Курсовая работа о воспитании нравственных представлений дошкольников


Автор: Беляева Алина Николаевна

Руководитель: Трофимова Елена Давидовна

Должность руководителя: доцент кафедры психологии и педагогики начального и дошкольного образования

Место работы руководителя: НТГСПИ

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Курсовая работа о воспитании нравственных представлений дошкольников

Краткое описание работы: В работе изучены эффективные методы воспитания нравственных представлений у детей дошкольного возраста на музыкальном материале композиторов Урала

Министерство просвещения Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

Развитие нравственных представлений дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала

 

Курсовая работа

по дисциплине «Музыкальное развитие дошкольников»

 

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

профиль «Начальное и дошкольное образование»

 

 

 

Оценка: ___________________

Исполнитель:Беляева Алина Николаевна

Дата: ____________________

студентка ФППО

Группы Нт-404оНДО

 

 

Подпись: _________________

Научный руководитель:

Трофимова Е.Д.

кафедры психологии и педагогики начального и дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2021

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1. Развитие нравственных представлений у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. 6

1.2. Педагогический потенциал музыкального материала композиторов Урала  12

1.3. Педагогические условия развития нравственных представлений у старших дошкольников на материале композиторов Урала. 15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 19

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ КОМПОЗИТОРОВ УРАЛА.. 21

2.1.Диагностика уровня развития нравственных представлений у старших дошкольников. 21

2.2. Проект программы и примеры фрагментов занятий по развитию нравственных представлений дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала. 24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение» на диагностику эмоционально-нравственного развития дошкольников. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методика И.Б. Дермановой «Что такое хорошо и что такое плохо» на диагностику сформированности нравственных представлений. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Диагностическая карта определения уровня развития нравственных представлений у старших дошкольников. 38


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Когда мы говорим о нравственном представлении детей дошкольного возраста, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного формирования представлений является появление и понимание нравственных норм и ценностей. И чем прочнее сформированы представления, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у ребенка дошкольного возраста, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат разделы, которые специально посвящены формированию нравственных представлений у детей. Важность этой задачи очевидна: именно в дошкольном возрасте складываются основные моральные качества будущей личности ребенка, оформляется отношение к другим людям. Вместе с тем эти методы  далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. Формирование у подрастающего поколения нравственных представлений, уровень которых в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, – одна из актуальных проблем педагогики.

Стержнем и показателем сформированностинравственныхпредставлений у человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе, это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.

В работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, изучалась проблема становления базиса нравственности личности, формирования представлений, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период дошкольного детства.

У детей в старшем дошкольном возрасте нравственные представления, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, формировать нравственные представления о качествах человека, как следует поступать. В связи с этим очевидна необходимость организации просвещения о нравственности и формирование нравственных представлений у  воспитанников детского сада.

Для этого применяются различные формы и методы развития нравственных представлений, которые определяются общими методами дошкольного воспитания. Одним из эффективных и важных средств формирования нравственных представлений, особенно у детей старшего дошкольного возраста, является искусство во всем его многообразии, включая музыку.

Несмотря на то, что проблеме формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста уделяется достаточно внимания, она является одной из наиболее  трудных  в работе с обучающимися старшего дошкольного возраста в детском саду.

Объект исследования: развитие нравственных представлений старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия, развития нравственных представлений старших дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития нравственных представлений старших дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала.

Гипотеза исследования: педагогический потенциал музыкального материала композиторов Урала может быть наиболее полно раскрыт в процессе развития нравственных представлений старших дошкольников при реализации следующих условий:

- создании музыкальной-образовательной среды, позволяющей детям прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего социо-культурного пространства;

-организации музыкальной деятельности старших дошкольников на основе представлении детей о нравственных ценностях человеческого бытия;

-использовании полихудожественного подхода в изучении музыкального материала композиторов Урала, с учётом возрастных особенностей музыкального восприятия старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. Анализ проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить педагогический потенциал музыкального материала композиторов Урала.

3. Определить педагогические условия развития нравственных представлений у старших дошкольников на материале композиторов Урала.

4.Подобрать диагностические задания и провести диагностику развития нравственных представлений у старших дошкольников.

5. Разработать проект программы и примеры фрагментов занятий по развитию нравственных представлений дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала

Методы теоретического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение.

Методы практического исследования: обобщение педагогического опыта, разработка методических материалов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Развитие нравственных представлений у старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

 

Согласно наиболее распространенному в науке мнению, нравственность можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. В данной работе под термином «нравственность» мы будем понимать, в первую очередь, систему внутренних правил человека, основанную на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [16; c.46].

Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты, представление — это образ предмета, который — на основе предшествовавшего сенсорного воздействия, — воспроизводится в отсутствие предмета. [25, с.712].  

К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делится игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т.д.), об уважительном отношении к взрослым [24, с.58].

Основная задача нравственныхпредставленийдетей старшего дошкольного возраста – это воспитание гуманногоотношения к другим людям и живым существам. По мнению Р.С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка [3; с.23].

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия детьми дошкольного возраста сказки, позволили выделить следующие особенности: ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение [7; с.66].

Формированию нравственных представлений способствует нравственное воспитание.Оноэффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации жизни детей дошкольного возраста: деятельности, отношений, общения, учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное представления —это прочувствованные и пережитые  детьми образы поведенческих эталонов людей в отношении к окружающему миру и самим себе , регулирующие его собственное поведение[26].

Нравственное представление включает в себя основу морального поступка , эмоциональное отношение к этому поступку. Также нравственные представления — это основа формирования правильного поведения личности, часть нравственной позиции в жизни человека, которая образует самоконтроль и отражает разнообразие ситуаций морального выбора.

