Методическая разработка "Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Тамара Владимировна Бирюкова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Методическая разработка "Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Краткое описание работы: Методическая разработка отражает накопленный мною опыт по элементарному музицированию в детском саду и созданию оркестра детских музыкальных инструментов

           В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности. У других позже, труднее.

           Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или, тем более, отсутствием способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

 

                                      Актуальность.

 

           Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность. Важным теоретическим аспектом проблемы является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность.

           Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы дает основание утверждать, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей. В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано, прежде всего, с именем Б.М. Теплова.

           Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [3, с.62]. По определению ученого, структура музыкальных способностей состоит из ладового чувства (которое проявляется в эмоциональном «узнавании» мелодии), слухового представления (выражающегося в точном воспроизведении мелодии по слуху) и музыкально - ритмического чувства. Эти три частные способности и образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.            Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

             Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути её развития.

             Таким образом, Б.М.Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении,

только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

              Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело,— пишет ученый,— что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

            Таким образом, прежде чем начинать над чем-то работать, что-то формировать, педагогу необходимо четко представить себе не только как надо, но и что конкретно следует развивать, какие именно составляющие музыкальности необходимо формировать у ребенка.

                Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства, эффективное средство музыкального развития детей, которое используется во всех видах деятельности.

               Детские музыкальные инструменты, как «орудия музыканта», не только очень привлекательны для детей, вызывают у них интерес и восторг, но их использование придает процессу музыкального воспитания необыкновенную педагогическую успешность. Педагог должен отчетливо понимать, что наличие в руках ребенка даже самого простого инструмента, на котором он играет ритмический пульс, сразу превращает любого малыша их слушателя в исполнителя. Он будет погружен в процесс музицирования полностью: надо слушать, подстраиваться, играть вместе со всеми, корректировать исполнение, эмоционально переживать музыку. Все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы ребенка работают здесь совместно и поэтому дают высокий результат его развития.

                Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.      

                      Цель данной методической разработки:

Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей средствами детского оркестра.

                                                Задачи

1 Развивать музыкальные способности, вызывая положительное музыкально- оценочное отношение как к игре на музыкальных инструментах, так и к самой музыке;

2 Развивать дифференцированность музыкального восприятия, различать смену настроений, элементы формы (фраза, часть); средства выразительности (акцент, пауза, динамические оттенки, тембр и т.д.);

3  Развивать слуховое внимание, способность сосредоточения в процессе обучения игре на звуковысотных инструментах (индивидуально, в ансамбле, в оркестре), умение слушать партнеров, не заглушая их;

4 Развивать навыки игры на ударных, шумовых и звуковысотных музыкальных инструментах:

5 Развивать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в процессе знакомства с разными тембрами инструментов;

6    Развивать творческое мышление и воображение.

 

                                      Практическая часть

 

           Большое значение игре на детских музыкальных инструментах, в частности оркестру детских инструментов, придают авторы  Программы музыкального воспитания «Тутти» А.И.Буренина и Т.Э Тютюнникова. Данная программа входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы «Мир открытий, разработанной авторским коллективом (А.И.Бурениной, Н.Е.Васюковой, Т.Э.Тютюнниковой и др.) под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. По этой программе работает наше дошкольное учреждение. Программа «Тутти» полностью соответствует ФГОС, опирается на лучшие традиции отечественной и зарубежной музыкальной педагогики (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, К.Орф, Э.-Жак Далькроз и др.).

          Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действующего средства развития музыкального воспитания и слуха детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованы оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах: бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др, Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами-умельцами В.В.Рахманиновым, В.Бодровым и другими, Н.Метлов в 1941-1942 е. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым, приятным звучанием. На современных металлофонах и ксилофонах изображается название звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Н. А. Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей, играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н. А. Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке от отводил партии фортепиано, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепиано он украшал дополнительными гармоническими и вариациозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создавал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах. Позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

           Раньше, до 2017 года, мы работали по программам Н.Г.Кононовой, Т.Э Тютюнниковой. Но после обучения на семинаре Ирины Каплуновой, известного педагога, «Организация оркестра  музыкальных инструментов в детском саду», мы поняли, что её методика наиболее подходит для работы с дошкольниками. Она  проста, доступна буквально всем детям, снабжена методическими пособиями (партитуры музыкальных произведений) с аудио-и видео-приложениями, и компакт – дисками с аранжировками всех произведений. Но это не значит, что мы  работаем только по данной методике. Мы создаем все условия для обучения детей игре на музыкальных инструментах по вышеперечисленным методикам. Но данное пособие позволяет представить детский оркестр на празднике с наиболее выразительной и выигрышной стороны.

 

                    Игра на детских музыкальных инструментах.

 

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

        Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Они неосознанно играют на колокольчиках, барабане, дудочке и т.д. Уже в первой младшей группе мы даем детям ударные инструменты, не имеющие звукоряда.

         

Во второй младшей группе мы играем с детьми на ложках, бубнах, колокольчиках, кубиках, барабане. Мы привлекаем их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, используем образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (бубен), громкий (барабан) и т.л. И, конечно же, используем музыкально- дидактические игры на различение музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности) такие, как «Тихие и громкие звоночки», «Угадай, на чем играю», «Трубы и барабан» и т.п. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

         В средней группе со второй половины учебного года мы начинаем обучать игре на металлофоне. Он достаточно прост в обращении, не требует настройки, как струнные инструменты, сочетания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши). Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Вначале обучаем игре на одной пластине приемом «стаккато» простейшие попевки (Андрей-воробей, Небо синее, Мы идем с флажками). На всех металлофонах наклеены цветные круги, чтобы дети могли быстро найти нужную пластинку. И ещё важный момент - дети учатся играть на металлофоне индивидуально, т.е. ребенок играет под руководством воспитатели и музыкального руководителя. Это, конечно, создает шум на занятии, но без этого малыш не научится правильно держать молоточек и извлекать звук.

