«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ В ВОЗРАСТЕ 5 – 6 ЛЕТ»


Автор: Бородина Валентина Михайловна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ В ВОЗРАСТЕ 5 – 6 ЛЕТ»

Краткое описание работы: В данной методической разработке основной упор сделан на освещение начального этапа обучения в подготовительных классах ДШИ. Анализ изученной литературы, а также практический опыт работы в данной области позволили сформулировать цель данной методической разработки. Цель методической разработки - на основе теории и практики выявить особенности обучения детей 5-6 лет игре на аккордеоне.

Методическая разработка


 

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ

В ВОЗРАСТЕ 5 – 6 ЛЕТ»

 

Автор: преподаватель

Бородина Валентина Михайловна

 


 

Дубровка

2020 год

 

В данной методической разработке основной упор сделан на освещение начального этапа обучения в подготовительных классах ДШИ.

Анализ изученной литературы, а также практический опыт работы в данной области позволили сформулировать цель данной методической разработки.

Цель методической разработки - на основе теории и практики выявить особенности обучения детей 5-6 лет игре на аккордеоне.

Исходя из цели работы, были определены задачи:

- проанализировать литературу по данной теме, изучить опыт специалистов по данному вопросу.

· исследовать психологические особенности детей 5-6 летнего возраста. Сформулировать задачи обучения на подготовительном отделении.

· раскрыть вопрос использования игровых методов и приемов при развитии музыкальных способностей.

· рассмотреть методику обучения на инструменте.

 

 

Оглавление:

 

  1. Введение

  2. Литература по изучению опыта работы с детьми 5 – 6 лет в ДШИ

  3. Психологические особенности детей 5 – 6 лет

  4. Формы занятий с начинающими.

 

5. Роль игры в образовательном процессе

6. Обучение нотной грамоте

 

7. Изучение длительностей

 

8. Формирование первых навыков звукоизвлечения

 

9. Игра двумя руками вместе

 

10. Штрихи

 

11. Динамика

 

12. Заключение

 

13. Используемая литература

 

 

 

  1. Введение

Все самое главное в жизни начинается у каждого человека с детства. Любому интересному и полезному делу надо учиться (читать, писать и играть). Ещё А. Д. Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”. Специалистами установлено, что чем раньше начато целенаправленное обучение детей, тем быстрее у них развивается интеллект, тем лучше формируются различные навыки, ребёнок быстрее созревает как личность. Вот почему так важно приобщать детей к музыке, не скупясь в расходах и не задумываясь над тем, станут они профессиональными музыкантами или нет. Это окупится сторицей. Психологами доказано, что занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие личности ребенка. У ребёнка формируются нравственные качества: доброта, душевная тонкость. «Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость, - не способен совершить ничего плохого». Дети, коснувшиеся музыки по-настоящему, вырастают хорошими, честными, полноценными людьми. Также они смогут в будущем найти нишу в социуме, используя свои знания. При этом давать образование ребенку надо как можно раньше, и делать это должны профессионалы – люди с педагогическим образованием и опытом работы с детьми. Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки. Любой ребенок в той или иной мере способен к творчеству, при грамотном отношении практически у любого можно развить хорошие музыкальные данные. Многое зависит от работы преподавателя с детьми и от возраста, в котором начались занятия. В связи с этим, в настоящее время, преподаватели ДШИ столкнулись с проблемой обучения детей 5 - 6 летнего возраста игре на таких инструментах, как   аккордеон и баян. Многолетний опыт работы показывает, что обучать детей такого возраста игре на народных инструментах возможно. Необходимой предпосылкой обучения игре на музыкальном инструменте является музыкальность ребёнка: комплекс музыкальных способностей, который включает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Ещё не так давно, поступающие в ДШИ проводили вступительный отбор, а то и конкурс. Но время и условия жизни общества вносят свои поправки: теперь стало почти нормой принимать обучающихся, что называется «с улицы», часто со слабыми музыкальными данными, а иногда и откровенно выраженными психоэмоциональными проблемами, что вносит в работу преподавателя дополнительные проблемы и нагрузки. Особого внимания преподавателя требуется дошкольникам (5 - 6 лет), самым младшим, начинающим ученикам. Ребёнок переступает школьный порог, переполненный впечатлениями и различного рода ожиданиями. К сожалению, редко, когда музыкальное образование строится на базе полноценной музыкальной подготовки в детском саду. Наш поселок не большой. И что представляют собой в начале учебного года наши новые ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые — даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на уроках. Ведь всё же не показатели музыкальности являются главным критерием при обучении ребёнка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Родители, приводящие своего ребенка в детскую школу искусств, преследуют разные цели. Одни из них, чувствуя в музыке ее развивающую силу, надеются, что ребенок, приобщившись к музыке, станет собраннее и внимательнее, что занятия помогут его общему развитию. Другие хотят сделать искусство будущей профессией малыша и требуют углубленного обучения профессиональному владению инструментом. Третья, самая многочисленная категория родителей, хотят развития разных сторон личности ребенка, справедливо полагая, что основы музыкальной культуры должны прививаться человеку в детские годы.

