Выставка музыкальных инструментов "Мир музыкальных инструментов"


Автор: Кукушкина Оксана Фёдоровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Выставка музыкальных инструментов "Мир музыкальных инструментов"

Краткое описание работы: Выставка музыкальных инструментов проведена в форме развлечения для детей дошкольного возраста

Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств.

Задачи:

• развивать познавательный интерес к музыкальным занятиям, творческую активность детей;

• развивать внимание, мышление, речь;

• воспитывать интерес к искусству.

Оборудование:

• детские музыкальные инструменты : треугольники, металлофон, ксилофон, ложки, кларнет, бубны, маракасы, колокольчик;

• кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, тёрка, наперсток, картонная коробка, бутылки из-под йогурта);

• карточки с изображением инструментов;

• музыкальный центр;

• фортепиано.

 

Музыкальный руководитель(МР): Дети, вы любите музыку? А что такое музыка? Для чего нужна музыка? Вы хотите знать, откуда появилась музыка? (Ответы детей). Тогда идемте со мной в Страну музыки. Там вас ждет много интересного и необычного.

М. Р. : Давайте сейчас посидим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

Прислушайтесь… (Дети слушают тишину)

Что вы услышали?

(Дети отвечают.)

М. Р. : Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, что бы было, если б все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?

(Дети отвечают.)

М. Р. : Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный.

 

Вот мы и в стране музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка? (Ее сочиняют композиторы). Да. Композиторы - самые главные жители моей страны. Они сочиняют музыку, а помогают нам услышать ее другие жители этой страны.

Кто они? (Музыканты). Конечно, музыканты. И их в моей стране очень много.

А как они помогают нам услышать музыку? (С помощью музыкальных инструментов). Вы правы. 

Музыкальных инструментов в моей стране очень-очень много. Может быть, вы назовете некоторые из них?

Дети называют разные музыкальные инструменты.

Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей страны. 

Фея музыки:

Здравствуйте ребята!

Я приглашаю вас присесть на ковер и сначала послушать сказку «Чей голос лучше».

(На столике лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т. д. Муз. руководитель подходит к столику, снимает покрывало.)

- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?

«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.

- И они зазвенели… (Звон бокалов.)

- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.

- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. (Бренчание маленькой ложечки в стакане.)

- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки, наперстка и т. д.)

- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета.)

- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под йогурта. Тебя же почти не слышно!

Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой.)

- А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек.)

- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек.)

Сейчас вы услышали разные шумовые инструменты, а чем больше человек придумывал инструментов тем лучше и лучше они становились.

Так и стали появляться разные музыкальные инструменты.

 

Педагог приглашает пройти к выставке

 

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ( барабан, маракасы , бубен, тамбурин, тон-блок, кастаньеты, колокольчики, трещетки)

И первый их них был….

Отгадайте загадку.

Чтоб на нем поиграть,

Ноты можно и не знать,

Палки в руки мы возьмем,

Посильней его побьем. (Барабан)

На нашей выставке строгий порядок, все инструменты живут семьями, группами.

А кто из вас ребята скажет, барабан какой инструмент – ударный, струнный или духовой.

(Ударный)

Да, здесь собралось семейство ударных инструментов. Ударные инструменты появились раньше всех.

 Ведь ударным может быть любой твердый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили, что, если кожу животного натянуть на широкий сосуд и ударить по высохшей коже палкой, получится громкий звук. Так появился первый барабан, а затем и остальные.

А еще какие ударные инструменты вы видите?

Делали погремушки из глины, из сушенных плодов, внутри которых были камешки или косточки. Из костей животных делали трещотки. И, наконец, барабаны. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм, например, идти, бежать, тянуть, грести или бить слаженно. Интересно то, что первые барабаны были устроены практически так же как и сейчас: за основу бралось полое тело и на него натягивались с двух сторон мембраны. За основу мембран бралась кожа животных и стягивалась их же жилами, позже веревками, а уже в наше время используются специальные металлические крепления, которые заменили хлопки, шлепки, притопы, звуки которых были громкими, звонкими.

 А потом появились еще и ударные на которых можно было играть мелодии, постукивание костью по скелету животных привело к изобретению металлофона.

 

Игра песенки на металлофоне.

 

МР: Как весело у тебя Фея Музыка в твоей Стране Музыки. А мы увидели очень интересные инструменты – колокольчики. Ты покажешь нам, как с ними играть?

Фея Музыка вместе с детьми выполняет упражнение.

Колокольчики проснулись, (тянутся на носочках)

Потянулись, потянулись… (смотрят вверх)

Высоко, высоко

Им приятно и легко!

Ветерок пролетал

Колокольчики качал, (мальчик “ветерок” пробегает среди детей)

Влево, вправо покачнулись (наклоны в стороны попеременно)

И тихонечко пригнулись! (приседают, руки за голову)

Ветерок, улетай (мальчик – “ветерок” убегает)

Колокольчик не ломай!

Пусть звенят в зале тут, (звенят колокольчиками)

Радость Музыке несут!

 

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ(балалайка, гусли, скрипка)

Фея музыки :

 А сейчас отгадайте еще одну загадку:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит,

А всего – то три струны

Ей для музыки нужны(Балалайка).

 

Правильно, балалайка. Балалайка – струнный инструмент.

 В далекие – далекие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них – лук и стрелы (Показывает). Вы, наверно, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают ее и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал ее, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек, натянул несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты.

