"Нейрологоритмика"


Автор: Ковшова Олеся Юрьевна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

"Нейрологоритмика"

Краткое описание работы: Программа Нейрологоритмика – это объединение логопедии и нейропсихологии. Данная программа направлена на преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. В рамках занятий Нейрологоритмикой мы:

Программа Нейрологоритмика – это объединение логопедии и нейропсихологии. Данная программа направлена на преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. В рамках занятий Нейрологоритмикой мы:

- активизируем психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания;

- развиваем зрительное и слуховое восприятие;

- развиваем артикуляцию;

- формируем длительный речевой выдох;

- формируем двигательные навыки;

- развиваем психомоторные координации (обеспечивают нейробиологи-ческую базу речи);

- развиваем межполушарное взаимодействие;

- стимулируем речевую активность;

- формируем навык правильного употребления звуков в различных ситуациях общения;

- развиваем произвольное внимание;

- развиваем коммуникативные навыки.

преподаватели

Холодило Ольга Анатольевна

Содержание программы

Занятие по Нейрологоритмике включает следующие виды упражнений:

-       Ходьба и ориентирование в пространстве.

-       Упражнения на развитие психомоторных координаций, благодаря которым дети становятся более координированными и ловкими.

-       Глазодвигательные упражнения, лежащие в основе межполушарного взаимодействия.

-       Артикуляционные упражнения (песенки о веселом язычке Балдиной Е.А) полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

-       Дыхательная гимнастика корректирует нарушения неречевого и речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Является основой произвольной саморегуляции.

-       Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

-       Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

-       Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

-       Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

-       Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству.

-       Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

Цели программы

преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Результат программы

При регулярном проведении нейрологоритмических занятий у детей произойдет положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем:

-     выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

-     проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

-     выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

-     воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

-     обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

-     правильно выполняет артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах;

-     выполняет дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;

-     ориентируется в пространстве и схеме собственного тела, выполняет различные виды ходьбы и бега;

-     реагирует на смену движений;

-     обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

-     знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

-     проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

-     эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

-     прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

-     с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Особые условия проведения

В группу принимаются дети от 3 до 4 (5) лет (и старше при наличии инвалидности). В стоимость включены групповые занятия продолжительностью 20-30 мин. 2 раза в неделю

 

Материально-техническая база

1.     Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям САНПиНов.

2.     Магнитофон, компакт диски с записями музыкальных игр и логоритмических упражнений.

3.     Ноутбук, видео и аудиоматериалы, компакт диски с записями интерактивных игр и развивающих занятий.

4.     Картотеки: здоровьесберегающих упражнений, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

5.     Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.

6.     Дидактические игры и пособия

7.     Пособия для реализации здоровьесберегающих технологий: дыхательные тренажеры, (аэробол, вертушки, трубочки, воздушные шарики и др.), пособия для развития мелкой моторики (су – джок, шнуровки, бусинки, мелкие игрушки, кинетический песок).

8.     природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной     фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки)

9.     шумовые игрушки

10.    Игрушки.