Методы формирования нравственных представлений—это своеобразный инструмент педагога. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управления этим процессом. При помощи методов формирования нравственного представления осуществляется целенаправленное воздействие на детей старшего дошкольного возраста, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

В процессе формирования нравственных представлений применяются такие методы как беседы на этические темы, литература, искусство. Они служат для одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий, они раскрывают для дошкольника сущность нравственного поступка и помогают оценить его. К методам формирования нравственных представлений относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

Формирование нравственных представлений эффективно тогда, когда его следствием становится сформированное мировоззрение, поведение и деятельность.Главная функция сформированных нравственных представлений- формирование нравственного сознания , устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства.

Чтобы выявить уровень сформированности нравственных представлений, нужно знать структуру нравственного сознания. Изначально, это нравственные нормы. С помощью норм запрещается или приписывается определённое поведение. Следующий уровень – нравственное качество. Когда у индивида сформировались определённые нравственные эталоны, качества, предписания или запрещения, тогда действия фиксируются в сознании человека и он способен самостоятельно принимать трезвые решения[21].

Развитие дружеских отношений в детском коллективе также способствуют формированию нравственных представлений. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Задача педагога – воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т.д. В процессе формирования нравственных представлений необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

Таким образом, формирование нравственных представлений—это непрерывный процесс, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Нравственные представления —общечеловеческие моральные ценности.

При помощи мышления, воображения , ощущения, восприятия, внимания и памяти представления становятся ярко окрашены и дают полную картину действительности.Воображение это такое свойство психики, при котором человек создаёт новых образ на основе преобразования представлений, отражающих реальную действительность. С помощью памяти, воображение выстраивает образы всегда новые для человека, но в них будут присутствовать элементы реальности.

Воображение опосредованно связано с восприятием и ощущениями, так как образы памяти — это вторичные образы, в основе которых лежат первичные образы или чувственные образы ощущений и восприятия.Ощущение— отражение свойств реальных предметов на основе чувств. В процессе восприятия задействуется предыдущий опыт, процесс осмысления того, что воспринимается, а ощущение добавляет новых признаков и свойств, с помощью чего становится ярко  окрашенным воспоминанием.

Воображение тесно связано с мышлением. И тот и другой процессы выполняют функцию создания новых знаний, позволяют предвидеть будущее.Мышлениепроцесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. 

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребёнка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

Формирование нравственных представлений очень важный и трудоёмкий процесс, поэтому необходимо учитывать все особенности психических процессов старшего дошкольника.

Проблема воспитания нравственных представлений у детей дошкольного возраста актуализируется сложившиеся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Сегодня доминирующим в содержании нравственного воспитания стали такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм [15].

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственнымипредставлениями, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного представления. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим [11].

В старшем дошкольном возрасте значительно развивается чувство долга. Усвоенное правило становится для ребенка обобщенным требованием, обращенным к самому себе. Этические мерки, которые формируются в результате усвоения норм и правил поведения, ребенок применяет не только к собственной личности, они, помимо прочего, отражают отношение ребенка к универсальным человеческим ценностям.

Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативно-личностная, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Дети старшего дошкольного возраста стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию. Ребенок становится все более самостоятельным, независимым от взрослых. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки.

У ребенка старшего возраста появляются элементы самостоятельного представления о себе, и он может самостоятельно оценивать себя и свои действия. Ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознанность, дифференцировать эмоциональное состояние. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими, и от которых в большей степени зависит их положение в группе [19; c.181].

Например, такие нравственные качества, как внимательность и вежливость, нельзя воспитать, если детям неизвестно, что значит быть вежливым и внимательным [1].

Дети старшего дошкольного возраста легко отличают хорошие поступки от плохих: драться, обижать, обманывать — это плохо; уважать старших – это хорошо и т.д. Однако каждое морально-этическое понятие: доброта, правдивость, справедливость, смелость — имеет определенное содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка.

В повседневной жизни детского сада создаются возможности для углубления и уточнения этических представлений и воспитания гуманных качеств ребенка. Формирование у детей этических представлений и гуманных чувств должно проводиться систематически, целенаправленно как на занятиях, так и в повседневной жизни [21].

Процесс формирования нравственных представлений невозможен вне социального развития личности ребенка. Формирование гражданственности, трудолюбия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети активно включаются во взаимоотношения со взрослыми, сверстниками и учатся оценивать и познавать самих себя.

Формирование культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание праивльного поведения предполагает формирование у детей старшего возраста умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели [11].

Большое значение уделяется формированию нравственных представлений. Они помогают ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формируют нравственные оценки и мотивы поведения [18; c.72].

Таким образом, нравственные представления – это процесс формирования у детей правильного воприятия чувств, качеств, которые в будущем будут отражаться в его поведении в дальнейшей жизни, это посопособствует осмыслению ребёнком своих поступков и их контроль и регуляцию. Важно начинать формировать их в дошкольном детстве, когда ребёнок наболее восприимчив к новой информации под контролем взрослых. Путь, который проходит ребенок, начиная с формирования первых представлений о «хорошем», и заканчивая правильным поведением и осознанием своих поступков, очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой, работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.

 

1.2. Педагогический потенциал музыкального материала композиторов Урала

 

Воспитание опирается на определенные нравственные ценности, определяющие его задачи и приоритеты. Они также способствуют формированию нравственных представлений. Одним из таких нравственных ценностей являются патриотизм.Он включает в себя проявления у ребёнка любови и интереса к своей родине. Музыка подчеркивает значимость нравственных представлений посредством положительной эмоциональной окрашенности произведений, так как эмоциональные переживания являются неотъемлемой частью музыкального восприятия, которые особенно влияют на ребёнка в старшем дошкольном возрасте.

Приобщение детей дошкольного возраста кмузыкальному материалу на региональном уровне осуществляется на базе культуры региона, области,города, представленной творчеством наиболее ярких композиторов, в произведениях которых отразились этнокультурные особенности Нижнего Тагила. Современная музыкальная культура города может быть представлена творчеством Р.А. Федосеева, В.Г. Трапезникова, М.И. Сорокина и др.

