Формирование певческих навыков дошкольников через музыкальные игры и упражнения


Автор: Евдокимова Надежда Аркадьевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Формирование певческих навыков дошкольников через музыкальные игры и упражнения

Краткое описание работы: Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

 

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда идем от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.

Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.

Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).

Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

“Улыбка” (улыбнуться).

Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

В начале использую игры на дыхание без звука. Например устраиваем чей-нибудь день рождения  и задуваем “Свечи на торте”. Могу “раздать” всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую осенние листочки (на ниточках), снежинки (из салфеток), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) “танцуют” вальс.

Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, “Егорка”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке,
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:

  • почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
  • снять усталость и утомление;
  • развивать интонационный и фонематический слух;
  • формировать правильное звукообразование.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

  • человеческому голосу (крик, смех, плач),
  • голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),
  • “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”).Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).

Варианты заданий в играх можно давать разнообразные:

  • произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;
  • изменяем регистр голоса: высоко, низко;
  • изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

 Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках.

Распевания с заданием пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей. Например, “Пожарные” (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз. Побежали вверх, побежали вниз). В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: “Мыши шуршат в шалаше” или “Барашеньки-крутороженьки”, а также попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”.

Знакомство с песней и ее разучиванием В традиционной методике обучения детей пению, разучивание песни происходит сидя на стульях перед педагогом. После прослушивания песни, беседы о ее содержании и характере, дети разучивают песню. Таким образом, идет прямое обучение. Я провожу разучивание песни, в основном, в кругу, стоя или сидя. Считаю использование круга естественным и, главное, продуктивным для игрового обучения. Сидя в кругу, каждый ребенок ощущает свою значимость, чувствует поддержку других детей и педагога. Наиболее любимыми детьми приемами разучивания песен являются следующие. Например, дети стоят в кругу, я в центре круга с мячом в руках. Пропеваю фразу и бросаю мяч одному из детей. Ребенок с мячом повторяет за мной либо продолжает - пропевает следующую фразу (в зависимости от задания) и возвращает мне мяч. Так продолжается до конца песни. Другой вариант (стоя или сидя в кругу) – пение “цепочкой”. Преимущество данных вариантов в том, что проверяется уровень индивидуального певческого развития ребенка. Так же, прием пения “цепочкой” способствует формированию правильного дыхания у детей.

Еще один вариант – пение по фразам (первую фразу пою я, вторую – дети, третью – я, четвертую - дети и т.д

В процессе разучивания каждой песни решаю нравственные, патриотические и эстетические задачи. Поэтому тщательно подхожу к подбору песенного репертуара. Также учитываю возрастные особенности детей, их певческие возможности, а содержание репертуара должно соответствовать интересам моих воспитанников.

Известно, что успех работы с детьми зависит от профессионализма педагога, поэтому считаю, что педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного и индивидуального подхода к детям при формировании их певческих навыков, развитии творческих и музыкальных способностей.

Главный принцип в моей работе: “Не навреди!”, а самое главное – чтобы научиться петь, надо петь!