Проект « Колыбельной песни добрый свет».


Автор: Евдокимова Надежда Аркадьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Проект « Колыбельной песни добрый свет».

Краткое описание работы: Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

 

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка. Колыбельные внушают чувство уверенности, защищенность от беды, ребенок купается в ласке. Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.

Первой встретить ребенка в этом мире, призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени. Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни, они снимают тревожность, возбуждение. Колыбельная - это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, недопускающие проникновения зла.
От того какие песни пела ребенку мать, и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми, менее успешными и подвержены психическим расстройствам.
На Востоке даже есть такая поговорка про злого человека:" Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен".

Осознавая важность этой темы, мы обратились к ней в нашем детском саду.

При проведения занятия в кружке « Горница» по теме « Колыбельные песни» выяснилось, что дети подготовительной группы не знают колыбельных песен, только два ребенка сказали, что им поют колыбельные песни. Но вместе с тем эта тема им была очень интересна, дети высказали  желание выучить и научиться петь колыбельные песни. После этого решено было провести опрос среди родителей. Результаты: В опросе приняли участие 19 мам детей подготовительной к школе группы; часто поют колыбельные песни 2 мамы- 10,5%; иногда-3- 15,8%, не поют- 14-73,7 %.

Стало ясно, что эта тема очень актуальна для нас.

Так появился проект «Колыбельной песни добрый свет».

Цель: Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Задачи:

-Расширять представления о жанре колыбельных песен и различных их видах (народные, авторские)

- Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку.

- Помочь осознать детям и родителям важность колыбельных песен в современной жизни.

-Способствовать заинтересованности детей и родителей в сохранении народных традиций в пении колыбельных песен.

-Формировать у детей потребность получать новые знания, используя различные источники информации ( книги, Интернет, беседы со взрослыми…)

-  Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

- Способствовать гармонизации детско- родительских отношений.

Сроки реализации проекта : 21.01.2021г.- 12.03.2022г.

Реализация проекта началась со сбора информации по данной теме: мы изучили опубликованные фольклорные источники, литературу по теме, материал из Интернета проанализировали их основные положения.

Колыбельная песня – исторический жанр. Об этом пишут авторы Аникин В.П.,

Бахтин В.С.

 Отчего же песню назвали колыбельной? Чтобы разобраться с термином «колыбель» мы использовали «Толковый словарь русского языка» Даля В.И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать,  зыбать,  колыхать),  т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд.  Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели.

Исследователи колыбельных песен дали определение этого жанра: колыбельная – это песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну.

Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка.  Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов

В колыбельных песнях рисуются словесные картины, которые понятны ребенку и которые легко представить средствами изобразительного искусства (нарисовать). Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.

В содержании колыбельной песни больше всего существительных и глаголов, поскольку они отражают предмет и действие. Часто используются повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов. Это помогает развивать память ребенка. Так и появилось классическое « баю-, баюшки, баю». Отсюда идет и звуковой ряд колыбельных, в котором преобладают шипящие (ш, щ) и гласные звуки (у, ю, а). Это отражено в колыбельных на всех языках мира.

Казалось бы все колыбельные одинаковы, они служат для того, чтобы усыпить ребенка.

Однако это не совсем точно. Изучив литературные источники мы пришли к выводу, что все колыбельные можно разделить на три большие группы:

-фольклорные колыбельные- народные, те которые передавались из поколения в поколение;

-классические- музыка, написанная композиторами;

- современные, литературные, придуманные конкретными авторами.

В своей работе мы решили обратиться ко всем трем группам колыбельных.

 

Затем мы занялись поиском текстов и музыки колыбельных песен- использовали интернет-ресурсы, детскую литературу. Собрав весь необходимый материал, мы приступили к планированию и практическому этапу проекта.

 

 

Перспективный план работы по проекту « Колыбельной песни добрый свет»

Образовательная область

 Мероприятие

 Сроки

 Ответственные

Познавательная деятельность

Беседа « Ходит сон близ окон»

Рассматривание иллюстраций.

 

6.02.13

Воронцова Е.И

 Социально- коммуникативная деятельность.

Сюжетно- ролевая игра «Дочки- матери»

Сюжетно- ролевая игра «Семья»

Игры с макетом « Русская изба»

Театрализованные игры.

 Этическая беседа о матери

4.02.13-1.03.13

Воронцова Е.И.

Зорьева Е.С.

Чтение художественной литературы

Чтение и заучивание колыбельных песен

Знакомство с пословицами, потешками, прибаутками по теме, заучивание.

4.02.13-1.03.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Развитие речи

Дидактические игры – словесные:

« Назови ласково»

« Подбери признак»

« Подбери действие»

 « Большой- маленький» и др.

Показ театрализованной деятельности в младшей и средней группе

4.02.13-1.03.13

 

 

 

 

19.02.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

 

 

 

 

Воронцова Е.И.

 Труд

Ручной труд:

« Изготовление куклы- закрутки»,

«Пригласительные билеты для мам»

20.02.13

 

 

27.02.13

Воронцова Е.И.