Посмотрите, какие струнные инструменты лежат у меня на столе? Назовите их. (Дети отвечают).

Тетива охотничьего лука послужила прародительницей струнных - арфы, скрипки. Это старинные музыкальные инструменты гудок и гусли

Скрипка. Скрипка из рода струнно-смычковых. Она красива и изящна. У нее голос тонкий, нежный. А еще ее по праву зовут королевой оркестра! Это самый виртуозный инструмент в оркестре! Ей особенно удаются широкие, напевные мелодии. И в ее смычке только натуральный конский волос из конской гривы.

Скрипка своим появлением на свет обязана какому-то первобытному охотнику-гению. Ему в голову пришла замечательная мысль: потереть два лука тетивою друг об друга, и получился звук, похожий на человеческий голос. С этого времени струнные смычковые инструменты начали свою историю.

Но прошли годы, столетия, и скрипки изменили свой первобытный облик. Благодаря таким гениальным итальянским скрипичным мастерам, как Амати, Гварнери, Страдивари, они стали выглядеть по-королевски и приобрели чудесный голос.

Гитара из рода струнных щипковых инструментов. Очень полюбили ее сначала в Испании и стали считать своим народным инструментом. Испанские кавалеры пели серенады под гитару для своих прекрасных дам. Гитара была почти в каждой испанской семье. Из Испании она переехала в Европу, в Америку, и скоро весь мир узнал и полюбил ее.

Сейчас гитара — один из самых распространённых инструментов. Любой эстрадный ансамбль начинается с нее. Туристы, отправляясь в поход, всегда берут с собой гитару: под неё так приятно поётся вечером у костра! А еще ее можно услышать в оркестре народных инструментов. Она хорошо звучит с балалайкой, баяном. А также в ансамбле с флейтой, скрипкой, альтом.

 

Послушайте песню в сопровождении гитары.

 

ДУХОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ(флейта пана, флейта, глиняная дудочка, свиток «Птичка» с водой, тростниковая флейта, саксофон, аккордеон )

Фея музыки : А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Если дуете в нее

Очень весело поет,

Все на ней играете,

Сразу отгадаете!

“Ду-ду-ду, да-да-да!” –

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка.

А что же это? (Дудочка).

Правильно. Дудочка это уже семья духовых инструментов. А какие есть духовые инструменты,  давайте посмотрим? (Дети отвечают).

 

Как вы думаете почему они так называются? (Дети отвечают). Правильно, чтобы получился звук, в них нужно дуть, потому они и называются духовыми. Человек дул в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом человек придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы. Он усовершенствовал инструменты, придумал очень много новых.

Здесь на выставке мы видим духовые инструменты из кости животных с просверленными отверстиями из глины, тростника. Это ребята свирель или как ее по-другому называют флейта Пана. Музыканты подобрали несколько тростниковых дудочек по росту, связали их, склеили пчелиным воском и получилась свирель. Тростник стал предком и пастушьей свирели, и духовых инструментов современного оркестра.

 

Давайте поиграем в игру “Поймай дудочку”.

Игра “Поймай дудочку” (во время игры звучит “Шутка” И. С. Баха, исполненная на флейте.)

Один ребенок играет на дудочке, двое других с завязанными глазами ловят его. Игра проводится 2-3 раза.

МР: Ax, какое множество клавиш! Здесь есть и белые, и чёрные. Фортепиано издаёт огромное количество звуков — от самых низких до самых высоких. Он может заменить целый оркестр!

Фортепиано появилось на свет в начале XVIII века в Италии в музыкальной мастерской Бартоломео Кристофори. Название означает «громко-тихо». И ведь он прав, фортепиано может изобразить тихий вздох, дуновение лёгкого ветерка, птичью трель, а потом зарокотать, как бушующее море, загреметь громогласным голосом. Хотите послушать, как звучит фортепиано?

Звучит фортепиано

М. Р. : Мне нравится баян и его брат аккордеон. Оба голосистые и так похожи! Их часто путают, кто не присмотрится. У аккордеона кнопки только на одном боку, а на другом — клавиши, как у рояля. А у баяна кнопки и справа, и слева. Баян «родился» в России, в старинном русском городе Туле в начале XX века. Создал его музыкальных дел мастер Пётр Стерлигов и назвал именем гордым, былинным баян. Оттого и сила в нем богатырская. Может играть любую музыку, даже самую сложную. Баян с аккордеоном можем играть не только простыми нотами, а сразу целыми аккордами. Поэтому всем кажется, что звучит оркестр. М. Р. :Так же, как и люди. Вы дышите легкими, а он дышит мехами — это специальное механическое устройство. Если чуть-чуть воздуха наберет в грудь свою — будет мелодия тихая, задушевная. Ну, а если вдохнет от души полной грудью, то могу посостязаться и с Роялем.

Баян с аккордеоном гордится своей родословной. Их матушка — гармошка родилась в начале XIX века в Германии и оттуда быстро распространилась по всему миру. Любят гармошечку за голос весёлый, звонкий, переливчатый. Не так давно в каждом селе на Руси был свой гармонист — очень уважаемый человек, ни один праздник, ни одно гулянье без него не проходило. А уж если с гармонистом собирались музыканты с бубном и барабаном, так это целый концерт получался с песнями, плясками да частушками.

Фея музыки : Вам понравилось в моей Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А пока вы ходите в детский сад, приходите почаще ко мне в гости. Вы узнаете здесь много интересного о музыке.