 

  1. Литература по изучению опыта работы с детьми 5 – 6 лет в ДШИ

Следует отметить, что процесс обучения детей 5-6 лет игре на аккордеоне в литературе изучен недостаточно.

Скажу из личного опыта, что методическая литература для детей подготовительного класса начала появляться не так давно, это касается и нотного материала. Каждый преподаватель – инструменталист с годами работы вырабатывает свою собственную методику, основанную на опыте работы, переосмысливая и дополняя разработки своих коллег, преподавателей – инструменталистов.

Из опубликованных программ и нотных изданий можно отметить следующие:

1. Л.В. Бондаренко. Авторская образовательная программа «Обучение детей 5-6 лет и детей со слабыми музыкальными данными на баяне и аккордеоне».

2. Дудина А.В. «Проблема интонирования на баяне в период начального обучения».

3. Д. Самойлов. «Пятнадцать уроков игры на баяне».

4. О. Шплатова. «Первая ступенька».

5. Р. Бажилин. «Учимся играть на аккордеоне». (Тетрадь 1, 2).

Практически все нотные издания для аккордеона, это черно-белые книги, с минимальным количеством невзрачных картинок, рассчитанные на восприятие взрослыми обучающимися и не учитывающие особенности внимания дошкольников. Чего нельзя сказать о нотной литературе для маленьких пианистов – это яркие, запоминающиеся сборники, с большим количеством красочных рисунков, привлекающие внимание и нравящиеся детям. При соответствующей адаптации их можно использовать и для аккордеона. К таким учебным пособиям можно отнести:

- И. Королькова. «Крохе-музыканту».

- И. Королькова. «Первые шаги маленького пианиста».

и некоторые другие.

 


 

