"Аппликатура как средство развития мастерства баяниста и аккордеониста"


Автор: Гребцов Андрей Иванович

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

"Аппликатура как средство развития мастерства баяниста и аккордеониста"

Краткое описание работы: Методическая разработка

 

Содержание методической разработки

 

  1. Пояснительная записка
  2. Организация занятий
  3. Аппликатура правой руки
  4. Аппликатура левой руки
  5. Список  учебно-методической литературы

 

  1. 1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

        Важнейшей задачей музыкальных школ и школ искусств является развитие активности, инициативы и творческой самостоятельности юных музыкантов. Одна из наиболее доступных и действенных форм воспитания этих качеств у учащихся классов баяна и аккордеона – планомерное формирование аппликатурных навыков.

 

        АППЛИКАТУРА – это способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а так же обозначение этого способа в нотах.

От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.

 

 

 

 

 

 

  1. 2.     ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

 

        Аппликатуру следует определять сразу же после того, как учащийся получил музыкальное произведение от педагога – пьесу проиграли, прослушали, обсудили и решили разучивать. Кто должен определять её? Сам учащийся, и чем раньше в этом вопросе он начнёт проявлять самостоятельность, тем активнее будут формироваться и развиваться его исполнительские навыки.

        Аппликатурная самостоятельность учащегося воспитывается под непосредственным контролем педагога:

- с первых же уроков он требует чёткого соблюдения аппликатурной дисциплины;

- объясняет и показывает преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры;

- требует не только чёткого знания гамм, арпеджио, аккордовых последовательностей, но и широкого использования их аппликатуры в разучиваемых произведениях;

- составляет классные и домашние задания по самостоятельному определению аппликатуры в пьесах со знакомой фактурой изложения музыкального материала, используя при этом различные виды музицирования – подбор по слуху, чтение нот с листа и транспонирование.

        Ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащихся играет учебный репертуар: чем ярче и содержательнее музыкальные произведения, тем с большим интересом, легче и прочнее решаются учащимися те или иные, в том числе и аппликатурные задачи. Особенно большое значение имеет художественность музыкального материала на первоначальном этапе обучения игре на инструменте, когда закладывается фундамент формирования и развития будущего музыканта – и любителя, и профессионала.

        К сожалению, в основе работы с начинающими учащимися нередко лежат не художественные произведения, а элементы нотной грамоты, названия клавишей, разучивание гамм, арпеджио, упражнений и этюдов. Работа над художественным материалом в этом случае оттесняется на второй план, что снижает, а порой и отбивает интерес юных музыкантов к занятиям. И, тем не менее, развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала.

            Работа над техническим материалом должна проводиться каждодневно, но не слишком длительно – в среднем около получаса в день. Она должна осуществляться под контролем сознания, быть целенаправленной.

        Для того, чтобы основные технические формулы являлись действенным средством развития исполнительских умений и навыков, их необходимо систематически играть в разных тональностях, от разных звуков, в темпах, позволяющих осуществлять теоретический и слуховой контроль за исполнительским процессом, на разных динамических уровнях, певучим, выразительным звуком, придерживаясь принципа – тихо, но не тускло, громко, но не крикливо, различными штрихами и ритмическими фигурациями.

        Хорошим средством для решения художественно-технических задач являются этюды.

        ЭТЮД – пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков.  Как самостоятельный жанр этюд получил развитие в 19 веке в связи с расцветом виртуозности в исполнительстве.

Этюды, предназначенные для учащихся музыкальных школ, по своему характеру и содержанию близки упражнениям. Технические сложности в таких этюдах преодолеваются обычно легче, чем в художественных произведениях.

        В процессе работы по развитию аппликатурной самостоятельности педагог должен с первых же уроков приучать учащегося:

   - воспитывать в себе ощущение рациональности движений. (высокий подъём пальцев над клавишами нежелателен, т.к. требует дополнительных усилий);

   - не задерживаться на хорошо знакомом материале, лучше больше внимания уделить новому;

   - исполнять одинаковые группы нот (мотивы, фразы, предложения) одними и теми же пальцами;

   - учитывать не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура, которой пьеса легко исполняется в медленном темпе, для быстрого может быть непригодной);

   - использовать все возможности пальцевого аппарата, уделяя особое внимание развитию слабых пальцев – четвёртому и пятому.

 

 

 

 

  1. 3.     АППЛИКАТУРА ПРАВОЙ РУКИ

        Структура правой клавиатуры баяна – её трёхрядность или пятирядность, малая мензура и обширный диапазон звукоряда – предоставляет баянисту более широкие исполнительские и технические возможности, чем аккордеонисту. Естественно, что и проблема аппликатуры у баянистов стоит более остро.

