Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мелодия"


Автор: Малев Виктор Иванович

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебное пособие

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мелодия"

Краткое описание работы: Разработана для детей с ОВЗ

 

 

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности   в 7  классе"Мелодия " реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

 Реализация внеурочной программы «Мелодия» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся   7 класса. Занятия проводятся по 1 час в неделю, что составляет в год  34 часа.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Посредством вокальнойдеятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Цель: Формирование творческой индивидуальности

Задачи:

  • Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
  • Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
  • Прививать любовь к музыке как многомерному и многоликому жанру искусства.
  • Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма, речевое дыхание и дикцию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Мелодия"

Занятия данного курса внеурочной деятельности состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии музыки, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров вокала, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков вокального  мастерства.  Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, выступление на школьных праздниках - все это направлено на приобщение детей к вокальному искусству и мастерству.

 

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха.  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеоматериалы, аудиозаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе  обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения искусства являются: - развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни; - реализация творческого потенциала в процессе коллективной или индивидуальной художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов; - оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Метапредметными результатами изучения вокального искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

-сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

-работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

 -культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Предметными результатами занятий по программе «Мелодия» являются:

-освоение художественных произведений как духовного опыта поколений понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

-знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

-устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности и  создания музыкальных номеров.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Программное содержание курса внеурочной деятельности «Мелодия» создано на основе преемственности с курсом основной программы по предмету «Музыка» и ориентировано на систематизацию и углубление полученных знаний и включает следующие разделы и темы:

• Народная музыка (7 часов) Вводный урок. Виды распевок. Дыхание. Жанры русских народных песен. Исполнение каноном. Двухголосное пение. (терция). Лирические песни. Хороводные песни. Обрядовые песни. Трудовые песни. Былины

 • Композиторская музыка (5 часов) Народная музыка в творчестве композиторов. Н.А. Римский – Корсаков (творчество). Оперная музыка (Три чуда). Народная музыка в симфонической музыке. Народная музыка в оперной музыке. П.И. Чайковский (песни и романсы). М.И. Глинка (Романсы)

• Музыка. Литература. Живопись (4 часа) Музыка и литература. Музыка и живопись

• Разные направления современной музыки (6 часов) Разные направления современной музыки. Электронная музыка. Джазовая музыка. Зарождение джазовой музыки. Творческая работа

• Вокальная работа (12 часов) Вокальная работа. Исполнение песни под минус. Вокальная работа (солисты). Вокальная работа под плюсовку. Ансамблевое пение. Работа с солистами. Генеральная репетиция. Обобщающий урок. Урок-концерт.

 

Прогноз результативности

Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.

К концу года занятий обучающийся:

Знает:

  • ·что такое вокал;
  • ·чем отличается музыка от других видов искусств
  • ·какие виды песен существуют.
  • ·фрагмент как составная часть сюжета.

Имеет понятия:

  • ·об оформлении сцены
  • ·о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
  • ·что такое выразительные средства.

Умеет:

  • ·направлять свою фантазию по заданному руслу
  • ·образно мыслить
  • ·концентрировать внимание
  • ·ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:

  • ·общения с партнером
  • ·элементарноговокального мастерства
  • ·образного восприятия окружающего мира
  • ·адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
  • ·коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях.

 

Учебно-тематический план

34 часа (1 час в неделю)

Раздел, тема.

Часы

1.

2.

3.

4.

5.

Народная музыка.

Композиторская музыка.

Музыка. Литература. Живопись.

Современная музыка.

Вокальная работа.

7

5

4

6

12

 

Материально-техническое обеспечение:

• кабинет музыки

• рекреация школы

• видеотехника,

• компьютер,

• проектор,

• экран.

 

Методическая литература:

 

  1. Детские песни: Интернет-копилка: Тексты песен, ноты, МР3  2020.
  2. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. - Волгоград, 2007;
  3. Евтушенко И.В. Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами //Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»: Учеб.-метод. пособие. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 3-56 (3,4 п.л.).
  4. Евтушенко И.В. «Организация музыкальных занятий в системе учебно - воспитательного процесса в школе - интернате для умственно отсталых детей - сирот», Журнал «Дефектология»,1995г.№5;36.Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. - М., 2007;
  5. Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб.пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004. - 330 с. (20,75 п.л.). Допущено Министерством образования Российской Федерации.
  6. Евтушенко И.В. Музыкальная культура и ее формирование у умственно отсталых детей-сирот: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006. - 148 с. (9 п.л.).
  7. Евтушенко И.В. Гражданско-правовое воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида: Метод.пособие. - М.: В.Секачев, 2008. - 72 с. (4,5 п.л.).

 

 

Календарно-тематическое планирование в 7 классе

№п/п

 

Содержание занятий

 

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

 

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

 

Вводное занятие.

Виды распевок. Дыхание.

Жанры русских народных песен.

Исполнение каноном.

Двухголосное пение (терция)

Лирические песни.

Хороводные песни.

Обрядовые песни.

Трудовые песни.

Былины.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Н.А. Римский – Корсаков (творчество).

Оперная музыка (Три чуда).

Народная музыка в симфонической музыке.

П.И. Чайковский (песни и романсы).

Музыка и литература.

Музыка и живопись.

Разные направления современной музыки.

Электронная музыка.

Джазовая музыка.

Зарождение джазовой музыки.

Творческая работа.

Вокальная работа.

Исполнение песни под минус.

Вокальная работа (солисты).

Вокальная работа под плюсовку.

Работа с солистами.

Вокальная работа

Репетиция (вокальная работа).

Репетиция (вокальная работа).

Репетиция (вокальная работа).

Генеральная репетиция (вокальная работа).

Урок - концерт

Подведение итогов года.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

03.09.

10.09.

17.09.

24.09.

01.10.

08.10.

15.10.

22.10.

12.11.

19.11.

26.11.

03.12.

10.12.

17.12.

24.12.

14.01.

21.01.

28.01.

04.02.

11.02.

18.02.

25.02.

04.03.

11.03.

18.03.

01.04.

08.04.

15.04.

22.04.

29.04.

06.05.

13.05.

20.05.

27.05.