Логопедическая ритмика на музыкальных занятиях с дошкольниками


Автор: Щевьева Юлия Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Логопедическая ритмика на музыкальных занятиях с дошкольниками

Краткое описание работы: Работа предназначена для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Методическая разработка музыкального руководителя

Ухоловского детского сада №2 Щевьевой Ю.И.

Логопедическая ритмика на музыкальных занятиях с дошкольниками.

В последние годы, к сожалению, увеличивается число детей с психо-физиологическими проблемами, с отклонение в здоровье. Это связанно с неблагоприятной экологической средой,  со сложными социальными проблемами в обществе, со стрессовыми условиями жизни в больших городах, с низким уровнем жизни большинства населения. Особенно часто дети имеют комбинированные речевые нарушения, сочетающиеся со слуховой дисфункцией (нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая).

        Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача коррекции физических, психических, речевых патологий. Важную роль  в коррекционной работе с детьми играет музыка: дети реагируют на музыку задолго до появления экспрессивной речи. Своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе других методик является логопедическая ритмика. Понятие логопедическая ритмика дано в работе Г.А. Волковой[i] Логопедическая ритмика –это система движений в сочетании с музыкой и словом. В современной ситуации логопедическая ритмика выполняет важную роль в коррекции различных речевых, психомоторных и сенсорных  нарушений, часто встречающихся у детей дошкольного возраста. Система логопедических упражнений основана на различных сочетаниях слова, музыки и движения. При этом основополагающим стержневым фактором развивающего, эстетического и лечебного воздействия является ритмическая организация всех упражнений. Логопедическая ритмика в основе своей системы имеет понятие ритма как начала, организующего и дисциплинирующего, укладывающего всякое действие в определённую форму и регулирущего поведение страдающего ребенка.

       Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, сенсорной и др., укрепляется костно-мышечный аппарат. Логопедическое воспитание детей неразрывно также связанно с нравственным воспитанием: формированием моральных норм, развитием волевых качеств, доброжелательности, отзывчивости, целеустремленности.  Вест процесс логоритмического воспитания формирует у детей также эстетические чувства.

         Логоритмические упражнения обладаю следующими свойствами:

-Создают благоприятные условия для процесса торможения или возбуждения у детей с речевой патологией, у которых нарушено равновесие деятельности нервной  системы и ритмы процессов центральной нервной системы.

-Оказывают благотворное влияние на состояние двигательной моторики – за счет точной дозировки раздражителей (темпа, ритма, динамики, музыки и слова). Музыка и словесные инструкции вызывают дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции.  Музыка в сочетании со словом помогает активно реализовывать движение, или затормозить моторную реакцию.

-Дают возможность выделить индивидуальный ритм ребенка или группы, позволяют во всем многообразии мимико-двигательных проявлений установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму ребенка его пола и возраста.

-Упроядочивают и усовершенствуют протекание двигательных, ритмических процессов, развивают способность к сосредоточению. Работа в группе благотворно влияет на «слабого» ребенка, подражание другим помогает ему выполнять ритмические упражнения.

-Дают возможность работе педагога соответствовать требованиям различных реабилитационных или развивающих методик и сообразно им менять содержание, проявляя творческий подход.

    На логоритмических занятиях рекомендуется использовать специально подобранные музыкально-ритмические упражнения: вокально-артикуляционные; двигательные упражнения, способствующие коррекции движений; игры, способствующие развитию речи, внимания; игры на выработку умения управлять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины. Упражнения предотвращают развитие той или иной речевой или психомоторной патологии.  Музыкально-двигательные игры позволяют ребенку корригировать общую моторику, благотворно влияют на развитие экспрессивной речи. Для развития слухового восприятия, внимания  и памяти рекомендуется использовать игры, направленные на развитие дыхания и эмоционально-волевой сферы.  Пальчиковые игры направлены на развитие координации движений пальцев,  кисти руки и согласования движений руки и речи.

   Осуществляемые в игровой форме артикуляционная гимнастика под музыку направлена на развитие координации движений артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Закрепление правильного звукопроизношения, проводиться на материале звукоподражаний и на лексическом материале.

