Формирование вокально-хоровых навыков у детей


Автор: Калистратова Ольга Викторовна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

«Формирование вокально-хоровых навыков у детей»

Краткое описание работы: Развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, учить понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, всё это необходимо для воспитания современного человека. К общей проблеме совершенствования методов обучения относятся и творческое обоснование их, и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщение к музыкальному искусству через пение, как самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности.

Проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста остается  актуальной  всегда. Она постоянно находится в центре внимания педагогов – практиков  и исследователей.        

Художественное и эстетическое воспитание учащихся одна из главнейших задач педагогов. Развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, учить понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, всё это необходимо для воспитания современного человека. К общей проблеме совершенствования методов обучения относятся и творческое обоснование их, и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщение к музыкальному искусству через пение, как самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности.

Обучение пению это не только обучение данному виду искусства. В  процессе обучения, развивается голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием и гармоничным развитием личности ребенка. 

 Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

Чрезвычайно важно знать  влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся.  Знание  преподавателем возрастных  особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведет к нарушению и даже заболеванием голосового аппарата. Пение – сложный психологический процесс, в котором задействованы, все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагирует также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение и изменение пульса, артериального давление, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменение не значительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянно контроле педагога могут играть оздоровительную роль. В частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследование врачей-отоларингологов  показывает, что лечение  тонзиллита, обострение катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической  смешанно-прикрытой манере. Нельзя также  исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немало важно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определенный уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному развитию ребенка. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков.

Начальным этапом пения является распевание. Оно разогревает и настраивает голосовой аппарат певца к работе и развивает вокально-технические навыки, достигая качественного и красивого звучания в произведениях. Распевание способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, артикуляция, резонирование).

Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное. Поющий ребёнок должен так брать дыхание, чтобы «раскрывалась» грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой. Рассмотрим пример дыхательных упражнений, развивающих и укрепляющих дыхательный аппарат:

1. Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохните, не поднимая плечи. Руки должны ощутить, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что ребёнок  взял приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Задувание воображаемой свечи. Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и начинать «дуть на свечу». Обратить внимание на то, что воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра опадают постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполнять его чаще, делать не торопясь, внимательно.

Упражнения на артикуляцию

Для активизации языка:

1. Пошевелить языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, сделать круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высунуть кончик языка и быстро-быстро перемещать его из угла в угол рта.

2. Почувствовать кончик языка (он активный и твердый, как молоточек). Побить кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говоришь: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот. Энергично произнести: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

3. Чтобы освободить язык и гортань выполнить следующее задание: быстро, коротко и глубоко вдохнуть носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»).

Для укрепления мышц гортани: энергично произнести: К-Г, К-Г, К-Г.

Для активизации мышц губ: надуть щеки, сбросить воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнести: П-Б, П-Б, П-Б.

Для освобождения нижней челюсти: открыть рот, подвигать челюстью в стороны, почувствовать свободу этого движения.

Для развития дикции читать скороговорки. Читать их начинать медленно, постепенно ускоряя, доводя до совершенства, одновременно следить за ритмичностью произношения. Не забывать про темп.

Распевать детей лучше стоя в начале урока 10-15 минут.

Мелодия упражнения для младших школьников должна быть не сложной, не должна включать в себя много нот, больших интервалов, крайние ноты диапазона. Вначале мелодию надо подыгрывать, затем переходить к пению под аккомпанемент. При распевании важно давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому, что дети будут знать, какой навык даёт это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевания будет улучшаться. Непрерывность и ровность красивого звучания голоса - основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность звука совершенствованием стабильности и координации процессов дыхания и атаки звука.

Вокальные упражнения:

1. Пение слогов: «ва», «ма» или «да». В удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание. При ослаблении звука усиливать подачу дыхания. Это упражнение поможет почувствовать певческое дыхание, отработать ровность и красоту звука.

2. Пение на одной ноте одной гласной сначала forte, затем piano. Особое внимание уделить ровности и качеству звука, а так же подаче дыхания. Обращать внимание на правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

3. Петь на одном дыхании на одной ноте все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у), стараться не торопиться. Эта последовательность гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука.

Задачи индивидуального певческого развития учащихся будут решаться в процессе: практических работ (упражнений, вокализов); репетиционных работ и работ над концертными номерами; развитие чувства ритма и координации движений; стимулировать эмоциональное отношение учащихся в хоре к искусству; создавать в хоре обстановку творческой активности, товарищества; участие в фестивалях, конкурсах, концертах, смотрах, праздниках хоровой детской музыки.

Результат хорошей хоровой "школы" - это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слуховой "контроль" поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и уметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться - тогда голос зазвучит, заблестит.  Без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей.

1 Ведущей деятельностью является учение – приобретение новых знаний, умений, навыков.

2. Основными вокальными навыками, формирующимися в пении детей младшего школьного возраста, являются дыхание, артикуляция, звукообразование и резонирование. Совершенствование качеств звучания голоса (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности, чёткости дикции).

3. Значение занятий  пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:

Здоровье. В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

Самоактуализация. Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Хоровое  пение  -  наиболее  доступная  исполнительская   деятельность школьников.   Правильное   певческое   развитие,    с   учётом    возрастных особенностей и закономерностей  становления  голоса,  способствует  развитию здорового голосового аппарата. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет  и развивает его  слух,  дыхательную  систему,  а  последняя  тесно  связана  с сердечно-сосудистой  системой,   следовательно,   он   невольно,   занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Пение  тренирует  также  артикуляционный  аппарат,  без  активной работы которого речь человека становится нечеткой. Правильная  ясная  речь характеризует правильное мышление.

Условия: чтобы стимулировать стремление учащихся к певческой деятельности, необходимо разработать возможные условия для поощрения, систему оценивания умений;

сформировать у учащихся устойчивый интерес  к хоровому пению, певческим  навыкам;

развитие музыкальных способностей детей;

приобщение учащихся к высокому миру искусства и полноценное его освоение посредством хорового обучения на начальном этапе и созданием ярких эстетических впечатлений.

благоприятная эмоциональная атмосфера;

 творческие занятия должны доставлять радость;

 нужен интерес окружающих к замыслам ребенка, дружеское обсуждение;

 уважение результатов работы маленького творца.

Необходимо программное обеспечение;

Компьютеры, подключенные к сети с доступом в Интернет;

Наглядные пособия, нотно-методический материал;

Сценические микрофоны,  фонограммы

Музыкально-хоровое  воспитание  является  частью  интегрированной системы подготовки личности. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре,  а   коллективное   пение   –   это   прекрасная   психологическая, нравственная и  эстетическая  среда  для  формирования  лучших  человеческих качеств.   В  хорах   дети   приобретают   навыки   музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.  

Список использованной литературы

1. Варламов А.Е. Полная школа пения. Учебное пособие, 3-е издание, М.: Музыка, 2008. – 120 с.

2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка,2007-368с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.rockvokal.com

2. http://thelib.ru/books/pekerskaya em/ vokalniy bukvar-read.html