        При исполнении одноголосия  рациональной является аппликатура:   

   -  обеспечивающая нажатие разных клавишей разными пальцами;

   - последовательное нажатие одной и той же клавиши одним или разными пальцами (в зависимости от художественных требований);

   - наименьшее количество скачков (их преодоление за счёт естественной растяжки пальцев и поворотов кисти руки).

        Начинать работу с учащимися, как уже отмечалось, следует не  с гамм и арпеджио, а с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывания пальцев. Это в значительной степени облегчает формирование элементарных аппликатурных навыков, а так же общих игровых.

        ПОЗИЦИЯ – группа нот, охватываемая на клавиатуре одним положением кисти руки. Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение группы нот, в пределах квинты, при котором каждый палец остаётся над одной и той же клавишей.

                 аккордеон

 

Тот же принцип позиционной игры сохраняется и при игре на баяне.

        Воспитательное значение позиционной игры ещё более возрастает, если  педагог систематически даёт задания по транспонированию усвоенных в позиции мелодий:

АППЛИКАТУРА ГАММ И АРПЕДЖИО.

БАЯН.

 

        На баяне, по сходству аппликатуры, гаммы можно разделить на три группы – в зависимости от положения тоники на том или ином ряду.

 

Мажорные:

С первого ряда – 2 3 4 1 2 3 4 5

Со второго ряда – 1 2 3 4 1 2 3 4

С третьего ряда – 1 2 3 1 2 3 4 5

 

Минорные:(гармонический)

С первого ряда – 2 1 2 3 4 1 2 3

Со второго ряда – 1 2 3 4 1 2 3 4

С третьего ряда – 2 3 1 2 3 1 2 3

 

           Короткие мажорные и минорные арпеджио удобно исполняются четырёх пальцевой аппликатурой, которая одинакова во всех тональностях. Длинные арпеджио удобно исполнять пятипальцевой аппликатурой, основанной на свободе и лёгкости подкладывания первого пальца в восходящем движении и перекладывании третьего в нисходящем. Особенно эффективна она при штрихе легато.

 

 

АККОРДЕОН.

 

        Мажорные и минорные гаммы, построенные от белых клавишей (за исключением ФА мажор и ФА минор), исполняются такой же аппликатурой, как        и     До мажор:         1 2 3 1 2 3 4 5

Фа мажор и Фа минор:         1 2 3 4 1 2 3 4

Си мажор и Си минор:         2 1 2 3 1 2 3 4

Ля мажор и Ля минор:         2 3 1 2 3 1 2 3

Ми мажор и Ми минор:      2 1 2 3 4 1 2 3

Ре мажор и Ре минор:          2 3 1 2 3 4 1 2

Соль мажор и Фа мажор:    2 3 4 1 2 3 1 2

Фа, До, Соль минор гармонический:  2 3 1 2 3 1 2 3

 

        Всякая одноголосная музыка в той или иной степени гаммообразна или арпеджирована. Поэтому, зная аппликатуру гамм и арпеджио, учащийся легко может использовать её при исполнении пьес и этюдов, имеющих соответствующую фактуру изложения музыкального материала.

        Чёткость исполнения одноголосных репетиций и фигураций с повторяющимися звуками в подвижных и быстрых темпах требует чередования пальцев. Начинать нужно тем пальцем, который не только обеспечит удобство чередования, но и подготовит переход к игре последующего музыкального материала. На повторяющихся звуках подмена пальцев обеспечивает большую слитность звучания. Если мелодия исполняется в медленном темпе и её характер не требует слитности звучания, то повторяющиеся звуки можно играть одним и тем же пальцем.

 

ДВУХГОЛОСИЕ И АККОРДЫ.

 

        Основным приёмом, обеспечивающим связность звучания в двухголосии, является чередование пальцев в обоих голосах. На баяне при исполнении терций и секст соответственно чередуются:  3 4 и 4 5 пальцы.

                                                                                                  2 1    2 1

На аккордеоне в терциях и секстах соответственно чередуются:

3  4  5  и  4  5  пальцы.

1  2  3      1  2

        Поскольку в музыкальных произведениях встречаются самые разнообразные двухголосные сочетания, соблюдение парности чередования пальцев не всегда возможно. Поэтому при штрихе легато необходимо, по крайней мере, строго соблюдать чередование пальцев в верхнем голосе.