Р.А. Федосеев обогатил музыку родного города целым рядом произведений различных жанров. Музыка для детей — особая страница многогранного творчества композитора над которой он долго и кропотливо работал. Одна из таких страниц – это опера «Мурзилка-космонавт», музыка к детским спектаклям кукольного театра «Малахитовая шкатулка», «Сказка», «Козленок Серое Ушко, «Голубой щенок», «Кошкин дом», детские хоровые песенные циклы «Прибаутки», «Бабушкины игрушки», концерт для детского хора и инструментального ансамбля на стихи Б. Заходера, инструментальные пьесы «Розовый вальс», «Хоровод», «Маленький вальс», «Шарманка», «Дождь» и др.[22].Сам композитор считал, что музыка должна быть доступна и понятна, в ней должны чётко прослеживаться стороны добра и зла, чтобы ребёнок слышал контраст эмоций и чувств при прослушивании произведения, ведь именно такие музыкальные произведения делают нас духовно богаче. Также , композитор писал оптимистические произведения, но в них имеют место быть сцены , полные драмматичности , контраста чувств и эмоций.

Какой бы ни был избран им жанр, во всем чувствуются строгость и «чистота стиля», глубина чувств, необычайная нежность и доброта, свойственная автору, а также особый «федосеевский» юмор. Поэтично, с тонким лиризмом рисует композитор романтически-возвышенные картины родной природы Урала, быт провинциального города, внутренний мир своих современников, обнаруживая при этом глубокое постижение национально-своеобразного в музыке, любовь к фольклору. Р.А. Федосеев творчески соединил музыкальный язык ХХ в. с особенностями инонациональной основы фольклорной музыки, этнокультурного художественного мышления.

Творчество В. Г. Трапезникова – одна из заметных страниц в музыкальной культуре Нижнего Тагила. Его музыка – простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная, как речь трибуна, сердечная, как слово друга. В.Г. Трапезников – стойкий приверженец развития классических традиций. Большое место в творчестве композитора заняли вокально-хоровые сочинения. Плодотворным стало содружество композитора с Нижнетагильским театром кукол (музыка к спектаклям «Али-Баба и разбойники», «Медвежонок Римтитити», «Заяц-хвастун») [23].

Постоянное общение с юными музыкантами оказалось важным стимулом для создания разнообразного учебно-педагогического репертуара:

- пьесы для фортепиано «Марш», «Арабеска», «Скерцо», «Новелетта», «Прелюдия и ноктюрн», «Подвиг», «Музыкальный момент» и др.;

- хоровой цикл для детей «Потешные песенки»;

- песни для детского хора в сопровождении фортепиано «Радуга весны», «Кораблик», «Песня о дружбе»;

- фортепианный цикл «Частушка», «Мой вороной», «Пятнашки», «Рассказ героя», «Малыш», «Думка».

Композитору свойственно яркое образное мышление. Он тонко ощущает специфику современного интонирования, темпоритмы и тембровую стихию века. Не случайно его мелодизм, песенный по своей природе, оплетается плотной «полифонической сетью», а гармонии нередко терпки и диссонантны [22].

У В.Г. Трапезникова всегда есть и заинтересованная слушательская аудитория, и широкий круг исполнителей. Произведения композитора звучат в авторских концертах, в программах фестивалей «Тагильская весна», на сценах музыкального училища, детских музыкальных школ, театров города, включаются в репертуар детских художественных коллективов и солистов.

Также композитор сам организовал ансамбль «Лира», который стал лауреатом областного телевизионного конкурса, писал музыку к спектаклям Нижнетагильского театра кукол , для студенческого театра. В течении сорок лет работы в Нижнетагильском колледже искусств В.Г. Трапезников провёл семь своих концертов , которые в последсвтии отметили в городской прессе. Своим искусством композитор дарит радость тагильским слушателям, воспевая любовь к своей земле, к своему народу.

М.И. Сорокин принадлежит к тем композиторам, которые обладают даром чутко слышать, и воплощает в звуках мир, наполненный множеством красок. Композитор изучал теоритические предметы под руководством Р.А. Федосеева. Сам процесс творчества является для него прежде всего естественной потребностью самовыражения. Музыка М.И. Сорокина интересна активным, жизнелюбивым тоном, образностью, творческим освоением фольклорной стилистики не только русских, но и многих «инонациональных образов». Техника композиции в сочинениях композитора достаточно традиционна. В композициях автора прослеживаются традиции русской народной культуры. Произведения М.И. Сорокина звучали на таких фестивалях как: «Музыка России в Екатеринбурге», «Звук и пространство», «Тагильская весна», «Дни новой музыки в Екатеринбурге», также авторские вечера проходили и в самом Нижнем Тагиле.

Так, «архаичные звучания» Сюиты № 3 для струнного оркестра воскрешают традиции разработки знаменных распевов. Большое внимание уделяет М.И. Сорокин также и поиску новых колористических эффектов, необычных тембровых сочетаний в инструментовке. С этой точки зрения интересно его сочинение «Эпиграммы» на стихи английских поэтов для голоса и камерного ансамбля. Притягательна для композитора и сфера популярной музыки. В «Ретро-сюите» для дуэта гитар улавливаются характерные бытовые интонации. Самому широкому слушателю адресуются также песни М.И. Сорокина, его музыка к драматическим спектаклям [22].

Особого внимания заслуживает музыка для детей, написанная с определенными педагогическими целями. Программные заголовки, лаконичность изложения, яркое игровое начало в самой стихии музыки, технические изюминки отличают «Сборник для фортепиано из 12 пьес». Особенно колоритны в этом альбоме такие миниатюры, как «Тает снег – ручьи запели», «Художник рисует радугу», «Принцесса в волшебном саду», «Дразнилки», «Снежный городок», «Весенний звон».