3. Психологические особенности детей 5 – 6 лет

В своей работе необходимо учитывать множество факторов, влияющих на обучение детей 5 – 6 лет. Педагогика – это всегда поиск и творчество. Внимание к душевному состоянию ребенка – непременное условие работы. Нельзя начинать урок, если не создана благоприятная атмосфера душевного комфорта. Очень важно найти правильную тональность общения – с одним можно разговаривать только тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство эмоционально раскрашенной речи. Но в любом случае одно из основных требований к преподавателю – безмерное чувство такта и абсолютное уважение к обучающемуся. Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между преподавателем и обучающимся. С поступлением ребенка 5-6 лет в ДШИ наступает резкая перемена в его жизни, т.к. происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует больших психофизических усилий. Появляется  новый распорядок жизни, новые систематические обязанности, определенный ритм и темп учебной работы. Соприкасаясь со школьными технологиями, объемом учебных занятий, потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение – это огромный систематический труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. Не все дети могут приспособиться к такому режиму жизни, и поэтому у некоторых из них наступает разочарование. Психологи установили, что примерно через 2-3 недели с начала занятий у ребенка резко падает интерес к занятиям. Преподавателю необходимо предотвратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка потребность в обучении. Если же преподаватель почувствовал падение интереса ученика к занятиям, то необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним. Основных причин утраты интереса к занятиям у детей может быть несколько. Прежде всего, первая и важная причина связана с физическими возможностями детей, - тяжелый или не удобный музыкальный инструмент. Очень важно, чтобы музыкальный инструмент (аккордеон) подходил маленькому музыканту по росту и физическим возможностям. Существуют специальные аккордеоны для дошкольников, например: «Малыш» или «Беларусь». Они компактны, у них небольшой вес, маленький диапазон, легкая клавиатура. Еще одна из них (можно считать – вторая) – однообразие изучаемого материала, преобладание в нем инструктивных упражнений или теоретических заданий, оторванных от практических заданий на инструменте, а так - же – завышение программы, которая угнетает ученика. Преподавателю не следует увлекаться чрезмерно интенсивным продвижением ученика вперед. Необходимо помнить, что для прочного усвоения изучаемого материала требуется время, ввиду чего закрепление его лучше проводить на пьесах примерно равной музыкально-технической сложности. Именно ученик и его возрастные особенности диктуют применение конкретных методических приемов в обучении. Необходимо помнить, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не обладают навыком организованного внимания, необходимого для длительной работы в классе. Занятия с маленькими детьми не должны превышать 20-25 минут. В связи с этим значение приобретает темп ведения урока. Быстрый или замедленный темпы одинаково отрицательно влияют на устойчивость и концентрацию внимания ученика. Дети охотно выполняют короткие задания, цель которых ясна и конкретна, а также повторяющиеся задачи, в которых и ожидаемый результат, и способ его достижения им хорошо знакомы. Исходя из этого, изучаемые произведения должны быть небольшими по своей протяженности, а включение нового материала должно быть постепенным. Дети лучше реагируют на действия, чем на слова. Поэтому теоретические объяснения педагога должны быть конкретными и обязательно подкрепляться практическим показом. Каждое новое понятие должно быть небольшим и почти незаметным добавлением к прежним знаниям, хорошо усвоенным ребенком и ставшим для него привычным. В этом случае у детей возникает позитивный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах и желание учиться.

Преподаватель достигнет больших успехов, если облечёт свои уроки в интересную творческую работу. Нет никакой необходимости всегда и обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия, импровизация – реакция на конкретную ситуацию, на сегодняшнее настроение ребенка, могут оказаться гораздо более действенными и эффективными. Современная педагогика требует хорошего знания детской психологии и физиологии, без которых невозможно достичь результатов обучения. Пренебрегая закономерностями, характерными для каждой возрастной группы обучающихся, значит сознательно встать на путь серьезных неудач.

4.Формы занятий с начинающими

Первые занятия с начинающими должны носить наглядно-демонстрационный характер. Он осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, при посещениях выставок, в общении с природой, обязательно с последующим обменом мнениями с преподавателем. Решающая роль отводится созданию слушательского опыта, поэтому целесообразно начинать со знакомства обучающегося с инструментом, его возможностями. Для этого преподаватель должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач:

- во-первых, приобщает обучающегося к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке);

- во-вторых, используя принцип наглядности, пробуждает у обучающегося интерес к инструменту, желание учиться исполнительству на инструменте;

- в-третьих, постепенно вводит обучающегося в учебных процесс. Приступая к анализу с учеником того или иного музыкального материала, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности. Эмоциональное состояние, воображение, как главный источник будущего творчества, должны быть предметом воспитания в этом возрасте. Уроки могут варьироваться:

- урок-исследование: «Для чего нам нужны ремни?», «Сколько рядов в левой клавиатуре?» и т.д.;

- урок-творчество: подбор знакомой мелодии на инструменте, пение;

- урок-слуховой анализ: чем отличается минор от мажора, определение характера и динамического звучания мелодий, тембровой окраски различных инструментов.

На начальном этапе это могут быть и коллективные занятия, связанные с игрой на шумовых инструментах, с ансамблевым исполнением (все эти особенности учитываются при составлении нагрузки и расписания занятий).

