ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ во 2-ом классе ДМШ и ДШИ «О РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЛЮДЯХ»


Автор: Ольга Анатольевна Никитина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ во 2-ом классе ДМШ и ДШИ «О РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЛЮДЯХ»

Краткое описание работы: Виды и формы работы по предмету слушания музыки.

Тема:  «О разных странах и людях».

 

Цель:    научиться  слушать музыку, понимать настроение, замысел композитора; рисовать её в своём воображении.

Задачи:

  1. Продолжать знакомство с творчеством великого русского композитора - П.И.Чайковского, с произведениями из сборника «Детский альбом».
  2. Учиться слушать в музыке песню и танец, понимать их образное содержание.
  3. Воспринимать музыку в цветовом изображении.
  4. Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора о музыке.

Форма урокакомбинированная

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Игровая

Методы работы:

  • Опрос учащихся пройденного материала
  • Объяснение нового материала
  • Игровые задания
  • Итог урока. Ответы на вопросы. Оценить работу детей. Домашнее задание. Поблагодарить детей за работу на уроке.

Оборудование урока:

  1. Портрет композитора.
  2. Художественные иллюстрации, фотографии, рисунки детей.
  3. Магнитофон (Аудиозапись).

План урока:

  1. Организационный момент: перекличка, проверка готовности учащихся к уроку  (3 мин).
  2. Опрос по пройденному материалу. Проверка домашнего задания: опрос, рисунки детей (4 мин).
  3. Объяснение нового материала (20мин).
  4. Закрепление изученной темы (7).
  5. Подведение итогов за урок. Выставление оценок (3 мин.)
  6. Задание на дом (3мин).



Ход урока.

1.Организационный момент: перекличка, проверка готовности учащихся  к уроку.

2.Проверка домашнего задания  ( закрепление изученной темы - «Танцы в «Детском альбоме»). Преподаватель  играет танцы:

а) ВАЛЬС;

б) ПОЛЬКА;

в) МАЗУРКА.

Дети определяют танец, его характер, размер, темп.
г) Закрепление пройденного материала

3.Объяснение нового материала.

 

                                         «Итальянская песенка»

     П.И.Чайковский много ездил по разным странам. Он побывал в Германии, Италии, Франции и везде композитор прислушивался к музыке, которая звучала вокруг него.

     Однажды, когда композитор был в Милане,  он напишет своему другу: «Мы с братом услышали на улице пение и увидели толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом и с такой законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются». И Пётр Ильич  прислал фрагмент услышанной уличной песенки (преподаватель играет на фортепиано, дети слушают). Это был фрагмент «Итальянской песенки».

      Преподаватель   читает стихи Виктора Лунина, показывает художественную иллюстрацию  и играет «Итальянскую песенку»

В этот ласковый утренний час

Солнце нежно глядит на нас.

Мы по травам росистым идём

И все вместе поём.

«Прекрасны здесь небеса! Прекрасны птиц голоса!

Льёт солнце с высоты на эту землю мягкий свет.

Лучше нашей Италии нет.

Прекрасны наши поля! Прекрасна наша земля!

Прекрасен каждый  дом и купол золотой

Под рассветной звездою

      Музыка наполнена солнечным светом и теплом далёкой Италии, ведь эта страна всегда славилась  своими певцами и музыкантами. В Италии поют взрослые и дети, поют дома и на улице. Дети бедняков своим пением зарабатывали себе на жизнь. Так и этот мальчик, которого увидел П.И.Чайковский, стоял на улице и пел под гитару простую, но очень красивую песню. Эта мелодия очень понравилась композитору, и он использовал её в «Детском альбоме». Она напоминает ВАЛЬС. Давайте послушаем «Итальянскую песенку», а затем определим, сколько в ней частей?

Преподаватель: - Сколько частей в этой пьесе?

Дети: - Две части.

Преподаватель: - Правильно. В песенке 2 части:

I – я часть куплет? мелодия звучит широко, привольно.

II-я часть – припев. Мелодия  разливается, разрастается. II часть  повторяется с изменениями и в конце постепенно затихает. (Дети слушают аудиозапись). 

 

                                  «Старинная французская песенка».

     Преподаватель показывает виды Франции и играет фрагмент песенки. Однажды композитор услышал старинную мелодию, которая ему очень понравилась. Точно неизвестно кто её исполнял. По одной легенде её пела одна старушка, которая слышала эту песню от своей бабушки. В песне старушка вспоминала свою молодость. По другим рассказам Чайковский услышал эту мелодию от маляра, который пел её во время работы.

      Но на самом деле, это старинная средневековая песнь XVI века, которую пели менестрели «Куда вы ушли, увлечения моей молодости…». Поэт В. Лунин написал следующие строки:

Скажи, любимый мой, зачем ты не со мной?

В душе моей ношу прекрасный образ твой!

Никак я не пойму, скажи мне почему

Не можешь подчиниться ты сердцу моему?

О, Ланселот, вернись ко мне

Иначе я сгорю в любовном огне.

Ах, не вернёшься ты мой рыцарь Ланселот,

Не хочешь, рыцарь, знать, что тебя Элейна ждёт…

     П.И.Чайковский записал эту мелодию, а затем её использовал для фортепианной пьесы, которая вошла в «Детский альбом» под названием «Старинная французская песенка».

     Давайте, ребята, её послушаем (преподаватель играет на фортепиано, дети слушают).