Живым мелодическим тоном, ясностью композиции и динамичностью увлекают детей фортепианные, гитарные и оркестровые сочинения. Значительный интерес у ребят вызывают 8 детских песен «Чудесный город – Березань». Композитор всегда охотно откликался на предложения написать музыку для спектаклей кукольного театра, для новогодних мюзиклов. Рядом с пьесами, основанными на разработке русского фольклора («Ваталинка», «Потешки», «Дразнилки» и др.), появляются сочинения, потребовавшие изучения разнообразных интонациональных языков. Это кавказская «Лезгинка», еврейская «Ша, штил», обработки украинских, чувашских и татарских мелодий.

Таким образом, композиторы-песенники Нижнего Тагила, такие как С. Ведерников, А. Тресков, В. Рукавишников, Н. Белецкий позволят расширить духовно-ценностную ориентацию детей дошкольного возраста, что способствует развитию их нравственных представлений. Для молодых тагильчан будут понятны и интересны такие песни, как «Мой Тагил», «Город — это человек», «Тагильчанка», «Нежный Тагил», «Горнозаводский бал», «Тагильский фестиваль», «Серебряное копытце», «Гимн юных интеллектуалов Урала», «Спортивная юность Тагила».

1.3. Педагогические условия развития нравственных представлений у старших дошкольников на материале композиторов Урала

Нравственно-этическое воспитание является целенаправленной педагогической деятельностью формирования у детей художественного вкуса, способностей к восприятию – пониманию, чувствованию – оцениванию духовного и прекрасного в искусстве и жизни. Оно представляет источник обогащения сенсорного опыта, развития у ребенка старшего дошкольного возраста таких моральных качества, как совесть и эмпатия, дружелюбие и верность, патриотизм и ментальность. Основой данного процесса считается эмоциональная восприимчивость и отзывчивость детей. От психосоматической отзывчивости зависит вектор их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, результативность воплощения коммуникативных свойств. При комплексном воспитании чрезвычайно важной представляется концентрация на духовном становлении, формировании моральных убеждений и принципов у детей старшего дошкольного возраста.

Очень важно создать музыкально-образовательную среду , позволяющую детям прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего социокультурного пространства, а как известно, дошкольные учреждения способны на это. В дошкольных образовательных учреждениях возможны наиболее благоприятные условия для гуманизации воспитательного процесса,  посредством музыкального материала, так как грамотный подход педагога позволяет реализовать данную потребность. Старший дошкольный возраст отличается тем, что дети уже способны моделировать взаимоотношения взрослых в сюжетно-ролевых играх, что в дальнейшем закладывает стереотипы поведения и действий, общественные нормы и правила сосуществования в социуме.

Музыка — вид искусства, который обладает более проникновенным, эмоционально выразительным и интеллектуально содержательным, нравственно и эстетически воспитательным потенциалом, который способен окунуть детей в истоки социокультурного пространства.

Музыкальные произведения композиторов Урала могут способствовать формированию нравственного опыта, эстетического отношения к окружающему миру. Именно поэтому музыка в дошкольном образовательном учреждении является одним из наиболее эффективных средств педагогического влияния на поступки детей. Во многих произведениях композиторов Урала обобщен эстетический и нравственный опыт людей различных национальностей. Вызывая эмоциональный отклик у ребенка, музыка способствует формированию у него представлений о нравственно-эстетических категориях. Композитор выражает свои мысли, эмоции, переживания специальными средствами музыкальной выразительности, поэтому каждое музыкальное произведение неповторимо, равно как и результаты его восприятия.

Развитие нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки композиторов Урала должно осуществляться систематично и целенаправленно посредством формирования способности к пониманию и оценке действий сверстников, взрослых героев музыкальных произведений.

Все виды деятельности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями композиторов Урала непосредственно зависят от степени восприятия ими музыкальных сочинений. Развитие эмоциональной отзывчивости во многом обусловлено содержанием психолого-педагогической установки, в частности, активизация у детей радости или грусти, надежды или разочарования, мечтательности или объективной реальности. Следовательно, основная задача педагога состоит в оказании им опосредованной помощи в переживании гаммы чувств, соответствующих содержанию музыки, создании педагогических условий для проявления эмоционального отклика на произведение и его сюжетно-литературную основу, связанную с выражением душевных свойств человека, отражением особенностей природных объектов, событий, явлений [20].

Постигая музыкальное наследие своего края дошкольники постепенно усваивают каноны цивилизационных основ, заимствуют опыт жизни, поведения у представителей старших поколений. Однако для детей старшего дошкольного возраста характерна низкая степень сформированности элементарных навыков музыкального восприятия, соответственно, педагогу необходимо развивать у детей навыки вербализации эстетических переживаний, обоснования собственного отношения к конкретному произведению, передачи словами степени эмоционального состояния ведет к утверждению их ценностной позиции по отношению к музыки в целом.

В процессе ознакомления детей с различными музыкальными произведениями, в том числе композиторов Урала, целесообразно применять различные сюжетные дидактические игры, игровые ситуации, а также разнообразные методы и приемы, предназначенные для активизации художественной деятельности дошкольников. Это будет способствовать развитию таких нравственных качеств, как гуманные взаимоотношения в коллективном сотворчестве, чуткость, доброжелательность, поддержка в оценивании продуктов деятельности сверстников. Другими словами, нравственные представления и установки не просто передаются педагогом, а расширяется собственный опыт детей, благодаря чему обеспечивается личностный общекультурный и нравственный рост [17].

Важна организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе представлений детей о нравственных ценностях человеческого бытия.

При подборе музыкальных произведений композиторов Урала педагогу необходимо обращать внимание на доступность их для восприятия детьми дошкольного возраста. Основной критерий доступности, помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов, представляет собой соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Необходимо выстроить музыкальный материал таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Насыщение разнообразием интересных для ребенка сравнений произведений развивают его представления о музыкальном искусстве.