        Подготавливание пальцев используется при исполнении двух-, трёх- и четырёхголосия. Его цель – сохранить связность звучания хотя бы в одном из исполняемых голосов.

        Подмена пальцев на клавише чаще используется в музыкальных произведениях полифонического склада. В практике нередко возникает необходимость в использовании такого аппликатурного приёма, как нажатие двух клавишей одним пальцем.

 

  1. 4.     АППЛИКАТУРА ЛЕВОЙ РУКИ.

 

        На клавиатуре с готовыми аккордами исполнять гаммы, благодаря различному сочетанию басов основного и вспоиогательного рядов, можно разной аппликатурой:

 

До мажор –             3 2 3 4 2 4 2 3     /     3 5 3 4 2 4 2 3

                                       в       в в                 в в        в в

 

Ля минор (гарм):   3 2 5 3 2 5 2 3     /     5 3 4 2 4 5 2 5

                                                  в              в в       в     в в

 

        в педагогической практике чаще используются первые варианты указанной аппликатуры. Они могут служить основой при исполнении пьес с соответствующей гаммообразной фактурой.

        Аккомпанемент, построенный на Т, S, D, проще всего исполнять сильными пальцами, басы – 3-м, аккорды – 2-м (пример А), в секстаккордах басы чаще всего исполняются в мажоре – 4-м (пример В), с миноре – 5-м (пример С):

 

       

        Мажорные квартсекстаккорды, в зависимости от ситуации, могут исполняться  3 – 2 или 3 – 4 пальцами:      

 

 

        При исполнении репетиций басов и готовых аккордов чередуют сильные пальцы.

        Существенными особенностями выборной клавиатуры, в отличие от готовой, является её обратная звуковысотная направленность и значительно меньшая мензура. Не все участки выборного звукоряда в равной степени удобны для исполнения: в среднем регистре рука находится в естественном и наиболее удобном положении, в низком и высоком подвижность руки  ограничена.

        Обучение игре на выборной клавиатуре начинается с освоения учащимися двух положений кисти руки, которые она принимает при исполнении гамм и коротких арпеджио.

        Первое положение кисти: кисть направлена вверх и находится выше запястья, первый палец и ребро ладони составляют опору руки.

 

Аппликатура мажорных гамм:

1-й ряд – 5 4 3 2 4 3 2 3

2-й ряд – 4 5 4 3 2 4 3 2

3-й ряд – 5 4 3 2 5 4 3 2

 

Аппликатура минорных гамм:

1-й ряд – 5 4 3 2 4 3 2 3

2-й ряд – 4 5 4 3 2 4 3 2

3-й ряд – 5 4 3 2 5 4 3 2

 

          Второе положение: кисть и запястье находятся на одном уровне по отношению к клавиатуре, ладонь свободно прилегает к крышке корпуса.  Для освоения этого положения целесообразно использовать музыкальный материал, имеющий арпеджированную фактуру.

 

***************************************.

 

        В работе были рассмотрены аппликатурные положения, лежащие в основе исполнения музыкальных произведений с простыми видами фактуры,  - те, которые наиболее часто используются в педагогической работе.

        Работа по выбору аппликатуры – это, прежде всего, процесс сознательный. Удобная аппликатура сокращает срок работы над пьесой и наоборот – пьеса, заученная неудобной аппликатурой, рано или поздно потребует своего переучивания, что представляет собой значительную сложность. Вследствие этого учащийся теряет много сил и времени, а в конечном счёте – уверенность в себе.

        Проблема аппликатуры – одна из сложнейших в методике обучения игре на баяне и аккордеоне. В связи с эволюцией инструментов, развитием музыкальной литературы и исполнительства, взгляды на аппликатуру неоднократно менялись и продолжают меняться. Совершенствуются инструменты, исполнительство и аппликатурные принципы. Лишь один из них, являющийся основанием в разработке аппликатуры, есть и остаётся незыблемым: аппликатура – не самоцель, а средство передачи художественного содержания произведения.

 

 

 

 

 

  1. 5.     СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Г.Шахов «АППЛИКАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БАЯНИСТА И АККОРДЕОНИСТА» М.Музыка 1991г.
  2. А.Дмитриев «ПОЗИЦИОННАЯ АППЛИКАТУРА НА БАЯНЕ»           С-Петербург. Изд. «Союз художников» 1998г.
  3. А.Судариков «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА БАЯНИСТА» М. Сов.композитор 1986г.
  4. Ю.Бардин «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА БАЯНЕ ПО ПЯТИПАЛЬЦЕВОЙ АППЛИКАТУРЕ» М. Сов.композитор 1978г.