ученик чувствовал удобство и непринужденность.

Не менее значимой частью в работе с учеником является правильная посадка. От нее зависит насколько расслабленно, свободно и правильно он будет играть.

Упражнения для выработки правильной осанки:

1.     «Штангист» - Ученик наклоняется вперед, опустив руки вниз, представляет, что он поднимает штангу плечевым поясом (кисть и предплечье не должны напрягаться. Потом плечи максимально поднимаются вверх, словно пытаясь поднять штангу высоко, и резко опускаются, как будто ощутив точку, в которую падает «штанга».

2.     «Руки-плети»  -  ребенок выполняет упражнение стоя, ноги вместе.  Поднимает руки вверх, делает вдох и с выдохом наклоняется вперед, свободно бросив руки вниз. Руки должны «болтаться» как плети, пока не остановятся. Поскольку все дети имеют индивидуальные особенности (рост, длина рук), то высота клавиатуры не всегда соответствует этим данным. Поэтому нужно посадить ребёнка и отрегулировать высоту стула так, чтобы его локти  при игре находились не ниже уровня клавиатуры. Проследить за локтями –  они не должны быть прижаты к корпусу, –  а так же и за осанкой. Если ребенок не достаёт до пола, ему поможет специальная подставка. Она обеспечит удобную и устойчивую посадку. Также сразу идёт постановка аппарата руки. Объяснить ребёнку, что запястье это мостик, а кисть – домик для гномика.

Следующим шагом в работе являются упражнения за инструментом. Упражнения связаны не только с механической стороной, но и с музыкальной, так как они включают разные виды техники и всевозможные приёмы звукоизвлечения, которые далее переходят в работу над произведением. Следует объяснить ученику, что упражнения – это не нудная и монотонная работа, которая требует сосредоточенности, нужно убедить его в необходимости их делать.

«Работать надо так, чтобы не было необходимости исправлять уже сделанное  и бороться с неправильными привычками» (А. Гольденвейзер) 

Упражнения

Первое, с чего можно начать – это с упражнений для постановки рук без инструмента на закрытой крышке фортепиано или за письменным столом.

«Парашют». Помочь ребенку в этом может небольшой мячик. Он должен помещаться в ладошке так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола. Взяв мяч в ладонь, плавно опустить кисть на стол. Аккуратно ее поднять и затем снова опустить. Повторить несколько раз. Когда ребенок освоит округленное положение кисти, это упражнение можно будет делать без мячика в ладони.

После освоения правильного положения кисти руки, следует приступать к упражнениям на инструменте.

1.     «Стрекоза» - Плавно поднимаем руку с раскрытыми пальцами и кладем на пюпитр. Далее рука мягко и плавно опускается на клавиатуру, поставив 3-ий палец на черную клавишу, пальцы собираются.

2.     Извлечение одного звука. Для начала можно поиграть одним 3-им пальцем, т.к. он самый сильный. Следить за тем, чтобы палец вставал на подушечку и купол руки не разваливался, движение было плавное. Когда освоится игра 3-им пальцем, можно пробовать остальные. Мизинцем играть в последнюю очередь.

3.     «Радуга» - упражнение заключается в переносе руки от одной клавиши к другой, в воздухе рисуя полукруг, на соседний или более широкий интервал. Это упражнение воспитывает умение свободно ориентироваться на клавиатуре. Движения скупые и точные. Перенос руки широким, дуговым движением каждым пальцем по очереди. Можно придумать слова, чтобы ученику было интереснее его выполнять.

4.     «Кузнечики» - два соседних пальца играют попеременно. Сначала non legato, потом на легато. Хорошая тренировка подвижности и активности пальцев.

5.     Упражнение «лесенка» - перенос заданного пальца подряд по звукоряду.

6.     Упражнение «интервалы» - отрабатывается навык взятия аккордов. Одновременное взятие двух звуков. Сначала поиграть 1-ым и 3-им пальцами, далее 2-ым и 4-ым, 1-ым и 5-ым. Учит ребенка контролировать стройность звучания интервалов.