Основополагающими принципами в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений композиторов родного края являются:

- принцип цикличности или концентричности;

- принцип контрастного сопоставления репертуара, способствующий развитию музыкального мышления;

- принцип адаптивности, позволяющий педагогу варьировать репертуар, методы и формы обучения детей;

- принцип синкретизма, дающий возможность взаимовлияния различных видов искусств [14].

Также, используется полихудожественный подход в изучении музыкального материала композиторов Урала с учётом возрастных особенностей.

Гибкая, адаптивная модель систематизации музыкальных произведений по этим принципам позволяет составлять репертуар в таких сочетаниях, которые удобны для проведения праздничных утренников и других мероприятий.Тесное слияние и взаимопроникновение всех видов деятельности в условиях такого занятия позволяет выстраивать его как цельную и динамичную композицию.

Целесообразно использовать нетрадиционные формы занятий, которые способствуют и стимулируют интерес дошкольников к музыкальному искусству.

Исходя из психофизиологических характеристик, детям в дошкольном возрасте свойственно отдавать предпочтение позитивной по характеру музыке. Патриотическая, героическая музыка также привлекает внимание дошкольников. Это говорит о том, что у детей ярко проявляется способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.

Процесс развития музыкального восприятия дошкольников может быть эффективным посредством осуществления разнообразных видов музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные произведения, используемые в работе с дошкольниками, высокая оценка их качества – важный вопрос методики [14].

Таким образом, основными педагогическкими условиями развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста можно выделить доступность произведений для восприятия и понимания детьми, создание музыкально-образовательной среды , которая позволяет детям полностью прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего их социокультурного пространства, этому помогает использование различных форм и методов деятельности, способствующих творческой взаимной деятельности детей группы, содействие дошкольникам в процессе слушания и анализа прослушанных произведений композиторов Урала , использование полихудожественного материала.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

Развитие нравственных представлений играет огромную роль в развитии личности ребенка. Когда все компоненты: и нравственные чувства, нравственные представления, нравственное поведение и нравственное сознание будут сформированы в ребенке, тогда можно говорить о формировании у него нравственности. Путь, который проходит ребенок, начиная с формирования первых представлений о «хорошем», и заканчивая правильным поведением и осознанием своих поступков, очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой, работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.

Композиторы Нижнего Тагила, такие как С. Ведерников, А. Тресков, В. Рукавишников, Н. Белецкий позволят расширить духовно-ценностную ориентацию детей дошкольного возраста. Для молодых тагильчан будут понятны и интересны такие песни, как «Мой Тагил», «Город — это человек», «Тагильчанка», «Нежный Тагил», «Горнозаводский бал», «Тагильскийфестиваль», «Серебряное копытце», «Гимн юных интеллектуалов Урала», «Спортивная юность Тагила».

Среди педагогических условий развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста можно выделить  создание оптимальной музыкально-образовательной среды, позволяющей детям прочувствовать и воспринять нравственные истоки окружающего социокульутрного пространства, использование музыкального репертуара доступного для восприятия и понимания детьми, использование различных форм и методов деятельности таких как беседы на этические темы, личный пример педагога, погружение детей в литературу и искусство, которые способствуют творческой деятельности детей группы, совместное с педагогом восприятие и анализ музыкальных образов произведений композиторов Урала.

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ КОМПОЗИТОРОВ УРАЛА

 

2.1.Диагностика уровня развития нравственных представлений у старших дошкольников

 

Диагностика уровня развития нравственных представлений осуществлялась на базе детского сада Жемчужинка. Детский сад расположен в городе в жилом районе, рядом – школа, сквер, жилые дома, магазины, аптеки и прочие объекты инфраструктуры.

Основная образовательная программа детского сада разработана на основании комплексных программ «Кроха» Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова, «Развитие» Л.А. Венгер.

В практической деятельности принимали участие воспитанники подготовительной группы, которую посещают 27 детей в возрасте 6-7 лет. Из них 14 мальчиков и 13 девочек.

Основная цель воспитательно-образовательной работы с детьми – это целостное, всесторонне развитее детей, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, комплексная подготовка детей к обучению в школе.

Перед тем как осуществить диагностику уровня развития нравственных представлений нами проведено наблюдение за воспитанниками группы и беседа с воспитателями, на основании чего составлена характеристика детей подготовительной группы.

В группе преобладают дети с высоким и средним уровнем развития. Дети группы с высоким уровнем познавательного развития, любознательны, активны. Преобладает интерес к занятиям по речевому развитию, любят рисовать, заниматься физической культурой. Некоторые сложности у детей с математическим развитием. Многие уже умеют читать и писать печатными буквами.

Культурно-гигиенические навыки сформированы на высоком уровне. Дети общительны, способны вежливо и культурно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Знают правила поведения, пользуются вежливыми словами, к взрослым обращаются по имени-отчеству.

Дисциплина в группе на достаточно хорошем уровне. Однако иногда бывают случаи, когда дети не слушаются воспитателя, могут покинуть занятие, если захотят пить. Подобные случаи воспитателем пресекаются мягко, но уверенно. Другие дети также делают замечания и указывают товарищам на неправильное поведение.

Коллектив сплоченный, есть ярко выраженные лидеры – это Светлана А. и Иван К. Данные дети активные, веселые, с легкостью организуют с другими детьми игры и различные виды деятельности. Изолированных в группе нет.Дети группы привязаны к воспитателям, вежливы с ними, обращаются с уважением и любовью. Дошкольники помогают воспитателям в проведении мероприятий, регулярно дежурят, владеют навыками самообслуживания в достаточной мере.

Таким образом, дети подготовительной к школе группы развиты по возрасту, готовы к школьному обучению, коллектив сплоченный, воспитатель пользуется у детей уважением и любовью.

