"Музыкально - дидактические игры на музыкальных занятиях"


Автор: Козачек Елена Закировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Музыкально - дидактические игры на музыкальных занятиях"

Краткое описание работы: Методические рекомендации для педагогов о применении на занятиях музыкально- дидактических игр.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 35 ПОСЕЛКА

ПЕРВОМАЙСКИЙ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОПОКРОВСКИЙ  РАЙОН.

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

Методические рекомендации к пособию

«Музыкально дидактические игры на музыкальных занятиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Автор-составитель:

                                                          Музыкальный руководитель

                                  МБДОУ № 35

                                                      Козачек Елена Закировна.

 

 

 

             Пос. Первомайский

             2021 год.

Предисловие

    Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. У детей музыкальные способности развиваются намного эффективнее. Музыкально-дидактические игры всегда интересны, всегда вызывают желание участвовать в них. В музыкальном воспитании этот метод, позволяет привить детям интерес и любовь к музыке. Музыкально-дидактическая игра формирует у детей чувство ритма, творческие способности, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

      В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

    

Введение

    Игра- незаменимый элемент любого занятия в ДОУ . Игровая деятельность на музыкальных занятиях используется педагогом как средство развития всех музыкальных способностей ребенка и помогают решению поставленных руководителем задач.

       Именно поэтому я выбрала  эту тему для своего пособия. Я считаю, что развивать музыкальные способности, активизировать слуховое восприятие нужно с детских лет. Дидактическая игра позволяет осуществить весь комплекс развивающих, обучающих, воспитывающих задач в понятной для детей форме.

       Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

       В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях.

Музыкально дидактические игры способствуют формированию самостоятельной музыкальной игровой деятельности детей, очень важной особенностью, которой является то, что она осуществляется при тактичном, незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.       

Пояснительная записка

        Проблема музыкального развития детей дошкольного возраста волновала многих педагогов, которые рассматривали это развитие в различных видах деятельности. По этому очень  важно развивать у ребенка внимание, память и мышление, которые необходимы для дальнейшей жизни.

      Методическая разработка «Музыкально дидактические игры на музыкальных занятиях», разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

      В музыкально дидактических играх дети наиболее полно реализуют потребность в игровом применении полученных музыкальных знаний, умений и навыков. В процессе игры формируется фантазия, развивается творческое воображение, а педагог получает возможность осуществлять развитие музыкальных способностей, позволяют осуществить весь комплекс развивающих, обучающих, воспитывающих задач в понятной для детей игровой форме.

Актуальность

     Данное пособие актуально тем, что музыкально – дидактические игры заключаются в музыкально-сенсорном развитии и воспитании детей дошкольного возраста с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщении детей к целостному и дифференцированному воспитанию музыки.

Новизна

     Музыкальному руководителю необходимо помочь ребенку разобраться в особенностях музыки как вид искусства, акцентировать внимание  на средствах музыкальной выразительности, способность умение различать музыкальные произведения по жанру, характеру, темпу, ритму, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.

      С этой целью и применяются музыкально – дидактически игры и пособия, которые воздействуют на ребенка комплексно, развивают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым обогащая музыкальный опыт детей дошкольного возраста.

Цель

     Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через применение в работе музыкально дидактических игр.

Задачи

Обучающие:

- формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

 

Развивающие.

- развивать  музыкально сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

 

Воспитательные:

- приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

- воспитывать интерес и любовь к музыке.

- воспитывать у детей интерес к самостоятельной музыкальной деятельности.

Основная часть

     Методическое пособие «Музыкально дидактические игры на музыкальных занятиях» создано для совместной деятельности взрослого и ребенка, для развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Данное пособие имеет вариативность, периодическую смену игрового материала, что способствует заинтересовать детей.

Универсальность и применимость: данными разработками могут пользоваться родители и педагоги из других ДОУ.

 

Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста.

 

1.     Игра: «Любим мы играть в оркестр»

 Цель:  формировать умение детей самостоятельно объединяться в ансамбль.

 Необходимые материалы:  музыкальный центр, музыкальные диски, подбор ударных инструментов (треугольники, бубны, палочки, колокольчики).

 Описание игры: Дети стоят по кругу, перед ними лежат инструменты. Звучит музыка, дети идут по кругу. С окончанием музыки дети берут инструменты, кому не досталось инструмента, выходит дирижировать. (Приложение 1)

2.     Игра: « Музыкальное домино»

 Цель: закреплять у детей знания о басовом и скрипичном ключе и записи нот на нотном стане.

