Специфика музыкального воспитания в системе дополнительного образования детей


Автор: Архипова Тамара Викторовна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Специфика музыкального воспитания в системе дополнительного образования детей

Краткое описание работы: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на фортепиано в музыкальной студии Дома творчества

 

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а  прежде всего  человека».

                   (В. А. Сухомлинский)

 

Эстетическое воспитание детей средствами искусства всегда актуально. За последнее время снизился уровень художественно-эстетической культуры детей и подростков, потому что большинство передач, которые транслируются по телевидению, не способствуют культурно-нравственному и художественно-эстетическому развитию. Это преимущественно образцы невысокого качества, рассчитанные на элементарные формы реализации потребностей в общении с музыкой. Именно в музыке дети постигают многое об окружающем мире, развиваясь в эмоциональном и художественном отношении. В настоящее время музыкальное воспитание  и обучение определяется не столько специальными предметными знаниями, сколько разносторонним развитием ребенка как личности, способного к самостоятельному жизненному выбору, способного применять полученные знания и умения в повседневной жизни.                                                                                                                                                                                                                                           

 Массовое музыкальное образование в отличие от специального призвано воспитывать средствами музыки, а не формировать музыканта, артиста – профессионала. В музыкальную студию  учреждения дополнительного образования принимаются все дети, выразившие желание учиться. Нельзя определить, кто в будущем продолжит музыкальное образование, а кто останется любителем музыки. Учитывая, что многие дети занимаются музыкой в плане общего музыкального развития, работа должна быть составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными способностями проявить себя и приобщиться к музыкальной культуре.

Инновационная направленность педагогического опыта  - это повышение мотивации учебно–воспитательного процесса с учетом личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход  – это способ реализации содержания дифференцированного обучения исполнительскому искусству посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающих эффективное достижение цели образования. Образование не должно быть  ориентировано только на получение знаний, а направлено на разноплановое развитие детей, раскрытие творческих возможностей, т.е. на развитие индивидуальности каждого обучающегося.

 Учащиеся, обладая базисным уровнем музыкальных  знаний, должны быть способными совершенствовать их и, по возможности, применять  на протяжении жизни. Чтобы сформировать творчески активную  личность педагогу необходимо применять активные методы обучения, развивающие, познавательную, коммуникативную и личностную активность.

 Педагогическая целесообразность заключается в применении дифференцированного обучения; организация учебного процесса на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности учащихся; развитие способностей посредством творческих заданий; качественный отбор учебного материала; использование произведений современных композиторов и популярной музыки.

 Непременным условием считается  способность  отношения педагога к ученику, любовь к нему. Педагог должен непрерывно изучать ребенка, быть психологом. Ребенок не полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. На уроке должна быть радостная атмосфера, поддерживаться игровое настроение. Поэтому на уроках применяется личностно-ориентированный подход, т.е. уроки ориентированы на личные показатели ученика. Для этого в первую очередь необходимо создавать ситуацию успеха  при любых музыкальных способностях, устранять причины незнания, не нанося ущерба достоинству ребенка, не подчеркивать недостатки, а лучше пользоваться положительными сторонами.

    Так как в студию приходят обучаться дети с разными способностями, то нельзя потребовать одинаковых результатов обучения 7 или 10-летнего ребенка с различными физиологическими особенностями строения игрового аппарата, степени памяти, т.е. без учета индивидуальных особенностей.  Только знание характера, достоинств и недостатков учащегося, его интересов, помогает найти «ключ» к каждому ученику, и приобрести его доверие. Ведь каждый ученик – это личность.  

       Индивидуальные занятия на уроке  создают педагогу условия для внимательного, систематического и всестороннего изучения каждого ребенка, его способностей, характера, темперамента, интересов, уровня умственного развития, физических данных. Занятия в музыкальной студии позволяют эффективно реализовать принцип индивидуального подхода, дифференцируя педагогические задачи и методы работы.

  Уроки планируются  с  учетом психологических и физических особенностей каждого учащегося.  Программы усложняются  в зависимости от того, как овладевают учащиеся исполнительскими навыками, теоретическими знаниями.    Регулирование нагрузки осуществляется  за счет продуманного подбора средств, методов обучения.

 Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Педагогический процесс надо строить на основе комплекса, состоящего из игровых форм, игрового взаимодействия и создания условий для их трансформации в творчество. Очень важно на первом этапе обучения давать задания на проверку своеного материала в форме игры, загадок. Метод игры широко применяется как универсальный метод общения с детьми младшего возраста. При такой форме ребенок активно, с интересом знакомится и запоминает новый материал – развивается образное мышление. Именно игровые моменты, смена деятельности повышают интерес к занятиям, делают их менее утомительными. На этом этапе развивается самостоятельность, инициативность, наблюдательность ребенка.  Для активизирования этой деятельности используются  приемы обучения  - словесные методы обучения, наглядные (сделаны всевозможные наглядные пособия, без которых невозможно объяснить процессы в музыке)  и практические (показ практических решений на инструменте).

Но задатки у учеников разные, поэтому введены дифференцированные требования  по 3 уровням. Критерием для определения уровня является степень развитости музыкальных способностей, которые выявляются в первый год обучения. На начальном этапе педагог работает непосредственно над развитием у ученика музыкального слуха, ритма, памяти. В конце года становится возможным разделением на две группы – учащиеся со слабым развитием всех трех основных музыкальных способностей (звуковысотный слух, ритм, музыкальная память), и учащиеся с относительным развитием музыкальных способностей. В третий год обучения можно четко разделить учеников на три уровня: 1 уровень – учащиеся со слабым развитием музыкальных способностей, а так же невыраженной эмоциональной реакцией на музыку; 2 уровень - с относительным уровнем способностей; 3 уровень – с достаточным развитием всех основных музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивостью.

      Содержание и материал общеразвивающей программы  организован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями:   стартовый, базовый, продвинутый.  Каждый уровень предполагает доступность для детей с любым видом и типом психофизических особенностей.  Занятия в музыкальной студии, позволяют эффективно реализовать принцип индивидуального подхода, дифференцируя педагогические формы и методы работы.

       На уроках у учащихся со слабым развитием музыкальных способностей чаще всего используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы работы (т.е. воспроизведение по образцу). С учащимися 2 уровня – объяснительно - иллюстративный и частично-поисковые методы обучения. А с учащимися, соответствующими третьему уровню применяются творческие методы обучения (частично-поисковый, исследовательский и проблемный).

  Очень важно, чтобы обучение игре на музыкальном инструменте было приближено к запросам учащихся и их родителей. Приветствуется желание ребенка изучить произведение, которое  он услышал, нашел ноты по интернету. Цель обучения -  пробудить у ребенка желание играть и слушать хорошую музыку. В зависимости от индивидуальных, возрастных  особенностей ученика, пьесы  могут изучаться в более легкой тональности, с упрощением фактуры, небольшими фрагментами произведения. В этом случае обучение проходит на более высоком уровне и у ребенка появляется наибольший интерес к предмету.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, т.е.  осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Содержание работы музыкальной студии в учреждениях дополнительного образования направлено на развитие у детей духовных интересов, на обогащение кругозора, на воспитание эстетической культуры, на формирование социально активной творческой личности.