     Логоритмическая коррекция требует регулярного повторения вырабатываемых двигательных навыков.  Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные и речевые стереотипы. Для эффективного повторения на каждом занятии необходимо уже усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер. Изменяются: сюжетно-тематическая канва, сами упражнения, условии их выполнения, разнообразятся приемы.

       Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, улучшает эмоциональный фон, повышает внимание. Включение новых раздражителей в  выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений,  при условии соблюдения принципа постепенности. В логопедической ритмике постепенность и упражняемость (тренировку) следует считать основными физиологическими правилами.  Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно в соответствии с индивидуальными коррекционными задачам при различных нарушениях.

      Логопедическая ритмика изучает структуру речевого дефекта, неречевые психические функции и нарушения у детей с речевой патологией; с ее помощью можно исправлять также многообразные нарушения психомоторных и сенсорных функций.

       Упражнения логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. В результате решения оздоровительных задач у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхания, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений,  пространственных представлений и способностей произвольно передвигаться в пространстве, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей, развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность, развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности , воспитанию чувства коллективизма. При этом учитываются возрастные и личностные особенности, состояние двигательной системы ребенка, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

       На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-расширения лексического запаса;

-развитие слухового внимания и зрительной памяти;

-совершенствование общей и мелкой моторики;

-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

-развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

    Помимо знаний биологических, медицинских наук, логопедическая ритмика использует данные гуманитарного цикла: психолого-педагогического и музыкального. Она связана с общей теорией физического воспитания, общей и дошкольной педагогикой, общей и детской психологией, дефектологией. В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении детей с психическими и речевыми расстройствами.

     Во всех формах организации логоритмических занятий с дошкольниками логопед и музыкальный руководитель работают в тесном взаимодействии.  Их внимание направляется на всестороннее развитие ребенка, устранение речевых нарушений в двигательной и сенсорных сферах, на развитие или восстановление речи.

    Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; художественное движение. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения , формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

       Логоритмические средства в музыкальном воспитании детей коррекционных групп рассматриваются как лечебно-педагогический метод. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

       Логопедическая ритмика построена на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей ребенка, состояния его двигательной сферы и речевого нарушения.  Недостатки в психомоторных и сенсорных функциях у детей с речевыми нарушениями  нужно выявит в самом начале коррекционного обучения. Предварительное комплексное обследование детей проводиться также различными специалистами: невропатологом,  психиатром, психологом, отоларингологом ит.д.  Распространенные психофизиологические заболевания детей подробно описаны в книге Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика».  Перечислим эти заболевания: заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, расстройство голоса, алалия, афазия.  Занятие логопедической ритмикой с дошкольниками, имеющими эти заболевания, включают в себя:

   -формирование сенсорных способностей: восприятия различной модальности, внимания, реакции на ритм и слуховые раздражители;

 - формирование музыкально-ритмических навыков;

-воспитание умения сохранять равновесие;

-воспитание комплекса движений в прыжках, плясках;

-воспитание навыков выразительных движений;

-воспитание пространственной ориентировки;

-воспитание чувства ритма, темпа, громкости звука. Умения соблюдать паузы в пении;

-воспитание моторики рук: кисти, пальцев, плеча и предплечья;

-воспитание артикуляционных движений, плавного выдоха, интонирования, звуковедения, дикции, динамики;

-формирование игровой деятельности;

-воспитание чувства партнера и коллектива, инициативы. Развитие волевой сферы –способности к сосредоточению;

-воспитание чувства медленного темпа и плавных движений;

-связь речи с движением и музыкальным ритмом. Упражнения со четом или речью;

-упражнения на связь движения и речи с характером ритма.

        Умеренные физические нагрузки, получаемые больными детьми во время занятий логопедической гимнастикой, ритмикой, возбуждают нервные процессы, дают благотворный эффект.

      Для каждого больного ребенка система логоритмических занятий намечается индивидуально. Логопедическая ритмика в процессе всего восстановительного обучения больных способствует нормализации просодической стороны речи, регулированию эмоционально-волевых проявлений во время общения, развитию речевой функции. Она влияет на пантомимику, на общую и тонкую произвольную моторику руки, кисти, пальцев. С ее помощью нормализуется статическая и динамическая координация движений, восстанавливается право-левостронняя ориентировка, воспитываются элементы пространственных отношений, целенаправленное изолированное движение (общедвигательное и речевое), т.е нормализуется артикуляционная моторика.

