Здоровьесберегающие технологии на уроках сольного пения


Автор: Кольева Мария Алексеевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Здоровьесберегающие технологии на уроках сольного пения

Краткое описание работы: Великая польза вокала, методы вокалотерапии , логопедия, сольное пение и физическое здоровье.

I. Введение

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Еще древнегреческий философ Платон утверждал, что воспитание может идти только двумя путями: путем воспитания тела и путем воспитания души. И именно музыка оказывается сильнейшим средством пробуждения эмоционально-чувственной сферы человека и «передачи людьми чувств друг другу» (Л. Толстой).

XXI век предъявляет высокие требования к здоровью человека. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению детского здоровья. Если дети советского периода больше времени проводили в семье, в школе были заняты в пионерских и комсомольских организациях, различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это - поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост количества детей с различными формами нарушения в поведении, с различными отклонениями в психике. Причин тому много. В условиях стремительного роста темпа жизни, детям уделяется недостаточное внимание со стороны взрослых. Замыкаясь на телевидении, компьютерах, дети стали меньше общаться, они стали менее отзывчивыми к чувствам других. Появляется всё больше детей с ярко выраженной гиперреактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Наблюдается большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду и в школе, так и дома. Именно это и приводит детей к различным формам отклонения в поведении.

Для решения важных задач, стоящих перед обществом необходимо здоровое поколение нации, физически и нравственно развитые дети. Воспитания культуры здоровья и создания здоровьесберегающих условий в образовательной среде являются необходимостью. Поэтому так важна реализация программ в сфере здоровьясбережения и способах самооздоровления. Все это мы можем видеть на уроках вокала. Ведь сам процесс пения – это и есть процесс оздоровления. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.


II. Великая польза уроков сольного пения

2.1.О пользе вокала.

Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен). К примеру, в Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства. На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека. 

    Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессий (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Причем действие музыки рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

     Каждый из нас с рождения обладает совершенным терапевтическим аппаратом, одной из функций которого является резонанс. Этот аппарат - наш голос, который всегда вибрирует, когда звучит (при разговоре, пении, шепоте).     Только 15 – 20 % производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибраций и вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Подтверждением огромного влияния классического (резонансного) пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей: И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев и др.. Управляя собственным голосом при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с роялем при помощи камертона, входя в резонанс с самим собой, возвращая пением собственному телу здоровые вибрации. Любой орган нашего тела имеет свой "голос". Звучание" больных органов отличается от звучания здоровых, но их ненормальное «звучание» можно скорректировать, научив человека правильно (в свете резонансной техники голосообразования) петь.

    О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых, а лучше пропетых собственным голосом люди знали со времен самых древних цивилизаций. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль. 

      Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их пропевания), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

  • звук "А"– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь, немедленно вызывает расслабление;
  • звук "И" – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
  • звук "О" – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
  • звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки; улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря; 
  •  звук "М" - снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться;
  • звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;
  • звуки "Ц", "К", "Щ", "И", "Ы" – лечат уши;
  • звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;
  • звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.

 Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:

  • "ОМ" – снижает кровяное давление;
  • "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;
  • "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь;
  • "УХ", "ОХ", "АХ" – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

   Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении. Издавна знали, что некоторые слова, предложения, сказанные в надлежащем тоне, могут быть действительно незаменимым лекарством. На этом строятся бытующие в народе всевозможные заговоры и заклинания. Но, конечно же, наибольшей магической силой обладают созданные и отшлифованные веками молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний. Исследования в области звуковой терапии дают прекрасные результаты в лабораториях всего мира, и многие уже называют ее «медициной будущего», причем ученые склоняются к тому, что наиболее эффективным и безопасным, в качестве источника целительного звука, является голос.

2.2 Сольное пение и логопедия

Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому вокал часто применяется в логопедии, как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений. Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи.

При прослушивании часто встречаемые проблемы – вялотекущая речь, зажатость челюсти, т.е. дети говорят сквозь зубы, не проговариваются согласные и очень вялая работа языка, что приводит к плохой дикции и артикуляции.

Вокальные упражнения применяются и при коррекции нарушений темпа речи. Замечено, что заикающиеся при разговоре люди при пении не заикаются. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания логопеды отмечают благотворное влияние занятий вокалом.

Занятия пением благотворно влияет на развитие хорошей дикции, артикуляции. Особенно это важно для дальнейшего выбора будущей профессии учащимися, и совсем не обязательно, что дети не будут известными певцами. Профессия может быть любой, так как голосовой аппарат постоянно используется в любой профессии.

В процессе постижения искусства вокала формируются такие полезные для жизни качества, как умение управлять своими эмоциями, достойно держаться на сцене, умение найти правильный выход при форс-мажорных обстоятельствах так, чтобы никто ничего не заметил. Так же выступления на сцене и участия в конкурсах способствуют изменению внешнего облика, стиля и жизненных ценностей.

В своей работе я использую много различных методик для работы над хорошей дикцией и артикуляцией. Это логоритмика, скороговорки, различные артикуляционные гимнастики для мышц губ и языка. Упражнения легко запоминающиеся и доступны для исполнения, поэтому дети их очень любят и с удовольствием исполняют на каждом занятии.