Однообразность занятий вызывает утомление дошкольников, потерю интереса. Но и слишком частые смены одной деятельности на другую требуют дополнительных адаптационных усилий, что также способствует росту утомляемости, потере результативности занятия. Момент наступления утомления детей и снижения их активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений детей в процессе деятельности. Нагрузка должна выбираться с учетом общего состояния организма каждого ученика. Показателями эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид детей, выходящих с занятия: спокойное - деловое, удовлетворенное; умеренное - возбужденное; утомленное - растерянное, взвинченное.


 

5. Роль игры в образовательном процессе

До 5 - 7 лет ведущей деятельностью ребенка является игра. Дети подвижны, они играют и живут играя. Вся жизнь дошкольника связана с игрой, без нее он не представляет своей жизни. Он привык играть и по-другому пока не может. Задача преподавателя поддержать эту неукротимую, бьющую ключом активность, и обучать, играя с ним. Игра способствует поддержанию интереса, помогает сделать эмоциональную разрядку, предупредить переутомление. Выдающийся педагог А. С. Макаренко в одной из своих работ говорит: «В детском возрасте игра - это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело… У ребёнка есть страсть к игре и её надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Что же делать, чтобы их возникшее желание играть на аккордеоне не угасло. Ребенок идет в школу искусств не только за знаниями, но и для приятного проведения досуга, встречи с друзьями, игры. «Игру на аккордеоне ребенок чаще всего воспринимает именно как игру, а игре по самой сути нельзя слишком долго учиться, иначе за время обучения пропадет весь пыл и желание играть». Игровые ситуации способствуют развитию интереса, поддерживают его даже при выполнении сложных заданий, помогают разнообразить занятия, менять виды деятельности по его ходу. На уроке с детьми аккордеоне, дополняя ее упражнениями на развитие координации рук дошкольного возраста следует несколько ограничивать игру непосредственно на, ритмическими упражнениями, пальчиковыми и дидактическими играми, исполнением мелодий на других инструментах. Для этого для занятий с ребятами 5-6 летнего возраста в классе необходимо иметь не только подходящий по росту ребенка аккордеон, но и шумовые инструменты (бубен, трещотки, рубель, ложки и т.п.), ксилофон, металлофон, синтезатор (фортепиано). Ребенок, играя, как бы и не знает о том, что он уже учится (об этом, конечно, помнит преподаватель). Целый ряд игровых педагогических приемов разработал Ш.А. Амонашвили. Хорошо раскрывает особенности игровых ситуаций и Л.Н. Столович.  Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения. Когда из нескольких нот получается песенка, с нотами происходят какие-то истории (найти в словах спрятанные нотки - домик, клякса), а выучиваемые произведения оформляются как небольшие истории (пьеса К. Бажилина «Корабль Алладина» - история с Алладином; пьеса «Василек» - на лугу росли цветочки…), проводятся игры с пальцами рук ребенка, как следствие учиться маленькому школьнику интереснее, обучение приносит ему радость. В практике Ш.А. Амонашвили применяются различные игровые приемы, которые также можно использовать: хоровой ответ, «поймай звук», нашептывание на ухо, «ошибка» учителя и др.

В своей работе преподаватель должен использовать разнообразные приемы - активизирующие память, воспитывающие чувство ритма и слуха.

В период своего обучения в школе искусств каждый ученик должен познакомиться с музыкой разных направлений. Необязательно все произведения прослушивать в записи, их может исполнять и сам преподаватель. Ребенку неинтересно быть безмолвным слушателем. Если исполняется маршевая мелодия, попросите его промаршировать. В зависимости от настроения музыки ребенок должен выбрать наиболее подходящий инструмент (трещотки, маракасы, металлофон и т.п.) и вместе с преподавателем постараться его исполнить. Одновременно обучающийся определяет характер произведения (грустная, веселая, бодрая и т.д.), вид музыки (марш, песня, танец), громкость мелодии, используемый высокий или низкий регистры, придумывает название к исполняемому преподавателем произведению, рисует картинку на тему прослушиваемой мелодии.

