Методические материалы по организации досуговых мероприятий с детьми ограниченными возможностями здоровья


Автор: Кардаш Ольга Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Методические материалы по организации досуговых мероприятий с детьми ограниченными возможностями здоровья

Краткое описание работы: Цель, задачи, свойства, виды досуговой деятельности, способы участия в ней детей ОВЗ. Использование различных видов деятельности в организации досуговых мероприятий. Общие принципы и правила организации досуговой деятельности:

 

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические материалы

по организации досуговых мероприятий

с детьми ограниченными возможностями здоровья

 

 

Автор-составитель: Кардаш Ольга Александровна

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ

2022

Важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является социокультурная досуговая деятельность.

Цель досуговой деятельности: создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум, создание условий для организации свободного времени, связанной с реализацией  потребностей и интересов детей с ОВЗ.

Задачи досуговой деятельности:

- воспитательные: решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств;

- коррекционные: организация работы, направленной, на развитие компенсирующих механизмов становления психики и деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров;

- оздоровительные: создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, формирование представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья, обучение приемам и навыкам, значимым для жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия.

Досуговая деятельность характеризуется следующими свойствами:

- осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;

- относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;

- обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;

- способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;

- целенаправленность и продуманность досугового мероприятия.

Виды досуговой деятельности способы участия в ней детей с ОВЗ:

- развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети; по содержанию: спортивные и культурно-досуговые); 

- праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные). Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие, создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др.), общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами;

- самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.); 

- творчество( образовательная деятельность, направленная на развитие художественно-эстетических способностей;  участие в выстаках художественного творчества, концертной деятельности).Фестиваль художественного творчества (фестиваль-конкурс и фестиваль-праздник) создает условия для самовыражения и самореализации детей с ОВЗ в творчестве, для их личностного самоутверждения через преодоление имеющихся ограничений в здоровье, внутренних барьеров, стимулируется творческая активность и развитие способностей, обеспечивается адаптация в обществе, разностороннее общение с публикой, другими участниками, творческими людьми, сбываются мечты детей, которым так не хватает радости в жизни, общения, понимания.

 

Общие принципы и правила организации досуговой деятельности:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3.   Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих их речь и формирующих необходимые навыки.

4.   Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в н ем веры в собственные силы и возможности.

 

Использование различных видов деятельности в организации досуговых мероприятий:

- игра позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта; в соревновательных играх, ребенок ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды, испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому; в народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни, они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы;

- театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру, закрепляется умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

- музыка (музыкально-ритмические движения, танец, пение, игра на простейших детских музыкальных инструментах) Музыкальный материал отличается простотой и выразительностью, доступностью восприятия и исполнения, небольшим объёмом.

Условия успешного развития творческих и музыкальных способностей на музыкально-коррекционных занятиях:

- создание положительного эмоционально-психологического климата, способствующего личностному самовыражению, самоутверждению и характеризуется усилением таких существенных моментов педагогического взаимодействия, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание каждого ребенка;

- внедрение специальных методов, приемов и форм работы, оказывающих позитивное коррекционное воздействие (увеличение доли пения, вокально-логопедических упражнений);

 - организация музыкально-коррекционного процесса, как сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка;

- исключение пассивных способов обучения «по образцу»; создание ситуации для активной деятельности самого ребенка; объединение детей для работы парами, тройками;

- использование игрового метода обучения;

- использование музыкального материала, состоящего из несложных, но интересных музыкальных сочинений с ярким музыкальным характером;

- использование различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, выполнение музыкально-ритмических движений, исполнение танцев, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры, музыцирование на различных музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческие задания;

- создание на занятии ситуации увлечённости и успеха, поддержание интереса к музыкальной деятельности, особенно на начальном периоде.

Возможности  детей ограничены, но благодаря правильно организованной работе, они могут участвовать в городских олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе. И от того, как правильно организованна работа досуговой деятельности,  зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, вести достойный образ жизни.