*приложение № 1, № 2, № 3.

2.3. Сольное пение и физическое здоровье

В процессе пения задействованы многие группы мышц. Совершаемая ими физическая работа способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы.

Обязательным условием для успешных занятий вокалом является здоровый голосовой аппарат. Но есть еще ряд факторов, от которых может зависеть эффективность обучения. Занятия необходимо начинать с того, что сначала объясняется работа дыхания и опоры звука в процессе пения. Для этого предлагается выполнить следующее дыхательно-мышечное упражнение – нужно встать прямо, набрать воздух носом или ртом, и постепенно, медленно выдыхать его, работая мышцами живота. Серьезной помехой для успешных занятий является слабо развитый брюшной пресс. Могут быть проблемы с ощущением опоры звука при пении.

Пение благотворно влияет на развитие голоса, он становится более звучным и приобретает более красивую окраску. Певческое дыхание помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. «Вокальная постановка» корпуса предполагает ровную линию спины, горделивый разворот плеч, красивую посадку головы – это способствует воспитанию хорошей осанки. Большое внимание певец должен уделять состоянию мышц шеи. В ней сосредоточены основные звукообразующие органы (гортань, голосовые связки). Поэтому важно, чтобы шейная мускулатура была хорошо развита и способствовала устойчивому, но в тоже время свободному положению головы при пении. Для этого применяются простые, но эффективные упражнения – наклоны и повороты головы. Это также помогает сохранить подвижность шейных позвонков и красивый внешний вид шеи на долгое время.

Каждый урок – это эмоциональный подъем от ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует повышению иммунитета и обновлению всего организма. Иногда, в начале занятий вокалом, у кого-то на уроке начинает кружиться голова – это происходит от глубокого и частого дыхания, либо не хватает общей выносливости организма. Значит нужна общеукрепляющая аэробная нагрузка: бег, аэробика, лыжи, ролики, велосипед, плаванье.

Занятия вокалом предполагают здоровый образ жизни.

Для работы с детьми над дыханием, опорой звука я использую Фонопедический метод В.В. Емельянова – это своеобразный ускоренный тренаж развития голоса каждого ребенка, в процессе которого выполняются забавные упражнения, направленные на развитие здорового, сильного выразительного голоса. На основе этих упражнений мною были составлены комплексы. В приложении выбраны некоторые варианты комплексов, в которые входят упражнения по системе В.В. Емельянова. Приложение № 4

Интонационно-фонетические упражнения В. В. Емельянова дают: расширение диапазона. значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка; полетность, улучшение вибрато, большую певучесть звука, свободу, раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.

 Гимнастику А.Н. Стрельниковой – это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Упражнения усиливают внутреннее тканевое дыхание и повышают усваиваемость кислорода тканями, а также раздражают ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которые обеспечивают рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым. Восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос и закрепляет навык правильного дыхания, тренирует мышцы, участвующие в дыхании, увеличивает дыхательный объем и жизненную емкость легких, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. В приложении № 5 представлены несколько вариантов.

III. Заключение

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов и благотворно влияет на цвет лица и тонус кожи. Благодаря постоянной тренировке мышцы лица надолго сохраняют свой тонус, не поддаваясь возрастным изменениям. Необходимость постоянного участия лицевых мышц в формировании высокой певческой позиции, не дает лицу принять угрюмое, уставшее выражение.

Пение - весьма эффективная терапевтическая методика, которая содержит в себе   музыкотерапию, звукотерапию, словотерапию и даже рифмотерапию. Это универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм в целом. 

Вокалотерапия в целом укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, улучшает дикцию, развивает речевую активность. Ускоряется постановка основных вокальных навыков, увеличивается сила звука, расширяется диапазон звучания голоса.

Ученые обнаружили, что во время пения в головном мозге вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозге «молекулы, ответственные за эмоции» поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства.

Пение – это радостное ощущение молодости в любом возрасте. Отличное средство для снятия внутреннего напряжения и самовыражения, оно улучшает здоровье, формирует такие полезные для жизни качества, как умение управлять своими эмоциями, достойно держаться в обществе, не поддаваться депрессии. Поющие люди мгновенно находят друзей среди единомышленников. 

Приложение

 

№1 Комплекс упражнений по логоритмике:

Произнести по-разному:

Вариант 1:

Произносить междометия («О», «Да», и т.д.) с разной интонацией: удивленно, радостно, недовольно, испуганно, восторженно, нежно, категорично, вопросительно, задумчиво, скорбно, иронично, испуганно, и т.д..

Вариант 2:

Произнести словосочетания (например: «Открой дверь!», «Люблю учиться!», «Очень хорошо», и т.д.) с различными чувствами настроениями, например: грустно, радостно, угрожающе, удивленно, насмешливо, весело, и т.д..

Вариант 3:

Меняя логически ударения в предложениях, проследить, как изменяется текст: «Ты завтра встретишь маму? – Да, я.», Ты завтра встретишь маму? – Да, завтра», Ты завтра встретишь маму? – Да, встречу», Ты завтра встретишь маму? – Да, маму.»