 

 

Русова Н.А.

Художественное творчество

Цикл музыкально творческих игр «Музыка в красках»

 

Рисование

«Мамина колыбельная»

4.02.13-1.03.13

 

15.02.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

 

Зорьева Е.С.

Физическая культура

Пластические упражнения и этюды.

Игра малой подвижности «Ходит сон близ окон»

Пальчиковая гимнастика «Дрема».

4.02.13-1.03.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

Музыка

Слушанье разных видов колыбельных.

Пенье колыбельных песен.

Музыкально- ритмические движения под музыку различного характера.

Интегрированное занятие «Музыка в красках» (по миниатюре « Кикимора» А.К. Лядова.

4.02.13-1.03.13

 

 

 

 

12.02.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

 

 

 

Русова Н.А.

 Здоровье

Музыкотерапия ( перед сном)

4.02.13-1.03.13

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

Взаимодействие с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое мероприятие.

Опрос- анкетирование.

Поиск информации по теме.

Создание презентаций.

Консультация для родительского уголка «Хлеб насущный  и колыбель рядышком стоят, хлеб питает тело, а колыбель- душу!»

Изготовление памяток для родителей.

 

Выставка совместных работ «Колыбельной песни добрый свет»

 

Досуг « Колыбельной песни добрый свет»

4.02.13-1.03.13

 

 

 

 

 

 

 

 

28.02.13

 

 

 

 

1.-3.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

 

В ходе реализации проекта дети, педагоги, родители включились в активную творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях, разучивали их, готовили рисунки для выставки, слушали  и рисовали колыбельные песни, готовили драматизацию для показа младшим детям, изготавливали игрушки, пособия, играли, пели. Большинство занятий и игр проводились с участием знакомого детям персонажа хозяйки русской избы – бабушки Арины ( руководитель кружка « Горница»), что способствовало поддержанию интереса к данной теме.

Заключительным этапом практической части проекта стал совместный с родителями досуг « Колыбельной песни добрый свет».

В ходе аналитического этапа для определения результативности работы по проекту был проведен повторный опрос родителей. Ситуация изменилась в корне. Все из опрошенных мам, отметили, что в ходе проекта они узнали много нового о колыбельных песнях и начали их петь своим детям.

В ходе викторины с детьми мы отследили уровень знаний полученных детьми. Результаты нас порадовали. Дети получили знания о происхождении и значении колыбельных песен, много песен выучили наизусть, узнавали на слух знакомые мелодии. Воспитатели подготовительной группы отметили, что дети использовали пение колыбельных песен в сюжетно- ролевых играх. У детей формировались различные навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Работа над проектом помогла в решении задач из разных образовательных областей:

- творческие задания на копирование и пластику движений, подвижные игры,  пальчиковая гимнастика, ручной труд, психогимнастика, тренинги , музыкотерапия способствовали охране и укреплению здоровья детей.

-  поиск информации в различных источниках, беседы, чтение,  моделирование, использование ИКТ развивали любознательность и активность, предпосылки учебной деятельности

- беседы нравственного характера, чтение, просмотр  мультфильмов, рассматривание картин, слушанье колыбельных , игры (сюжетно- ролевые ,дидактические), труд  способствовали развитию эмоций детей, социально- коммуникативных навыков.

Проект помог организовать активную творческую деятельность, которая  способствовала гармонизации отношений : педагог- дети, родители- дети, педагог – родители.

В ходе реализации проекта были накоплены методические материалы : комплект дисков с колыбельными песнями, конспекты занятий, сценарий досуга ( см. Приложение).

Диски с колыбельными песнями были записаны всем желающим родителям. Воспитатели других групп заинтересовались слушаньем колыбельных песен перед сном и стали использовать это в своей деятельности, что вылилось впоследствии в проект « Фоновая музыка в жизни детского сада».

Приложение 1:

 

Беседа « Ходит сон близь окон»

 

Задачи:

- знакомить детей с жанром народного творчества - колыбельной песней;

- формировать интерес и любовь к песенному народному творчеству;

- развивать эмоциональный отклик на музыку.

- Вызывать доброжелательное отношение к людям и к животным; желание и умение  успокоить младенца, убаюкать его.

 

  Дети приходят в музыкальный зал, оформленный в стиле русской избы. Воспитатель в народном костюме  (бабушка Арина) встречает  детей  с куклой младенцем.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, как я вам рада! Проходите в избу! Добрый гость всегда впору.

( дети здороваются рассаживаются по лавкам).

Воспитатель: А я внучку свою Машеньку спать укладываю

 (качает куклу и тихонько напевает колыбельную песенку.)

-Уж ты, котенька, коток,

 Котик - серенький лобок,

Приходи -ка ночевать,

Мою деточку качать.

 Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

 Дам кусок пирога

И кувшин молока,

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю, Баю бай. – (Кукла «засыпает».)