Далее была проведена диагностика уровня развития нравственных представлений у старших дошкольников. Применялись 2 методики:

1. Методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение», цель которой определение уровня эмоционально-нравственного развития (эмоционально-оценочный критерий), описание проведения диагностики описано в Приложении 1;

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», цель которой диагностика уровня сформированности нравственных представлений, описание проведения диагностики описано в Приложении 2.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым старшим дошкольником. Результаты по обеим методикам фиксировались в диагностической карте (см. Приложение 3). Общий уровень развития нравственных представлений определялся по сумме результатов двух методик:

1. Низкий уровень: 17 и менее баллов;

2. Средний уровень: 28 – 18 баллов;

3. Высокий уровень: 36 – 30 баллов.

Проанализировав результаты и подсчитав баллы за вопросы двух методик, было выявлено, что уровень развития нравственных представлений следующий:

- на высоком уровне у 4 детей;

- на среднем уровне у 16 старших дошкольников;

- на низком уровне у 7 детей.

Представим полученные данные в процентном соотношении в таблице 1.

Таблица 1

Процентное соотношение уровня развития нравственных представлений у старших дошкольников

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество, %

4 ребенка

15%

16детей

59%

7детей

26%

 

Как видно из таблицы, превалирует средний уровень развития нравственных представлений – практически половина подготовительной группы. Также большое количество показали низкий уровень. И всего лишь 15% старших дошкольников показали высокий уровень развития нравственных представлений.

Наглядно полученные результаты можно представить в виде диаграммы на рисунке.

 

Рис. Уровень развития нравственных представлений у старших дошкольников

 

Таким образом, исследование проводилась на базе детского сада Жемчужинка.Экспериментальной выступила подготовительная группа, которую посещают 27 детей.Вначале была составлена характеристика группы. Далее была проведена диагностика по определению уровня развития нравственных качеств старших дошкольников. Установлено, что большинство детей показали средний уровень – 59%, у семи детей выявлен низкий уровень. И только 4 детей, что составляет 15% от общего числа дошкольников, продемонстрировали высокий уровень развития нравственных качеств.

 

2.2. Проект программы и примеры фрагментов занятий по развитию нравственных представлений дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала

 

Далее нами предложен разработанный проект программы по развитию нравственных представлений у детей подготовительной группы посредством использования музыкального материала композиторов Урала.

Цель: развитие у детей нравственных представлений, обогащение нравственных представлений.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с музыкальными произведениями композиторов родного края;

- способствовать умению воспринимать музыкальные образы и представления;

- заложить основы гармоничного музыкального развития;

- научить определять различные музыкальные жанры.

2. Развивающие:

- обучить простейшим навыкам в пении, игре;

- развивать навыки эмоционального восприятия музыкальных произведений;

- развивать творческую активность;

-развивать творческое воображение и мышление;

- развивать музыкальную память;

- развивать умение высказывать собственное мнение о характере музыки;

- развивать чувство ритма;

- развивать навыки высказывать свое мнение о музыкальном произведении;

- формировать навыки совместного творчества;

- способствовать развитию нравственных представлений на основе сюжетов музыкальных произведений композиторов Урала.

3. Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, инициативность, трудолюбие;

- воспитывать любовь к музыке, художественно-эстетический вкус;

- воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Программа реализуется на основополагающих принципах:

- принцип цикличности или концентричности;

- принцип контрастного сопоставления репертуара;

- принцип адаптивности;

- принцип синкретизма.

Категория обучающихся: 5-7 лет.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

Количество занятий в год: 36.

Форма проведения занятий: групповая.

Наполняемость групп: 8-12 детей.

Материалы и оборудование: ноутбук, аудиозаписи музыкальных произведений композиторов Урала, компьютерные презентации, портреты композиторов, альбомы, цветные карандаши, краски, тематические иллюстрации к музыкальным произведениям, художественная литература с детскими произведениями на нравственные темы.

Формы взаимодействия с детьми: беседы, обсуждения, слушание музыкальных произведений, разучивание песен, художественно-творческая деятельность, театрализованная и игровая деятельность.

Виды занятий: традиционные, практические, комплексные, интегрированные занятия, развлечения и досуги.

В таблице 2 предложено календарно-тематическое планирование программы по развитию нравственных представлений у старших дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала.

 

Таблица 2

Календарно-тематическое планирование программы

Тема

Музыкальный материал

1

Установочное занятие «Что музыка нам дает?»

Отрывки из произведений композиторов Урала

2

«В мире полезных профессий»

ОпераР.А. Федосеева «Мурзилка-космонавт»

3

«Человек трудом красен»

Песни к детскому спектаклю кукольного театра «Малахитовая шкатулка»Р.А. Федосеева

4

«Нарисуй музыку красками»

Изученный музыкальный материал Р.А. Федосеева

5

«Семейные ценности»

«Бабушкины игрушки» Р.А. Федосеева

6

«Доброта спасет мир»

Концерт для детского хора и инструментального ансамбля на стихи Б. Заходера Р.А. Федосеева

7

«Природа вокруг нас»

Инструментальная пьеса «Дождь» Р.А. Федосеева

8

«Доброта – краса человека»

«Кошкин дом» Р.А. Федосеева

9

Театрализация «Кошкин дом» под музыкальное сопровождение

Изученный музыкальный материал Р.А. Федосеева

10

Музыкальное развлечение

Изученный музыкальный материал Р.А. Федосеева

11

«Детский спектакль – что это?»

Музыка В.Г. Трапезникова к детским спектаклям

12

«Сказка ложь, да в ней намек»

Музыка В.Г. Трапезникова к спектаклю «Али-Баба и разбойники»

13

«Мужество и сила – мужская слава»

Пьеса для фортепиано «Подвиг» В.Г. Трапезникова

14

«Дружбой дорожи»

Хоровой цикл для детей «Потешные песенки» В.Г. Трапезникова

15

«Почему важно говорить правду?»