 

№ 2 Скороговорки

  1. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
  2. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  3. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
  4. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
  5. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
  6. У елки иголки колки.
  7. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
  8. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
  9. Рододендроны из дендрария даны родителями.
  10. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  11. Клара-краля кралась к ларю.
  12.  Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  13. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор..
  14. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  15. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  16. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
    Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
    Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  17. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
  18. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  19. Во мраке раки шумят в драке.
  20.  На дороге с утра тарахтят трактора.
  21. У осы не усы, не усища, а усики.
  22. Осип охрип, а Архип осип.
  23. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  24.  Сачок зацепился за сучок.
  25. По семеро в сани уселися сами.
  26. Свиристель свиристит свирелью..
  27. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по 99.
  28. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  29. Четверть четверика гороха без червоточинки.
  30. У ежа ежата, у ужа ужата.
  31. Жутко жуку жить на суку.
  32. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

№ 3 «Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»


Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам.

Его часики работали так:
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?


Покажи как работают часики:  улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).


Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов.

Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких?

Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать.

С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем — 
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)


А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам!

Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…


Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(М.Синицына)\


Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине?

Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор!
(М. Синицына)

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится?

Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.
А теперь успокой киску — погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.


Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву.

Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.


Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук — 
Раздается громкий звук.
(М. Синицына)

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами?

Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко — 
Стук копыт услышишь звонкий.
(М. Синицына)

 

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
(О. Перова)


Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея.

 

И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
(М. Синицына)

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

 

 

№ 4 Комплекс дыхательных упражнений В. В. Емельянова

Таблица № 1 «Зимние забавы»

Текст комплекса

Описание действий

Снова к нам пришла зима

Много снега принесла

шумный вдох – бесшумный выдох

Мы в снежки с тобой играем,

И друг в друга их бросаем.

выполнять короткую восходящую и нисходящую интонацию (вопросы-ответы) на звук «а»

1, 2, 3, 4, 5 – очень весело
играть!

счёт от шёпота до крика от 1 до 10

Снежный ком с тобой скатаем

На него другой поставим

Следом-третий, смотрим, вмиг

Получился снеговик!

«Страшная сказка» штро-бас (скрип) А,

штро-бас АО,

штро-бас АОУ

Выполнять длинную восходящую интонацию из грудного в фальцетный регистр на звук «у»

Целый день мы на морозе

Наши пальчики замерзли

по очереди соединять большой палец с остальными

Мы подышим на ладошки

И согреемся немножко.

шипение горлом (теплый выдох)

Лоб и щёки согреваем,

разминающие и поколачивающие движения по всему лицу

Уши тоже пощипаем.

пощипали активно уши

Мы на санки сядем с вами,

И с горы приедем к маме! Ух!

выполнять длинную нисходящую интонацию на звук «у»

 

Таблица № 2 «За грибами в лес пойдём»

Текст комплекса

Описание действий

За грибами в лес пойдём

И корзиночки возьмём.

Открываем рот без звука (с ладошкой)

Лес осенний так хорош!

шумный вдох – бесшумный выдох

Прячется под кустик ёж,

произносим активно согласный звук «ф» с показом рук

Белочка орех грызёт,

«цоканье» язычком

Птичка песенки поёт,

«ку-ку» с интонирование м3

Где-то рядом жук летит

«самолетик» на звук «у»

Под ногами лист шуршит,

Под листом грибок стоит.

произносим согласные «ш» с показом рук

Заблудились мы в лесу.

Я ребят зову – «А-у»

дети повторяют «А-уууу!»

Вдруг услышали мы вой

Это волк, он очень злой.

имитируем вой на звук «у» «страшная маска»

Напугались – ой-ой-ой!

изобразили испуг

И помчались всей гурьбой

Через час мы дома были.

быстрая вибрация языком улыбнулись, обнажив зубы

Где грибы? Мы их забыли!

изобразили удивление «грустим» – вывернуть нижнюю губу

№ 5 Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой:

1. «Ладошки» (упражнение для разминки) Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

2. «Погончики» Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

3. «Насос» Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

 

 

Список используемых источников

 

  1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - С.-Пб.. Москва, Краснодар: Планета музыки, Лань, 2010 год.
  2. Ламперти Ф. Искусство пения. - С.-Пб.. Москва, Краснодар: Планета музыки, Лань, 2009 год.
  3. Лихачев Ю Авторская школа/ Современная методика обучения детей музыке. - С.-Пб.: Композитор, 2012 год.
  4. Стулова Г. П. Хоровое пение/ Методика работы с детским хором. - С.-Пб.. Москва, Краснодар: Планета музыки, Лань, 20014 год.
  5. http://www.psihiatr.med.cap.ru/Page.aspx?id=580120
  6. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/10/23/vliyanie-muzyki-na-zdorove-detey
  7. https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-zanyatiyah-po-vokalu-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-1243061.html
  8. http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/vliianie-muzyki-na-zdorove-detei-zdorovsberegaiushchie-tekhnologii.html
  9. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/12/09/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-vokala