Консультация для родителей "Музыкальная терапия"


Автор: Артищева Ирина Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Лекция для родителей

Консультация для родителей "Музыкальная терапия"

Краткое описание работы: краткие рекомендации родителям по музыкальному репертуару, используемому для развития ребёнка

Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка? 

«Музыка – это лекарство, которое слушают!» 

Музыкотерапия помогает решить ряд проблем:

·      преодолеть психологическую защиту ребенка (успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать);

·      установить контакт между взрослым и ребенком;

·      развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;

·      занять его увлекательными делами (музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах).

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психо-гимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

 Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

вокальная музыка оказывает влияние на весь организм, но больше всего на горло. Утром предпочтительно включить мажорную, солнечную, классическую музыку, добрые песни с понятным текстом.  Для снятия эмоционального и физического напряжения, расслабления, для спокойного погружения в дневной сон следует воспользоваться благотворным воздействием релаксирующей и мелодичной классической музыки, заполненной звуками природы (журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов, шелест листьев, голоса птиц). Дети подсознательно расслабляются и успокаиваются.  Для пробуждения нужно использовать тихую, нежную, легкую и радостную музыку. Услышав звуки привычной музыки, детям будет легче и спокойнее переключаться из состояния абсолютного покоя к активной деятельности. 

Музыкотерапия содержит:

·      слушание музыкальных произведений;

·      пение песен;

·      музыкально-ритмические движения под музыку;

·      музыкальные паузы на занятиях;

·      взаимодействие музыки и изобразительной деятельности;

·      игру на детских музыкальных инструментах;

·      музыкальные упражнения и др. Дома с детьми вы тоже можете использовать музыкотерапию, при соблюдении определенных правил, психофизиологических принципах более, чем на эстетико-художественных.

 Самые важные из них:

 Расслабление поможет вам «открыть двери бессознательного» и в полной мере ощутить действие музыки. И не важно, что вы хотите испытать успокаивающее действие музыки или поднимающее настроение.  Так как лечение музыкой не должно быть утомительным, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций. 

Громкость и сила музыки обязательно должна регулироваться. Небольшую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для бодрящей. Очень большая громкость музыки утомляет и возбуждает нервную систему. После слушания лечебной музыки немного отдохните. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное. Лечебное использование музыки во время сна особенно рекомендуется для беспокойных и возбужденных детей. Рекомендуемые произведения для проведения музыкотерапии: Музыка для пробуждения: «Вальс Цветов», «Зимнее утро» П.  Чайковский, «Аквариум» К. Сен – Санс, «Романс» Д. Шостакович, «Утро». Э. Григ, «Менуэт» Л. Боккерини.

Музыка для релаксации: «Мелодия» К. Глюк, «Лебедь» К. Сен – Санс, «Лунная соната» Л. Бетховен, «Песня Сольвейг» Э. Григ, «Романс» Г. Свиридов.

Организующая музыка: (способствующая концентрации внимания): «Марш» С. Прокофьев, «Ария» И..С.Бах, «Музыкальный момент» Ф. Шуберт, альбом «Времена года»: «Весна», «Лето» А. Вивальди.

 Музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.