           Обучение игре на ударных инструментах требует меньшей затраты времени (на них дети воспроизводят только ритм). Во время игры мы учим детей прислушиваться друг к другу. Таким образом, у нас получился детский оркестр из различных инструментов, что вызывало радость, желание играть вместе.

          Со старшей группы мы постепенно разучиваем с детьми ноты (до-соль первой октавы), и обучение игре на металлофоне продолжаем по нотам. Вначале секунда, терция, потом поступенное движение мелодии вверх и вниз (У кота-воркота, Лесенка, Паровоз). Но также нам помогает цветовая система для быстрого овладения детьми игрой на металлофоне. Каждая нота имеет свой цветовой круг, по которым дети быстрее и легче ориентируются, осваивая ту или иную мелодию. Мы учим детей приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро поднимать его.

          Если в средней группе во время игры на металлофоне от детей требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию, то в старшей группе перед ними ставятся новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Музыкальные инструменты на занятиях стараемся использовать и при пении, и в музыкально-дидактических играх и в музыкально-ритмических движениях (упражнениях, танцах), что доставляет детям немало радости, развивает их активность и творчество.

          Именно со старшей группы мы активно пользуемся оркестровыми партитурами И.Каплуновой, предоставляя детям музыкальные инструменты на выбор (колокольцы, бубенцы, треугольники, бубны, ложки и др.). Вначале разучиваем партии всех инструментов, а  далее дети сами определяются, на чем они будут играть. Получается оркестр, вызывающий у детей огромное желание быть активным его участником, а, значит, наиболее эффективно развивающий все музыкальные способности дошкольников.

           В подготовительной к школе группе игре на музыкальных инструментах мы уделяем особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, маракасы, бубны, барабан, бубенцы, колокольчики, треугольник, трещотки и т.л. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно могут организовать небольшой оркестр. В этой группе ставятся следующие задачи: научить  детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками и др.

           С начала учебного года мы доучиваем с детьми весь звукоряд и играем более сложные попевки и мелодии. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков и  действуют более самостоятельно. Мы продолжаем использовать цветовую систему, которая облегчает детям игру на металлофоне, а также различные дидактические пособия, например, лесенку, фланелеграф, которые помогают закреплять знания детей о движении мелодии. Добавляем новый для детей инструмент – ксилофон, игра на котором очень похожа на игру на металлофоне, поэтому дети осваивают его очень быстро.

             Очень интересно детям играть на колокольчиках, настроенных в до мажоре, т.е. диатонический звукоряд из восьми колокольчиков. Получается красивый, звонкий звук, и притом передающий мелодию. Но этими колокольчиками овладевают не все дети, т.к. каждый ребенок должен точно вступить там, где должна прозвучать его нота. Всю остальную мелодию он пропевает про себя, не забыв сыграть только свою ноту, причем не один раз, а в нескольких местах мелодии. Работа с этими колокольчиками занимает очень много времени, но результат того стоит.

                                      

                                          Детский оркестр

 

             Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость. В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело. Работа с оркестром дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное и необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет эту любовь через всю жизнь.

             Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).  

             Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр. Его мы организуем уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать ритм музыки. Большого разнообразия такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы выразительности. Чтобы звучание оркестра было более разнообразным, интересным, мы играем на инструментах не только все вместе, но и поочередно, сочетая их друг с другом в зависимости от характера музыки.

             Прежде чем создать смешанный оркестр, мы организуем ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например, металлофонов или ксилофонов. Но этому предшествует индивидуальная работа с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека). И только когда дети хорошо освоили инструменты, выучили партии, мы объединяем их в оркестр. Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяем исходя из самой музыки. В этом нам сильно помогает пособие И.Каплуновой «Детский оркестр», где подробно прописаны партитуры на каждое музыкальное произведение. Мы только вносим коррективы, в зависимости от наличия музыкальных инструментов и индивидуальных особенностей детей той или иной группы.

             При распределении между детьми партий в оркестре мы, конечно же, учитываем интересы и способности детей. Ребятам, которые наиболее легко усваивают движение мелодии, обладают более развитым музыкальным слухом, мы поручаем игру на металлофонах и ксилофонах. Детям с развитым чувством ритма мы доверяем исполнение ритмического рисунка мелодии, метрической пульсации, ритмической основы.

             Итогом работы с оркестром является выступление детей на выпускном утреннике, где мы показываем два-три произведения, в которых дети играют на разных музыкальных инструментах, т.е., если в одном произведении он играл на металлофоне, то в другом он играет на духовых инструментах и т.д.

             Занятия в оркестре дают для всех без исключения детей положительные результаты, вне зависимости от того, на каком инструменте ребенок играл. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков.

            Безусловно, далеко не все наши воспитанники станут профессиональными музыкантами, но мы твердо знаем, что они еще долго, а может быть, всю жизнь, с большим удовольствием будут вспоминать об оркестре в детском саду. Мы уверены, что те качества, которые дети приобрели в нашем оркестре и которые так важны для успешной учебы и активного участия в школьной жизни, послужат надежным фундаментом для формирования гармонически развитой личности. Ведь в оркестре, как показывает наш многолетний опыт, находится место практически каждому воспитаннику, что в свою очередь побуждает детей с оптимизмом относиться к своим возможностям и способностям, ощущать радость от совместной игры.  Занятия ребят в оркестре формируют не только специальные, связанные с исполнением музыкальных произведений, навыки и умения. Эти занятия развивают у детей чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывают дисциплинированность, ответственность за порученное дело.