Для воспитания чувства ритма и привлечения внимания детей тогда, когда они начинают уставать и отвлекаются, используется игра «Эхо». Педагог прохлопывает различные ритмические рисунки - задача обучающегося повторить их. Все это должно происходить без остановок, непрерывно в течение какого-то времени. Абсолютно точное повторение не требуется. При этом поочередно используются хлопки в ладоши, удары по ногам, притопы, прыжки, щелчки, все до чего может додуматься преподаватель. Если игра проходит в темпе, с неожиданными поворотами она обязательно привлекает внимание детей и включает их в дальнейшую работу. Попутно развивается память и чувство ритма. Для развития слуха практикуется подбор песенок по слуху. Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений - пение. Отдельные звуки, интервалы, небольшие попевки проигрываются педагогом на инструменте, учащийся запоминает и пропевает, затем пробует найти звуки на аккордеоне. Лучше брать песенки со словами, с которыми быстрее и ярче запоминается мелодия и соответственно легче подбирается. Можно брать знакомые песенки, которые дети пели в детском саду.

Развитию слуха и воображения способствует и сочинение песенок, игры.

(игра «вопрос- ответ»). Преподаватель проигрывает на аккордеоне маленький кусочек своей мелодии - задача ученика ответить тем же и в том же характере (и наоборот). Пусть это будут неуклюжие попытки, неудачное сочетание голосов, но в 6 лет, а тем более в пятилетнем возрасте нельзя требовать слишком многого. Если ребенок старается что-либо сделать, он одновременно с этим и развивается. Впоследствии с продвинутыми учениками можно продолжить начатое дело, а для остальных пусть это останется игрой.

 

«Игра в жмурки». Ученику указываются две клавиши, педагог играет одну из них; задача ученика найти клавишу, постепенно количество клавиш увеличивается.

 

Развитию памяти способствует запоминание большого количества разнообразных попевок, песенок. Необходимо периодически возвращаться к раннее пройденному материалу, через какое-то время он будет сыгран гораздо легче. На видном месте в кабинете должен висеть перечень произведений, которые когда-либо исполнялись учеником. Учащиеся должны видеть, что они исполняли в 1 классе или в 4-м. Появляется дополнительный стимул для того, чтобы ребенок в любое время мог исполнить несколько пьес.

Для изучения музыкальных терминов используется любовь детей к рисованию. Ученику предлагается нарисовать термин «piano» в виде спящего человечка; «forte» через рев моторов; можно нарисовать значок «Р» на груди спокойного человека и значок «f» у громко кричащего; «diminuendo» в виде сужающейся дороги или речки, уменьшающихся облаков в небе и т.д. Конечно же, берутся только основные термины.

На обучение способности к импровизации существуют различные точки зрения. Многие считают, что импровизировать могут только талантливые дети. Ребенок не рождается с готовыми музыкальными способностями, они развиваются в процессе музыкальной деятельности, игре на музыкальном инструменте, пении и т.д. Даже самые маленькие способны импровизировать в силу своих возможностей. Это может быть изображение на металлофоне капелек дождя, шуршание листьев под ногами на маракасе, бой барабанов на бубне, гудок паровоза на аккордеоне. Задача преподавателя в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка. Начинают с простейших приемов, не представляющих особой трудности, но при этом ученик должен быть уверен, что он изменил мелодию, сделал ее немного другой. Это может быть просто добавление одной, двух нот к уже знакомой мелодии, исполнение в верхнем или нижнем регистрах, ритмические изменения.

Упражнения можно использовать и в виде своеобразных связок для снятия психофизических напряжений, образующихся в процессе урока с учеником. Их использование помогает быстрейшему овладению клавиатурой, развивает независимость рук, формирует начальные практические навыки игры на инструменте.

Упражнения условно можно разделить на несколько групп.

Пальчиковые игры

Практика показывает, что пальчиковые игры можно использовать на занятиях с детьми от 2 до 8 лет.

И.Э. Сафарова: «Через пальчиковые игры у ребенка развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие, которое в свою очередь связано с общим развитием ребенка, становлением его личности».

- «Гребешок». Руки в замок, поочередно выпрямлять пальцы, то одной, то другой руки.

- «Гонки двуногих». Пальцы ходят по столу (по 2 пальца). Нагрузка распределяется на кончиках пальцев.