Музыка В.Г. Трапезникова к спектаклю «Заяц-хвастун»

16

Театрализация «Заяц-хвастун» под музыкальное сопровождение

Изученные музыкальный материал В.Г. Трапезникова

17

«Красота природы в период пробуждения»

Песни для детского хора «Радуга весны» В.Г. Трапезникова

18

«Кто твой друг?»

«Песня о дружбе» В.Г. Трапезникова

19

«Забота о младших – наша обязанность»

«Малыш» В.Г. Трапезникова

20

Викторина по пройденным темам

Изученные музыкальный материал В.Г. Трапезникова

21

«Нарисуй музыку красками»

Изученные музыкальный материал В.Г. Трапезникова

22

Музыкальное развлечение «Волшебство внутри нас!»

Миниатюра «Принцесса в волшебном саду» М.И. Сорокина

23

«Вежливые слова – основа общения»

Миниатюра «Дразнилки» М.И. Сорокина

24

«Умей ценить жизнь»

Миниатюра «Снежный городок» М.И. Сорокина

25

«Мы дети своей Родины»

«Чудесный город – Березань» М.И. Сорокина

26

«Нарисуй музыку красками»

«Чудесный город – Березань» М.И. Сорокина

27

Викторина по пройденным темам

Изученные музыкальный материал М.И. Сорокина

28

«Делу время, а потехе день»

Пьеса «Потешки»М.И. Сорокина

29

«Какой подарок подарить?»

Фрагменты из пьесы «Вини Пух»М.И. Сорокина

30

«Мир вокруг – залог счастья»

Фрагменты из пьесы «Солнечный луч»М.И. Сорокина

31

«Мечты – мечты»

Фрагменты из пьесы «Русалочка»М.И. Сорокина

32

«Друг познается в беде»

Фрагменты из пьесы «Котенок по имениГав»М.И. Сорокина

33

«Полезные и вредные советы»

Фрагменты из пьесы «Тридцать восемь попугаев»М.И. Сорокина

34

Театрализация «Котенок по имени Гав» под музыкальное сопровождение

Изученные музыкальный материал М.И. Сорокина

35

Викторина по пройденным темам

Изученные музыкальный материал М.И. Сорокина

36

Итоговое занятие «Споем любимые песни»

Изученный песни композиторов Урала

 

Таким образом, нами разработан проект программы по развитию нравственных представлений у старших дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала, в том числе, цель и задачи, принципы и периодичность проведения занятий. Кроме того разработано календарно-тематическое планирование занятий, включающие традиционные и театрализованные занятия, викторины и развлечения, а также художественно-творческую деятельность детей, основанную на музыкальном материале.

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

Нами было проведено исследование на базе детского сада Жемчужинка. Экспериментальной выступила подготовительная группа, которую посещают 27 детей.Вначале была составлена характеристика группы. Далее была проведена диагностика по определению уровня развития нравственных качеств старших дошкольников. Установлено, что большинство детей показали средний уровень – 59%, у семи детей выявлен низкий уровень. И только 4 детей, что составляет 15% от общего числа дошкольников, продемонстрировали высокий уровень развития нравственных качеств.

Нами разработан проект программы по развитию нравственных представлений у старших дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала, в том числе, цель и задачи, принципы и периодичность проведения занятий. Кроме того, разработано календарно-тематическое планирование занятий, включающие традиционные и театрализованные занятия, викторины и развлечения, а также художественно-творческую деятельность детей, основанную на музыкальном материале.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В завершении работы над курсовым проектом установлено, что цель была достигнута: выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития нравственных представлений старших дошкольников.

В ходе достижения цели были решены все обозначенные задачи исследования. В частности, в ходе выполнения курсового проекта установлено:

развитие нравственных представлений играет огромную роль в развитии личности ребенка, путь, который проходит ребенок, начиная с формирования первых представлений о «хорошем», и заканчивая правильным поведением и осознанием своих поступков, очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой, работой взрослых над развитием нравственного сознания детей;

- композиторы Нижнего Тагила, такие как С. Ведерников, А. Тресков, В. Рукавишников, Н. Белецкий позволят расширить духовно-ценностную ориентацию детей дошкольного возраста. Для молодых тагильчан будут понятны и интересны такие песни, как «Мой Тагил», «Город — это человек», «Тагильчанка», «Нежный Тагил», «Горнозаводский бал», «Тагильский фестиваль», «Серебряное копытце», «Гимн юных интеллектуалов Урала», «Спортивная юность Тагила»;

- среди основных педагогических условий развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста можно выделить доступность произведений для восприятия и понимания детьми, использование различных форм и методов деятельности, способствующих творческой взаимной деятельности детей группы, содействие дошкольникам в процессе слушания и анализа прослушанных произведений композиторов Урала;

- нами было проведено исследование на базе детского сада Жемчужинка. Экспериментальной выступила подготовительная группа, которую посещают 27 детей.Вначале была составлена характеристика группы. Далее была проведена диагностика по определению уровня развития нравственных качеств старших дошкольников. Установлено, что большинство детей показали средний уровень – 59%, у семи детей выявлен низкий уровень. И только 4 детей, что составляет 15% от общего числа дошкольников, продемонстрировали высокий уровень развития нравственных качеств;

- нами разработан проект программы по развитию нравственных представлений у старших дошкольников на музыкальном материале композиторов Урала, в том числе, цель и задачи, принципы и периодичность проведения занятий. Кроме того, разработано календарно-тематическое планирование занятий, включающие традиционные и театрализованные занятия, викторины и развлечения, а также художественно-творческую деятельность детей, основанную на музыкальном материале.