Преподаватель: - Какие чувства передаёт эта музыка?

Дети: - Мелодия звучит печально, грустно, в миноре. Музыка плавная. Преподаватель: - Действительно. Когда слушаешь «Старинную французскую песенку», представляешь замки, людей, которые жили в те далёкие времена. Они одеты в старинные одежды. Это рыцари, принцессы.

     Эта песенка написана в размере 2/4, состоит из 2-х частей:

I ч. – звучит мягко, плавно, нежная, в медленном темпе, слышится тоска, тайная грусть.

II ч. – оживлённая, выразительная. Немного позже, композитор использует

мелодию «Старинной французской песенки» в своей опере «Орлеанская дева», а мелодия будет называться «Песнь менестрелей» (Звучит аудиозапись).

 

                                               «Немецкая песенка»

     Давайте посмотрим, как  прекрасна Германия и послушаем стиxотворение, которое написал В. Лунин.

Среди лесистых гор,

У голубых озёр,

Где в чаще слышен

Птичий нестройный хор,

Под яркой синевой,

Под елью вековой,

Плясать сегодня будем мы с тобой!

     Преподаватель играет фрагмент песенки. Песенка совсем другого характера. Она весёлая, бодрая и жизнерадостная. Пьеса состоит из трёx частей, размер 3/4:

I часть – изображает, как немецкие крестьяне (а, может быть, охотники) танцуют поют. Музыка звучит в темпе вальса, (в Германии вальс, который танцевали крестьяне, назывался  лендлером).

II часть – слышны скачки на  восxодящие  сексту и септиму. В гористой местности – Тироле – до сих пор встречается знаменитое тирольское пение - йодль - с большими, широкими скачками в мелодии.  Голоса движутся в терцию. Мелодия напоминает слаженный хор, может быть, охотников. Слышен «золотой ход валторн», напоминающий звук охотничьего рога.

III часть – реприза, точно повторяет I –ю  часть.

Теперь, ребята, давайте с вами поиграем. Сколько частей в пьесе?

Д е т и: - Три.

Преподаватель: - какие части повторяются?

Дети: - I и III.

Преподаватель:  Давайте, ребята, в I  части  выделим хлопками в ладоши 1-ю долю, а 2-ю и 3-ю доли будем хлопать по коленкам;

II часть ( средняя)  – 1-ю, 2-ю, 3-ю доли – легкий удар карандашом по столу;

III часть (реприза) – исполняем как I .

 

                                           «Неаполитанская песенка».

     А вот и прекрасный Неаполь… В Италии спеть для кого – то песню, значит, сделать  подарок. Вот такую песню услыхал П.И.Чайковский в Италии, в городе Неаполе. Поэтому она так и называется – «Неаполитанская песенка».

Преподаватель читает стиxи и играет фрагмент песенки.

Это море предо мною, это небо голубое,

Эти солнечные сети – как без них прожить на свете?

Эти рощи у залива, эти дикие оливы,

Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда.

Мой Неаполь! Здесь под жарким солнцем южным,

Здесь под облаком жемчужным не придёт ко мне беда.

Мой Неаполь! Место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою, мой Неаполь никогда!

Здесь всё вокруг моё: и дали неоглядные,

И здания нарядные, и улочки недлинные,

И площади старинные, и лодки на песке,

И сам Везувий вдалеке.

В Неаполе моём без песен делать нечего

Поют с утра до вечера здесь юноши и девушки,

И бабушки, и дедушки, и каждый двор и дом.

Распевают все кругом здесь, в Неаполе моём родном.

     «Неаполитанская песенка»  одновременно похожа и на песню, и на танец. Она состоит их 2-х частей:

I часть – напоминает песнь ( серенаду) влюблённого парня, который под аккомпанемент своей гитары поёт о своей возлюбленной.   На фоне постоянного ритмического аккомпанемента (показать) звучит грациозная, немного капризная мелодия;

II часть – радость, веселье, праздник, и её можно представить танцем. Музыка ускоряется, как- будто люди начинают задорную пляску, полную  счастливого, солнечного веселья. Позже эта музыка прозвучит в балете «Лебединое озеро» под названием «Неаполитанский  танец», отражая характер итальянцев – их горячий нрав и доброе сердце. (Напомнить ребятам,  что балет – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица не говорят, не поют, а танцуют).

     Когда слушаешь эту музыку, можно представить  яркий, весёлый карнавал, который Чайковский не раз наблюдал, бывая в Италии. (Прослушивание «Неаполитанского танца» в исполнении трубы).

Преподаватель: - По – новому прозвучала знакомая нам музыка.

Дети: - Да.

Преподаватель: - Как вы думаете, какой инструмент солировал?

Дети: - Труба.

Преподаватель: - А исполнял музыку?

Дети: - Симфонический оркестр.

Преподаватель: - Песня превратилась в танец. А какое настроение?

Дети: задорное, доброе.

Преподаватель: - Какой цвет вы бы выбрали, чтобы нарисовать эту музыку?

Дети: - Розовый, жёлтый, зелёный и т.д.

4.Закрепление пройденного материала

Ответить на вопросы:

  1. Какие иностранные песенки вошли в «Детский альбом»?
  2. Назовите, о каких странах они рассказывают?
  3. Каков характер каждой песенки?

5.Подведение итогов за урок. Выставление оценок.

6.Домашнее задание: рисунки к песенкам из «Детского альбома».