- «Слоны». Выпятить 3 палец, остальными четырьмя ходить по столу как паук.

- «братья ленивцы». Ладони на стол, поочередно поднимать пальцы вверх, несколько раз каждый палец (мышцы антагонисты, отвечающие за движение).

- «Большой веер». Руки к плечу. На вдох руки к плечу, на выдох вниз.

- «Замок-молния». Для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавишам вверх и вниз.

- «Охота». Крупным движением кисти попасть на нужную клавишу.

Формирование предварительных начальных практических игровых навыков без инструмента и на нем:

Используются упражнения, как направленные на работу с пальцами и кистью, так и на движения предплечьем и всей рукой. Упражнения необходимы для раскрепощения игрового аппарата, освобождения от зажимов. Есть много интересных и полезных упражнений в «Школе игры на аккордеоне» Р.Н. Бажилина, в первой части «Азбуки юного баяниста» Г.И. Крыловой. Упражнения этих авторов построены в игровой форме и доступны даже самым маленьким учащимся.

- Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, ученик в медленном темпе совершает круговые движения расслабленными кистями.

- Сидя на стуле опустить руки вдоль туловища и легко потряхивать свободно висящими кистями.

- Пальцы подушечками на столе (в полусогнутом состоянии). Рука перемещается в сторону и возвращается без отрыва пальцев от поверхности стола.

- Упражнение «Лебедь». Правая рука опущена. Рука сгибается в локте, отводится в сторону и плавно опускается на клавиатуру, сохраняя исходное положение кисти и предплечья. После касания клавиатуры снятие руки волнообразным движением от локтя, предплечья и кисти к пальцам, которые отрываются от клавишей в последний момент. Повторение несколько раз напоминает взмахи крыла лебедя.

Для развития независимости различных частей рук существуют следующие упражнения

- Руки опущены вниз и расслаблены. Резко сжать в кулак пальцы левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак. В это время правая рука абсолютно свободна.

- Положить правую руку на стол. Поднять предплечье вверх параллельно плоскости стола. Работают мышцы плеча. Кисть и пальцы расслаблены.

- Правая рука на столе, пальцы полусогнуты и касаются стола. Поднять предплечье, сгибая руку в локте (кисть свободна), затем опустить.

- Руки на столе, пальцы полусогнуты. Поднимать и опускать каждый палец.

- Положение такое - же. Легкие поочередные удары 1 и 5 пальцами, затем 2 и 4 пальцами за счет поворотов кисти. Движения пальцев минимальны.

 

6. Обучение нотной грамоте

Изучение нот начинается с объяснения «нотного стана». Сколько пальчиков на одной руке, столько же в нём и линеечек. Чтобы определить, какая линейка первая, необходимо положить любую руку на тетрадь, так чтобы линеечки стали продолжением пальчиков. Где оказывается первый пальчик (снизу), там и первая линеечка. Важно рассказать, что во главе нотной строки обязательно стоит ключ – это подсказка, как правильно читать ноты.

Изучение нот всегда начинается со скрипичного ключа. Существует много различных стихотворений, помогающих выучить ноты. Можно использовать метод олицетворения нот. Для каждой нотки выбирается определённый «житель» – живой персонаж. Например: овечка, собачка, медвежонок и т.д. Вместе с учеником придумывается имя герою, которое обязательно начинается с названия нотки: Долли, Рекс, Миша, Фантик и т.д. Затем, можно придумать короткую историю или сказку, почему именно наш герой поселился в определённом месте нотного стана. На обложке нотной тетради рисуется нотный стан, под каждой ноткой приклеивается наш «герой». Так ученик воспринимает нотки не просто как знаки, а мыслит их конкретными образами, знает историю «героев». Для повторения пройденных нот, используются игры с карточками (чем больше ученик узнает нот, тем больше становится карточек), что мотивируют ученика скорее выучить нотки.

Этот метод используется и в изучении нот басового ключа. На другой обложке делается такой же нотный стан, но только с басовым ключом, на котором, по мере изучения нот в левой клавиатуре аккордеона, начинают появляться уже знакомые ученику «герои», что способствует их быстрому запоминанию.