Считаем, что предложенный нами проект программы может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп в практической деятельности по формированию у детей нравственных представлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Басок, М. А. Традиции Петербургской композиторской школы в оперном творчестве для детей уральского композитора Л. Б. Никольской / М. А. Басок, А. А. Ермаков // Проблемы музыкальной науки. – 2019. – № 3(36). – С. 71-81.
  2. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание дошкольников / З.М. Борзиева. // Молодой ученый. – 2018. –№ 50 (236). – С. 312-314.
  3. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: Учеб.-метод. пособие. / Р.С. Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 141 с.
  4. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного в мире природы: программ. - метод. пособие для педагогов дош. учреждений / Под общ. Ред. Ж.Л. Новикова, В.Н. Сахарова. – М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015 – 208 с.
  5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.
  6. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
  7. Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания / А.И. Довгун // Нравственное воспитание школьников. – 1996. – №12. – С. 56.
  8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – 2002. – 416 с.
  9. Кокорева, Н.Н. Любить труд на родной земле. / Н.Н. Кокорева, А.К. Бондаренко – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 48 с.
  10. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете. / И.Н. Курочкина. // Дошкольное воспитание – 2003. – № 10 – 103 с.
  11. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. / И.Н. Курочкина. – М.: 2001. – 100 с.
  12. Куцакова, Л.В. Нравственное воспитание в детском саду / Л.В.Куцакова. – М.: Академия, 1989. – 156 с.
  13. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – М.: Форум, 2005. – 76 с.
  14. Михасева, Е. А. Нравственно-эстетический компонент в музыкальном воспитании старших дошкольников / Е. А. Михасева // Вестник Могилевского государственного университета им. А.А. Куляшова. Серия С. Психолого-педагогические науки: педагогика, психология, методика. – 2017. – № 1(49). – С. 14-22.
  15. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М., 2004 – 96 с.
  16. Нартова-Бачавер, С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. / С.К.Нартова-Бачавер. – М.: Просвещение, 1996. – С. 3-14.
  17. Никашина, Г.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений / Г.А. Никашина. – Минск: БГПУ, 2012. – 168 с.
  18. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В.Петерина. – М.: Академия 1986. – 397 с.
  19. Программа Истоки: Базис развития ребенка дошкольника / Т.И. Алиева и др.: науч. ред. Л.П. Парамонова. – М.: 2003.
  20. Савельев, Г.В. Развитие музыкального восприятия дошкольников: учебно-методическое пособие / Г.В. Савельев. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2016. – 143 с.
  21. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – 103 с.
  22. Трофимова, Е. Д. Этнокультурная составляющая в профессионально-педагогическом становлении студентов / Е. Д. Трофимова // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Т. 78. – № 3. – С. 131-138.
  23. Хмелева, А. П. Региональный компонент в патриотическом воспитании детей на уроках музыки (на примере Челябинской области) / А. П. Хмелева, Д. А. Шелепова // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи : сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Чебоксары, 01–31 мая 2020 года. – Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2020. – С. 229-233.
  24. Дошкольная педагогика под ред. В.И. Ядэшко. – М., Просвещение, 1978.– С.58
  25. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии – СПб: Издательство//Питер//, 2000 – 712 С.
  26. Сластенин, В.А. Педагогика// – Москва, 2002. – 68С.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика И.Б. Дермановой «Закончи предложение» на диагностику эмоционально-нравственного развития дошкольников

 

Цель: методика предназначена для выявления у младших школьников эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проведение: обучающемуся читаются предложения, а ему необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

Вопросы:

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то...

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то...

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно...

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я...

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я...

6. Если бы я был на месте учителя, я...

Обработка и интерпретация результатов:

- 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;

- 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны;

- 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое;

- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Затем количество баллов за все вопросы подсчитывается и определяется уровень сформированности духовно-нравственных понятий:

Низкий уровень: 8 и менее баллов;

Средний уровень: 14 – 9 баллов;

Высокий уровень: 18 – 15 баллов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика И.Б. Дермановой «Что такое хорошо и что такое плохо» на диагностику сформированности нравственных представлений

 

Цель: диагностика сформированности нравственных представлений у младших школьников.

Проведение: обучающихся просят привести примеры:

- принципиального поступка;

- зла, сделанного тебе другими;

- доброго дела, свидетелем которого ты был;

- справедливого поступка твоего знакомого;

- безвольного поступка;

- проявления безответственности и др.

Интерпретация сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

- 1 балл, у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

- 2 балла, у ребенка представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

- 3 балла, сформировано полное и четкое представление.

Затем количество баллов за все вопросы подсчитывается и определяется уровень сформированности нравственных представлений:

Низкий уровень: 8 и менее баллов;

Средний уровень: 14 – 9 баллов;

Высокий уровень: 18 – 15 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диагностическая карта определения уровня развития нравственных представлений у старших дошкольников

 

п/п

Фамилия и имя

 ученика

Кол-во баллов

Общее

количество

баллов

Уровень нравственного

воспитания

Методика 1

Методика

2

1

СветланаА.

13

15

28

Средний

2

Дамир А.

12

12

24

Средний

3

Константин Б.

16

15

31

Высокий

4

София Г.

7

8

15

Низкий

5

Ульяна Д.

14

12

26

Средний

6

Дарья Ж.

14

12

26

Средний

7

Екатерина З.

17

15

32

Высокий

8

Даниил З.

12

13

25

Средний

9

Александр И.

7

7

14

Низкий

10

Елисей И.

11

14

25

Средний

11

Артемий К.

10

13

23

Средний

12

Елизавета К.

10

11

21

Средний

13

Дарья К.

7

8

15

Низкий

14

Иван К.

18

17

35

Высокий

15

Анастасия Л.

8

8

16

Низкий

16

Екатерина П.

10

13

23

Средний

17

Елизавета П.

7

7

14

Низкий

18

Ксения П.

8

8

16

Низкий

19

Юлия С.

15

16

31

Высокий

20

Максим Т.

10

15

25

Средний

21

Данил Т.

14

12

26

Средний

22

Никита Т.

12

10

22

Средний

23

Виктор Ф.

13

11

24

Средний

24

Артем Ц.

7

7

14

Низкий

25

Михаил Ч.

10

10

20

Средний

26

Денис Ш.

10

13

23

Средний

27

Карина Я.

10

13

23

Средний