 Воспитатель: Давным - давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих малышей спать, стали петь им песенки. Кто знает, как они называются?

Дети: Колыбельные песни.

Воспитатель: Правильно, колыбельные песни.

 Колыбельные песни, как вы знаете, появились очень давно, в глубокой древности. Это народные песни, сочиненные не композитором, а в народе. Баюкает мама дитятко (Бабушка Арина вновь качает куклу) и напевает свою колыбельную. Если получалась красивая мелодия, понравились слова песни, мама запоминала и повторяла их. Другая мама пела по – своему. Самые красивые песни продолжали жить, а кто их сочинил, уж никто не помнил. Было лишь известно, что кто – то из народа. Поэтому они и получили название –народные. Услышит дочка от мамы колыбельную песню, запомнит, а потом споет ее младшим в семье детям...

Ребята, а вам пели колыбельные? Кто пел? Вам нравилось их слушать?

(Ответы детей)

Воспитатель: А кто может спеть колыбельную песню? Что-то Машенька моя опять не спит!

(Дети по желанию поют колыбельные, качают Машеньку, укладывают её в колыбель)

Воспитатель: Колыбельные песни бывают разные:

К первой группе относятся песни, которые содержат обращения к ребенку с пожеланиями  сна, благополучия, счастья, достатка... Вот такая, например:

Баю, баю, баиньки, скатаем Маше валенки,

 Полушубочек сошьем, Машу  к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать, Машу кашкой угощать,

 Даст  тепленький блинок и румяный пирожок.

-  Какая эта песня по характеру?

Дети: Светлая, приветливая, спокойная…

 
Воспитатель: Во вторую группу  песен входят образы животных и птиц.
 Баю, баю, баю бай,

Ты собаченька не лай,

  Белолапа не скули,

  Мою Машу не буди!

Что можно сказать про эту колыбельную? Какая она? О чем заботиться мама?

(Ответы детей).

 

Воспитатель: К третьей группе относят колыбельные с мифологическими (сказочными, выдуманными, ненастоящими) образами Сна, Дремы, Угомона.
Уж как сон ходил по лавке, Дрема по полу брела.
 Дрема по полу брела, к Маше в спаленку зашла.
 Да в кроватку забрела, на подушечку легла.
  На подушечку легла, Машу ручкой обняла.

 

-Ребята, что вы можете сказать о характере этой песни?

Дети: Характер плавный, спокойный, напевный…

 

Воспитатель: Правильно, мелодия здесь мягкая, успокаивающая, завораживающая. Придает колыбельной умиротворенный характер.
 К последней четвертой группе колыбельных относятся песни, в которых, слегла, устрашают, запугивают непослушных детей.

Баю, баюшки – баю, не ложися на краю.
 Придет серенький волчок, и ухватит за бочок,
 И утащит во лесок, под ракитовый кусток!


-Эту колыбельную знают все. Давайте ее вместе споем. Будем петь напевно, протяжно, негромко, точно пропевать мелодию.

Я вам сейчас ее напомню (поет). Вспомнили? А теперь споем вместе (поют).

Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте мы поиграем пока моя Машенька заснула.

 

     Проводится русская народная игра « Ходит сон близ окон».


Считалкой выбирают Дрему (водящего):
Спят игрушки, спят зверята, солнце спит, трава, цветы...
 Зубки чистите, ребята, спать идите, первый – ты!


 Дети идут по кругу, взявшись за руки, Дрема в кругу. Дрема движется противоходом, поет вместе с детьми:
Ходит сон близ окон... Все ли спят? Все ли спят?
 Бродит Дрема возле дома и глядит на ребят.


  На вторую часть музыки дети останавливаются, поднимают сцепленные руки. Дрема выходит через «воротца» из круга и вновь заходит, выходит через другие «воротца» и опять заходит и т.д. Дрема  говорит тихо, спокойно: 
  -  Закрывайте глазки, пусть приснятся сказки!..
     Дети закрывают глаза. Водящий выбегает из круга, бежит за кругом и незаметно до кого – нибудь дотрагивается (это остается в тайне) и становится вместе с детьми.
     Звучит вступление, дети вновь идут по кругу и поют. После слов «бродит Дрема возле дома и глядит на ребят», ребенок, до которого дотронулась Дрема, делает шаг вперед (в круг). Дети пытаются его задержать.  Игра продолжается. 

 
Воспитатель:
   Тише, тише!.. Машеньку  разбудите. Подойдите, пожалуйста, к колыбельке.. Смотрите, улыбается малыш во сне, значит, все хорошо. – Спи, Машенька, набирайся силушки... А мы тебе споем, прощаясь, «Баю-бай, баю-бай...»

 

- Понравились вам дети колыбельные песни? Что вы сегодня узнали нового, интересного?

 

( Ответы детей).

 

Ну а я Вам на прощанье дам домашнее задание:

Спросите, пожалуйста, своих бабушек и мам, какие они знают колыбельные песни и разучите их с ними.

 

Дети прощаются с бабушкой Ариной  и уходят.