      Логоритмические упражнения успешно применяются в комплексной работе педагогов дошкольных учреждений, в частности в Ухоловском детском саду №2 . Музыкальным руководителем  Ю.И. Щевьевой применяется специальная технология «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с нарушениями речи». Педагогическая технология рассчитана на обучение и лечение детей с различными речевыми нарушениями. Технология построена на взаимосвязи музыки, слова и движения. В нее включены все виды музыкальной деятельности : восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), пение, игра на музыкальных инструментах. Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. Технология рассчитана на групповую и индивидуальную работу в зависимости от дефекта речи ребенка. Занятия проводятся педагогом, главным образом, по методикам Г.А. Волковой, М.М. Картушиной, Л.И. Хромушкиной[ii].

       В основе данной педагогической технологии лежит тщательно продуманная и апробированная на практике система движений связанная с музыкой и словом. Ее конечная цель – психологическая подготовка к поступлению в общеобразовательную школу. Кроме того технология ставит и общеэстетические задачи: развитие у детей музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; расширение певческого диапазона, чувства ритма, развитие слухового внимания, воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения  ритмично выразительно двигаться в соответствии с данным образом, перевоплощаться,  проявлять художественно-творческие способности. Большое внимание музыкальный руководитель уделяет пространственной организации движений, развитию общей и тонкой моторики (от которых, как известно напрямую зависит развитие речи), развитию эмоциональной сферы, мимики. Развитие речевой моторики чрезвычайно важно для развития артикуляционной базы звуков.

        На занятиях музыкальный руководитель занимается статической и динамической координацией движений, воспитывает восприятие чувства ритма, развивает слуховое внимание и слуховую память, а так же оптико-пространственные представления и навыки.  Занятия логопедической ритмикой проходят на плановых занятиях (два раза в неделю). Для этого отводиться часть времени. При этом занятия идут как в коллективных формах (всей группой), так и мелкогрупповые, по мере надобности, и индивидуальные.

        Расширив рамки отведенной типовой программы, педагоги стараются включать логоритмические элементы в каждый вид музыкального воздействия на детей, тем самым удовлетворяя потребность маленького человека в движении и раскрепощении.  В результате занятий у детей значительно развился также музыкальный слух, достаточно хорошо развиты статическая и динамическая координация движений. Зрительные внимание и память достигли высокого уровня, значительно улучшились  слуховое внимание и слуховая память, возросла творческая инициатива, повысилась двигательная активность. Дети стали свободно двигаться в пространстве, общая моторика из приблизилась к возрастной норме. Диагностика на заключительном этапе апробирование педагогической технологии показала, что у детей хорошо сформированы мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение,  умение устанавливать словесно-логические связи.

      В настоящее время логопедическая ритмика успешно применяется в системе реабилитационных методик в комплексе с иными оздоравливающими мероприятиями. Она привлекается при лечении заболеваний детей, связанных с расстройствами психомоторики, дыхании, речи, голоса, слуха.  Наблюдение за практикой высококвалифицирванных педагогов этой области многое даст всем заинтересованным молодым педагогам-музыкантам, работающим с детьми.

       Логопедическая ритмика предоставляет детям возможность свободы в выборе художественного образа, который вызывает у них желание красиво двигаться. Четко произносить слоги, внимательно слушать музыку, а музыкальному руководителю дает возможность эффективно работать над коррекцией речи и моторики, культурой движения детей.

        Гуманизм музыкальных занятий логоритмикой заключается в том, что педагог не имеет права требовать от ребенка безупречного результата, а ребенок имеет право выполнять движения согласно своему уровню психического и физического развития. Показывая красоту движения под музыку, педагог тем самым вызывает желание детей сделать так же. Естественно и непринужденно вовлекая детей в выполнение движений( «делаю вместе с вами»), поддерживая их эмоционально (поощрение), он неизбежно приводит их к намеченному результату.

 

  



[i] Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов вузов.- М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

[ii] Картушкина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методич. пособ.-М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2003.; Хромушкина Л.И. Педагогика жизни. К программе «Образование как путь гармонии». Студия «Мир, ритм и я» (Миритмия).-Ростов –н/Д: Изд-во «Просвещение», 1994.