Творческое взаимодействие педагога и учащегося в процессе подготовки к воплощению авторского замысла музыкального произведения.


Автор: Губина Людмила Николаевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Творческое взаимодействие педагога и учащегося в процессе подготовки к воплощению авторского замысла музыкального произведения.

Краткое описание работы: Этапы работы над фортепианным произведением

 

     Музыка состоит совершенно особняком от всех других видов искусств. Это великое и прекрасное искусство ярко и сильно действует на душу человека. Язык музыки-  это язык музыкальных образов. Вступая во взаимодействие с художественным образом музыкального произведения, человек испытывает эмоции и чувства, которые недоступны ему в повседневном существовании, таким образом расширяя рамки привычных чувствований, обогащая себя духовно и эмоционально.

    Задача педагога состоит в том, чтобы ввести ученика в самое существо музыки, разбудить в нём музыканта и вооружить исполнительской техникой, необходимой для воплощения авторского замысла-духовного носителя музыкального образа произведения.

    На пути к осознанию   и воплощению авторского замысла, этого итога работы над музыкальным произведением, существует ряд задач, этапов работы.

     Первая-очень тщательный разбор нотного текста, материального носителя авторского замысла. В наших условиях нотный текст нередко является труднопреодолимой преградой на пути к овладению выразительной сущностью фортепианного произведения. Задача педагога-направить внимание ученика на все графические подробности нотного текста: темп, размер, тональность, динамический план, особенности ритма, артикуляция и штрихи, педализация, аппликатура, фразировка, авторские ремарки.

     Вторая-тесно связана с первой. Основным и главным становится то, как воплощаемое звучит на инструменте. Исполнение музыкального произведения-это слияние двух творческих "я", из которых композитор-генератор, а исполнитель-резонатор авторского замысла. Исполнитель формирует музыкальное произведение, и, наоборот, музыкальное произведение формирует исполнителя. Педагог в данном творческом процессе бережно и осторожно ведёт исполнителя-ученика. Смысл технической работы-приспособление организма исполнителя к воплощению авторского замысла в игровых пианистических движениях. Музыкальное развитие учащихся должно идти рука об руку с техническим. Неотъемлемая часть работы над развитием пианизма-этюды и гаммы, которые активно изучаются в рамках предмета.

    Частая проблема учащихся-мышечная зажатость той или иной части пианистического аппарата. Творческая задача педагога-пианиста в каждом конкретном случае найти наилучшее решение проблемы ненужного напряжения, учитывая индивидуальность ученика, тип его нервной системы, физиологические особенности.

     Третья стадия работы над музыкальным произведением тесно связана с двумя предыдущими-формирование исполнительской концепции произведения, в основе которой лежит авторский замысел. Здесь важно творчески использовать зрительные образы, поэтические аналогии, экскурсы в область других искусств для возбуждения ассоциативного мышления и эмоционального отклика. В глубинах эмоциональной сферы внешние образы сомкнутся с собственно музыкальными переживаниями и определенным образом направят их.

     Четвертый, итоговый этап работы над музыкальным произведением-предконцертный, а также концертный период. В условиях колледжа-это подготовка к зачётам, экзаменам, выступления на концертах. Ученик уже настолько вживается в музыкальное произведение, что ему иногда кажется, он сам является автором. На уроках этого этапа происходит активная творческая подготовка к эстрадному исполнению.

      Задача исполнителя подобна работе Пигмалиона, попросившего богов оживить созданную им статую прекрасной девушки Галатеи. Но для этого ему надо было без памяти влюбиться в своё творение. Тоже самое требуется и от музыканта-исполнителя-безмерно любить исполняемое им произведение и вдыхать в него свою душу. Но если эта душа не богата переживаниями, то чуда не произойдёт-Галатея останется мертва, и то, что выходит из-под пальцев пианиста, останется мёртвым.

      Таким образом, миссия педагога, его высшее предназначение-приподнять завесу тайны над секретом авторского замысла, обогатить воспитанника знаниями, поделиться с ним мастерством и направит в увлекательное путешествие по безбрежному океану прекраснейшего из искусств-Музыки.