Необходимые материалы: карточки.

Описание игры: Перед началом игры попросить маленьких игроков назвать то, что изображено  на картинках,  и перечислить ноты, содержащиеся в словах, а потом найти на картинке нужную ноту. Затем сложить все карточки в одну стопку картинками вниз, тщательно перемешать и раздать каждому из участников по 4 карточки. Остальные карточки положить стопкой картинками вниз. Игроки ходят по очередности. Ребенок достаёт карточку кладет ее на стол, называет ноту, которая содержится в картинке, другой игрок достает карточку и если у него не совпадает картинка, то  он достает карточку из общей стопки. ( Приложение 2)

3.     Игра: «Птица и птенчики».

Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков: «до» первой октавы, «до» второй октавы.

Необходимые материалы: знание попевки Е. Тиличеевой «Птица и птенчики», не раскрашенные картинки, цветные карточки, металлофон.

Описание игры: Ведущий дает детям нераскрашенную картинку, напоминает играющим голосом птицы и птенчиков (ударяет по пластинке металлофона сначала звук «до» первой октавы, затем звук «до» второй октавы) после этого берет поочередно маленькие цветные карточки (рисунком поворачивает к себе), ударяет по пластинке соответствующий звук и спрашивает (Кто вас зовет? Птица или птенчик?) после правильного ответа дети получают маленькую карточку и закрывают ею часть изображения большой картинки. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не сложат всю большую картинку. (Приложение 3)

4.     Игра: «Кого встретил колобок».

Цель: формирование у детей навыков воспринимать и различать пьесы, звучащие в разных регистрах.

Необходимые материалы: большая карточка с кармашком, маленькие карточки с изображением зверей.

Описание игры:  Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех ее персонажей, которые встречаются колобку на пути. Музыкальный руководитель предлагает послушать и отгадать музыкальные загадки. Исполняет поочередно 4 пьесы, каждая из которой рисует образ одного из персонажей сказки. Пьесы звучат в разных регистрах: «Заяц»- высоком, «Лиса» -в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» в очень низком. После исполнения очередной пьесы кто либо из детей определяет, какой персонаж изображён в музыке (кого встретил Колобок), и пользуясь пособием, вставляя в кармашек картинку с персонажем, образ которого передан в музыке.  (Приложение 4)

  5. Игра: «Угадай-ка!»

Цель: развитие у детей звуковысотного слуха.

Необходимые материалы: большая карточки с изображением животных, маленькие карточки с изображением животных.

Описание игры:  Игра проводится с группой детей за столом. У каждого одна карточка и две фишки. Музыкальный руководитель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у кого на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Музыкальный руководитель поет: «Га-га-га» (на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком. И так продолжается игра. Пока не закроют все картинки  (Приложение 5)

6.     Игра: «Эмоциональные грибочки».

Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.

Необходимые материалы: большая карточки с изображением животных, маленькие карточки с изображением животных.

Описание игры:  дети слушают произведения различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку произведения. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку. (Приложение 6)

7.     Игра: «Сколько нас поет?».

Цель: формировать навыки определять соло, дуэт, трио.

Необходимые материалы: фланелеграф, три матрешки- картинки большого размера, три матрешки- картинки маленького размера, музыкальные инструменты.

Описание игры:  Педагог играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет одна матрешка. ( Приложение 7)

8.     Игра: «Угадай что играет?»    

Цель: формировать умение детей определить на слух, какой играет инструмент.

Необходимые материалы: карточки с изображением инструментов, музыкальные инструменты.

Описание игры:  Педагог играет на любом инструменте так, что бы не видели. Дети должны  на слух определить инструмент, показать нужную карточку, рассказать об особенностях музыкального инструмента. ( Приложение 8)

Заключение 

     Данное пособие – музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста, направлено воздействие   детей дошкольного возраста комплексно, развивает у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым обогащая музыкальный опыт.

    Пособие -соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Это инновационная технология в современном образовании детей дошкольного возраста.

     Пособие включает в себя игровые и развивающие задания, формы организации детей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие..

Результаты использования пособия:

- Проявление повышенного интереса к музыкально-дидактическим играм.

- Формирование у детей знаний о ритме, нотной грамотности.

- Проявление самостоятельности при работе пособием.