Особое внимание уделить 1-му и 5-му пальцам.

В начальной работе ученику нужно объяснить простые правила аппликатуры: если идут ноты подряд, пальцы ставим подряд; пропущена клавиша – пропустить палец; повторение одного и тоже звука играем разными пальцами; 1-5 палец чаще играется на белых клавишах, 2,3,4 – на черных.

Помогает закрепить упражнения «Шопеновская формула». Заключается в том, что 1-ый и 5-ый пальцы стоят на белых клавишах, 2-ой,3-ий,4-ый – на черных. Это наиболее правильное и естественное положение руки на клавишах. Звуки «ми», «фа-диез», «соль-диез», «ля-диез», «си». Упражнения на этих звуках можно поиграть в различных комбинациях.

Упражнение по «Шопеновской формуле» - на нон легато,  в основном перенося руку с пальца на палец с участием всей руки.

 

  Развитие техники

Основой воспитания пианистических навыков у ребёнка является развитие техники. В работе над техникой требуется внимательность, слуховой контроль и концентрация. Так же нужно развивать яркость художественных представлений и ощущение живого пульса музыкальной ткани. Малоразвитость этих сторон ведут к скованности, ограниченности, неровности, несовершенству техники исполнения Техника и музыка связаны меж собой.

«Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения» (К. Игумнов) 

 

Существует достаточно много примеров того, когда неровность и угловатость технических пассажей обусловлена недослушиванием звуков на поворотах, при смене фигураций, позиций или регистров. Техническая тяжеловесность, вялая подвижность, статичность и метричность чаще всего происходят от отсутствия ощущения горизонтального движения музыки. Поэтому, начиная работать с учеником над техникой, нужно внимательно относится к работе и точно выполнять поставленные задачи.

Главная цель технического развития – предоставить условия, при которых аппарат будет способен лучше выполнить требуемую музыкальную задачу. Далее эти условия должны привести к полному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя. Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле.

С первых шагов обучения оба эти процесса должны находиться в приоритете.

Принципы развития пианистического аппарата:

 1)Пластичность и гибкость

 2)Целесообразность и экономия движений

 3)Управляемость техническим процессом

 4)Звуковой результат

 

Основы технической организации аппарата

1)Воспитание цепкости пальцев.

Много внимания уделяется на воспитание цепкости пальцев. Во избежание скованности  и зажатости нужно с первых уроков приучать к свободе движений всей руки от плеча. Начальное упражнение для формирования ощущения цепкости пальцев ученик делает у стола, потом оно переносится на инструмент.

2) Организация движений 1-го пальца.

В организации движений 1-го пальца часто появляются серьезные трудности. От неверных действий которого возникает целый ряд пианистических недочетов. 1-ый палец выполняет роль опоры, ему присущи силовые движения – он короткий, сильный, наиболее прочно связанный с рукой через запястье и отсюда малоподвижный палец и поэтому требует к себе особое внимание. Важная задача научить своего подопечного хорошо владеть кончиком 1-го пальца, играть цепко боковой частью «подушечки».

3)Организация движений запястья.

Запястье (кисть) является важной частью пианистического аппарата, выполняющая разнообразные цели. Оно является посредником различных движений, идущих от пальцев к вышележащим частям руки и обратно. Запястье меняет, направляет и корректирует эти движения. Так же его можно назвать «дыхательным аппаратом» руки. Необходимо с учеником пройти основные формы движений запястья в виде нетрудных упражнений. Эти упражнения на активные и пассивные движения, которые делятся на вертикальные, горизонтальные и вращательные.

4)Игра весом руки.

Так же немаловажно научить ребёнка играть, используя вес руки. Учить детей весовой игре сложно, но очень важно, так как игра весом относится к основным умениям, лежащим в основе будущего пианизма. Приступить к изучению этого навыка можно лишь после того, как кисть ученика хорошо организована, чтобы выдержать груз вышележащих частей руки. Поэтому освоение отдельных элементов, затем комплексное исполнение легче и быстрее зарождает необходимые технические ощущения. Когда есть основа мышечных ощущений, мера движений легко регулируется.