В один урок проходит знакомство только с одной ноткой. Для закрепления пройденной нотки, ученик вместе с педагогом придумывает короткую попевку на любую тему (о домашнем животном, о самом себе и т.д.) на одной или нескольких изученных нотках. Сочинённую песенку необходимо записать в нотной тетради. Если ученик ещё не умеет различать длительности, то песенка записывается целыми нотками без разделения на такты.

 

7. Изучение длительностей

Работая с маленькими детьми не получается быстро освоить длительности нот, их счёт. На первом этапе изучения длительностей короткие песенки записываются целыми нотами без тактовых разделений. Как правило, первый этап занимает несколько занятий. Таких мелодий довольно много, все они отличаются лишь ритмом и словами. Пропевание, прохлопывание песенок под аккомпанемент преподавателя позволяет лучше сорентироваться в ее ритмических особенностях, легче ее запомнить. Можно практиковать выучивание произведения через пропевание названий нот, предварительное исполнение пьесы на металлофоне, фортепиано и только после всего этого в руки берется аккордеон.

На втором этапе ученику объясняется, что нотки бывают не только белыми, но и закрашенными – чёрными. Белые нотки (половинные длительности) – длинные, а чёрные (четвертные) – короткие. Различие длительностей воспринимается только на слух, без счёта. Второй этап может занимать более длительное время. Начинать изучение счёта лучше без применения восьмых длительностей. За исключением тех учеников, которые быстрее и легче усваивают материал.

 

8. Формирование первых навыков звукоизвлечения

Формирование первых навыков звукоизвлечения проводятся через исполнение упражнений, которые помогут правильному ведению меха. В «Современной школе игры на баяне» В. Семенова даются упражнения на «дыхание» инструмента. Приводятся несколько способов ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений («Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание», «После бега отдохнем»). Подобные приемы можно найти и в других сборниках. В «Школе игры на аккордеоне» Р. Бажилина предлагается игрой на воздушном клапане изобразить различные фигуры (туча, рыбка, карандаш и т.д.).

 

9. Игра двумя руками вместе

На начальном этапе предпочтение следует отдавать пьесам, в которых правая и левая рука играют поочередно. Для начала, лучше всего использовать пьесы, в которых нет аккордов в партии левой руки. К таким произведениям можно отнести: «Марш» и «Озорник» Д. Самойлова; «Эхо» Р. Бажилина; «Лошадка» и «Черепашка» О. Шплатовой и другие.

Вместо необходимых для развития навыков игры на левой клавиатуре упражнений можно использовать пьесы, написанные для исполнения только левой рукой. Примером могут служить пьески из «Школы игры на аккордеоне» Р. Бажилина: - «Полька», «Медведь», «Ослик», «Плясовая».

Игру двумя руками нужно начинать с пьес, в которых чередуется игра правой и левой руками. Затем берутся пьесы с частичной игрой двумя руками вместе, но обязательно с одинаковым ритмом. Ученикам очень нравится соединять нотки, которые должны играться вместе, цветными карандашами. Это соединение помогает быстрее понять принцип игры двумя руками вместе. Только после освоения таких пьес можно переходить к более сложным. Задача педагога – следить за качеством исполнения. Для отработки трудных мест используется игра «Паровозик». Берётся несколько карандашей (можно заменить и другим) в роли вагончиков поезда, ученику предлагается перевезти все вагончики – исполнить трудное место без единой ошибки. Если ученик выполнил всё без ошибки, то один вагончик уезжает, если нет – остаётся. Очень часто по цвету карандаша ученики придумывают, что именно находится в каждом вагончике. Дети с удовольствием играют в эту игру, и преодолевают трудности легко, не уставая.

 

10. Штрихи

Основным штрихом на начальном периоде обучения является non legato. Этот штрих наиболее прост и понятен для маленького ученика. Пальчики «шагают» по клавишам, как ножки. «Наступил» – нажим, «поднял» – отпустил клавишу и расслабил ручку. Освоение штриха legato происходит постепенно, начиная с двух ноток. Самый сложный штрих – staccato. Пальчики – это мячик, который падает на клавишу и отскакивает от неё. Полезно осваивать данный штрих упражнением «репетиция» на одном звуке. Игра упражнений идёт параллельно с игрой пьес. Можно и вместе с учеником придумывать упражнения, но обязательно давать им названия.