После игры весом руки отдельных звуков, интервалов или аккордов не сложно перейти к легато полным звуком. Динамика создаст глубокую, насыщенную звучность. Данный навык в сочетании с пластикой запястья и разнообразием пальцевых прикосновений широко применяется в исполнении произведений кантиленного характера. Ученик, хорошо ощущающий вес своей руки, может регулировать весовую нагрузку на играющие пальцы. Пальцы в данном случае почти не отрываются от поверхности клавиш: нет замаха и удара, нужна лишь цепкость прикосновения.

Виды фортепианной техники

1)Гаммы.

Цель этой техники - добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение зависит от двух факторов: спокойного подкладывания 1-го пальца при смене позиций кисти и ровного текучего легато внутри позиции.

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание 1-ого пальца, поэтому необходимо освоить упражнение на развитие его гибкости и самостоятельности.

Упражнение делается без рояля: переворачиваем ладонь и медленно ведем 1-ый палец к 5-му и обратно.

В гаммах применяются уже знакомые ученику навыки. Это - цепкость ногтевых фаланг, свобода и гибкость первого пальца, горизонтальные движения запястья.

Ученика следует приучать к более беглому исполнению гамм, не превращая их в задания по выучиванию новых тональностей и аппликатуры в замедленном темпе.

2) Арпеджио.

Исполнение арпеджио сложно для детей из-за малого размера кистей рук, и пока низкого уровня технической подготовки, поэтому лучше всего приступить к изучению арпеджио, проработав в нескольких тональностях аккорды тонического трезвучия и его обращений (ведь арпеджио есть ничто иное, как аккорд, представленный мелодически). После этого можно начать изучение трехзвучных арпеджио, особенно это будет удобно для детей с маленькой рукой. Затем, переходить к четырехзвучным.

Существует несколько видов арпеджио: короткие, длинные, ломаные.

Короткие арпеджио. На первом этапе разучиваем отдельно каждое звено мотива, со снятием руки между ними. Особое значение имеет работа 1-м пальцем, ведь именно он направляет движение. Плавное ведение запястья имеет необходимо для хорошей игры. Второй – присоединение одного звука следующего звена к каждому мотиву. Третий – объединение всех мотивов.

Наиболее распространенная ошибка - фиксация пальцев в растопыренном положении. Чтобы ее избежать, надо научить ребенка подтягивать 1-й палец ко 2-му, а дальше кисть как бы начинает «собираться».

Длинные арпеджио. Главная трудность этих упражнений – это незаметная смена позиций. Для этого нужно учесть три основных момента: вовремя подготовить 1-й палец, кисть вести ровно и не поднимать ее перед подкладыванием, запястье должно быть широкое и свободное. Чтобы подготовить длинные арпеджио в быстром темпе, нужно освоить быстрое перемещение руки по позициям путем скольжения пальцев по поверхности клавиш (без вспомогательных движений запястья). Переносить руку с одной позиции на другую ученику  более удобно в дугообразной форме. Однако такое движение создаст звуковую неровность: движение руки вверх на последнем звуке позиции облетает его, а движение вниз в начале следующей позиции — создаст акцент. Кроме того, дугообразные движения при смене позиции снижают скорость движения. Поэтому следует использовать скольжение концами всех пальцев по поверхности клавиш, отчего исчезает эта дугообразность. Пальцы ударяют прямо, вертикально не дотягиваясь до нужных клавиш, что увеличивает темп.

Ломаные арпеджио. По исполнению похожи на короткие, но есть отличие – звуки каждого звена идут в различных направлениях. При необходимости выделения отдельных звуков в арпеджио (ритмические акценты) следует пользоваться движением «тычок» или быстрым рессорным движением вниз: первый вид акцента — более острый, второй – более звучный.

В изучении всех видов арпеджио следует помнить о своеобразной «ленивости» пальцев. Освоение арпеджио следует начинать с активной ударности всех пальцев (кроме первого, играющего с места).

3) Аккорды.

Для того, чтобы без напряжения взять октаву или аккорд нужна хорошая растяжка и эластичность ладони. Растяжка поддается развитию путем правильных тренировок. Выполняя упражнение на растяжение, нужно следить за состоянием запястья – оно не должно подниматься или фиксироваться.

Изучая аккорды, добиваемся решения двух проблем: во-первых, совместное, одновременное звучание всех звуков аккорда (достигается формированием фиксированного аккорда в руке), во-вторых, — умение выделить любой звук или созвучие, подголосок, идущий через аккордовую фактуру. Стройность звучания достигается извлечением звука активными, цепкими концами пальцев. Взяв аккорд, нужно помочь ребенку расслабить руку, покачать ее, но при этом следить, чтобы он не отпускал аккорд.

4) Репетиции

Репетиции бывают трех видов:

·        Одним пальцем

Играя репетиции одним пальцем довольно легко добиться звуковой ровности: хорошего качества пиано, а также точного изменения динамики. Тем не менее, репетиция одним пальцем имеет ограничение по темпу и ее нельзя сыграть быстро.

·        Разными пальцами

При репетиции разными пальцами одной руки, будет ошибкой совершать вертикальное движение кисти. Конец пальца движется по направлению либо к центру, либо к основанию ладони.

·        Разными руками

Репетиции двумя руками по одной клавише будут более понятны детям, если им точно объяснить характер движения. Суть данной репетиционной техники – в быстром освобождении клавиш. Отсюда меняется направление движения: вместо привычного погружения в клавишу (вниз) – выхватывание звука снизу вверх.

После изучения упражнений и гамм можно переходить к работе над подвижностью пальцев в произведениях.

Этюды – лучший способ усовершенствовать технику. Их изучение делится на несколько этапов. Сначала идет тщательное музыкальное усвоение – разучивание этюда по частям с правильной фразировкой в медленном темпе. Затем переходят к исполнению в более подвижном темпе, с объяснением недостатков игры ученику. На третьем этапе идет работа над сложными элементами. И лишь после этого окончательно объединяют отдельные части в целое, прибавляя темп и продолжая работу над необходимыми местами.

 

«Чтобы играть быстро, надо быстро думать» (И.Гофман)

 

Заключение

Правильное воспитание пианистических навыков – это залог успешной игры на рояле. Нужно внимательно отнестись к первоначальному этапу работы. Не следует забывать о гимнастике, так как очень важно уметь привести свой аппарат и организм в рабочее состояние.

Занимаясь  с учеником над упражнениями, следует объяснить ему, что эта работа требует сосредоточенности и не является нудной и монотонной. Упражнения связаны не только с механической стороной, но и с музыкальной, так как они включают разные виды техники и всевозможные приёмы звукоизвлечения, которые далее переходят в работу над произведением. Поэтому нужно убедить его в необходимости их делать.

И техническая сторона, и музыкальная должны развиваться одновременно.  Соотношение музыкальных и технических задач в работе формирует понимание музыки, как синтез пианистических движений, позволяющих добиться музыкальной выразительности, и затем прийти к более высокому пониманию музыки. Выполняя все требования, можно достичь очень хорошего результата.

 

Список литературы

1.     Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой : из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / А. Д. Артоболевская. – СПб. : Композитор, 2013. – 84 с.

2.     Дельнова В.В. Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы / В.В. Дельнова. - М., 1972.

3.     Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано : методическое пособие / К.А. Мартинсен. – М. : Музыка, 1977. – 127 с.

4.     Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста : методическое пособие / Б.Е. Милич. – М. : Кифара, 2002. – 287 с.

5.     Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой : учебное пособие / С. И. Савшинский. – 2-е изд., стер. – СПб. : Лань ; Планета музыки, 2018. – 116 с.

6.     Тимакин Е.М. Воспитание пианиста : [учебно-методическое пособие] / Е. М. Тимакин. – М. : Музыка, 2014. – 168 с.

7.     Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков / А. А. Шмидт-Шкловская. – М. : Классика-XXI, 2002. – 84 с.