 

11. Динамика

Наибольшую трудность у ученика вызывает работа над меховедением и звукоизвлечением. Без освоения этих навыков невозможно научиться исполнению динамических оттенков  одного из главных средств музыкальной выразительности.

Освоение динамических оттенков происходит постепенно. Сначала, на упражнениях «Паутинка» и «Корабельный канат» осваивается динамика piano и forte. На следующем этапе переходим к упражнениям на crescendo и diminuendo, попутно объясняя переходные динамические оттенки от piano к forte. Очень понятны упражнения  «Самолёт прилетел» и «Самолёт улетел». Полученные навыки можно закреплять с помощью заранее подготовленных графических карточек с изображением различных предметов, явлений природы (ракета, волны и т.д.). Можно использовать упражнения из «Школы игры на аккордеоне» Р.Н. Бажилина, «Азбуки юного баяниста» Г.И. Крыловой или придумать свои музыкально-звуковые рисунки. Задача педагога, помочь ученику найти нужные ощущения при меховедении.

 

12. Заключение

В представленной методической разработке основной упор сделан на начальном периоде обучения, который имеет большое значение для будущего развития ребенка. Рассматриваются особенности обучения детей 5-6 лет игре на аккордеоне. Как суметь заинтересовать маленького человечка, увлечь его. Так как ведущей деятельностью данного возраста является игра, то и развитие музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма, способность к импровизации и т.д.) невозможно без применения игровых приемов. Дошкольник привык играть и по-другому пока не может. Необходимо несколько ограничивать игру непосредственно на аккордеоне, соизмеряя ее с возможностями каждого ученика. Нельзя обойтись только работой над изучением произведений, необходимо применение целого комплекса приемов. На занятиях по специальности, помимо изучения пьес, надо использовать игру на других инструментах, выполнение различных упражнений, пение, рисование, игры.

Невозможно в одной методической разработке охватить все вопросы, имеющие отношение к такой обширной теме как занятия на аккордеоне с дошкольниками, но можно выделить основные рекомендаци:

  • обучение должно проходить в игровой форме, именно в этом возрасте дети воспринимают информацию через игру;

  • занятие должно включать в себя различные виды деятельности, (упражнения без инструмента и на инструменте, изучение нового материала, игра пьес и т. д.), так как ребёнок не может долго концентрироваться на одном задании;

  • подача нового материала должна быть доступной и интересной;

  • атмосфера урока должна быть доброжелательной;

  • новой информации должно быть немного, иначе ученик попросту не сможет запомнить новый материал;

  • все заметки в нотной тетради (смена меха, аппликатура и т. д.) должны помечаться цветными ручками или карандашами, для привлечения внимания ученика и разграничения поставленных задач.


 

От того, как удастся преподавателю развить разные стороны дарования ученика, да и просто найти общий язык с ребенком, зависит и дальнейший его путь в музыке. Начав заниматься игрой на аккордеоне в садовском возрасте, дети постепенно втягиваются в обучение и впоследствии продолжают занятия уже на народном отделении ДШИ.


 


 

 

13. Используемая литература

  1. Бойцова Г. Юный аккордеонист. 1 часть.

  2. Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне детей 6-8 лет. В двух частях.

  3. Федчина Л. Музыкальный алфавит. Первые этюды для самых маленьких.

  4. Шплатова О.М. Первая ступенька: юным баянистам и аккордеонистам.

  5. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. - Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство В. Катанского, 2001.

  6. 2. Бондаренко Л.В.. Авторская образовательная программа «Обучение детей 5-6 лет и детей со слабыми музыкальными данными на баяне и аккордеоне». - http://festival.1september.ru/

  7. 3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.. Методика музыкального воспитания в школе. - М.:Просвещение,1989.

  8. 4. Мир детства: Младший школьник./ Под. Ред. А.Г. Хрипковой; - 2-е изд., - М.: Педагогика,1988