Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности вокально-хореографической студии "РИТМЫ ДЕТСТВА"


Автор: Евтухова Каролина Романовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности вокально-хореографической студии "РИТМЫ ДЕТСТВА"

Краткое описание работы: Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника в условиях дополнительного образования.

                                                  СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.Пояснительная записка……………………………………………. 3 стр

1.1 Цель и задачи программы………………………………………...4 стр

1.2 Условия реализации программы…………………………………5 стр.

1.3 планируемые результаты…………………………………………6 стр.

1.4 Критерии …………………………………………………………..7 стр

2. Содержание программы

2.1 Учебный план…………………………………………………….  8 стр

 . Перспективный  план………………………………………………   9стр

  Календарно-тематический план……………………………………   9  стр

  3. Используемая литература или научная обоснованность…………  11 стр

 

                                  Пояснительная записка.   

     Процесс разностороннего развития личности ребенка включает в себя целую систему воспитания и обучения. Именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться задатки к определенному виду деятельности, которые могут перерасти в способности или одаренность. Возраст дошкольника представляет собой самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство. Единство познавательной и эмоциональной сферы – неоценимое качество ребенка в дошкольном возрасте.  Обостренность эмоционального отклика на все, что воспринимают органы чувств, делает малыша предрасположенным к творчеству.

  Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника в условиях  дополнительного образования – это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Система дополнительного образования позволяет широко использовать фактор творчества в развитии ребенка, в формировании его познавательных мотиваций, стремлении к самореализации.  Задача педагога  – моделировать образовательный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов. 

  Создание вокально-хореографической студии и разработка образовательной программы явилось своевременным ответом на востребованность  и  желание педагога предоставить детям возможность не только реализовать свой исполнительский потенциал, но и воспитать  гармонично всестороннеразвитую личность. Исполняя песни, ребенок  глубже воспринимает музыку, развивает  и совершенствует речь, а многогранность танца позволяет  сочетать в себе средства  музыкального , физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

  Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности    вокально- хореографической студии  «Ритмы детства» (далее по тексту Программа). Данная Программа предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов музыкальной деятельности в ДОУ: вокального и  хореографического искусства.

      Актуальность  предлагаемой программы обусловлена образовательными потребностями воспитанников детского сада и родителей.  Данная программа предоставляет возможность совмещать вокал с основами хореографии,   предоставляет возможность ребенку выразить себя в вокально-танцевальном искусстве, позволяет добиваться творческого выражения эмоций через  и танецевальное,  и песенное творчество.

      Особенностью данной программы является её гибкий диференцированный подход к воспитанникам  детского сада с элементами модульного обучения. Основой данной программы является изучение разных направлений вокального и хореографического искусства. Программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных , а также на любой ступени обучит детей правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию. Программа ориентирована на развитие у детей вокальных и хореографических способностей, совершенствование психических процессов таких как, память, внимание, воображение и конечно же  укрепление физического и психического здоровья детей.

     Результаты эффективности работы определяются по итогам мониторинга в начале и в конце обучающего пеиода  (см.приложение) . А также результатами являются  выступления детей на концертах, в театральных постановках, участие конкурсах и фестивалях.

        Новизна программы заключается в  сочетании  дисциплины «вокал» и «хореография»,  которое предлагает свой способ обучения поющих детей двигаться на сцене в ритме танца. Интеграционный принцип представляет собой воздействие на эмоциональную  и познавательную сферу дошкольников гармоничным сочетанием музыкальных, живописных хореографических образов. Это говорит о том, что дети могут применять полученные вокальные  и танцевальные умения и навыки в разнообразных видах своей деятельности .

Цель программы:

Формирование познавательного интереса к разнообразным видам музыкального искусства. Развитие вокально-хореографических, музыкально–творческих способностей и обогащение эмоционального мира обучающихся через приобщение к различным видам танцевальных направлений и вокального искусства.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с видами  и обучить приемам  вокального и элиментам танцевального и искусства обучающихся  студии «Ритмы детства».

-формировать познавательный интерес к видам танцевального и вокального искусства.

 2.Развивающие:

- Развивать первичные навыки публичных выступлений и умений держаться на сцене.

-Максимально раскрывать творческие возможности каждого обучающегося в студии.

Воспитательные:

-Прививать чувство эстетического вкуса в различным видам искусства.

 

Принципы педагогического процесса:

- принцип успешности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип  от простого к сложному;

-принцип единства художественно-эстетического и познавательного развития ; 

Условия реализации программы.

  Возраст обущающихся: от  4 до 8 лет. Набор детей  производится из числа всех желающих без предварительного отбора и конкурса, но с дальнейшим распределением по уровням обучения в соответствии с данными обучающегося.Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными физиологическими и психологическими особенностями детей.  Рекомендуемый состав группы – 10 человек.

Срок  реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Учебная нагрузка:

Количество занятий в неделю  -2 

Количество занятий в месяц  -8 

Общее количество  занятий – 64

Обучающий период- с 1октября по 31 мая.

(Программа рассчитана на этод период, так как списочный состав детей, посещающих его, ежегодно обновляется)

Занятия проводятся во вторую половину дня.

В процессе обучения используются методы:

1.Наглядный: концентрический и фонетический метод обучения – показ;

2.Словесный - музыкально-тематические и познавательные беседы, пояснения, указания и замечания;

3.Практический - упражнения на технику и выразительность исполнения;игровая импровизация,  мастерская увлекательных танцевальных композиций.

 Формы обучения:

- Индивидуальные,

- Групповые,

      - Подгрупповые.

Формы организации образовательной деятельности.

 Основной формой организации учебной деятельности в вокально-хореографической студии является учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное) в содержание которого включаются понятия разных разделов, в зависимости от цели и задач;

 

Занятие, состоит из двух частей:

-теоретической , которая включает наглядный и словесный методы.

- практической, решение практических задач .

 

Методическое обеспечение программы по вокальному мастерству:

Каждое занятие  по обучению строится  по универсальной схеме:

- дыхательная вокальная гимнастика;

- распевание распевок;

- работа над произведениями;

Методика разучивания песен:

1. Распевание детей.

2.  Исполнение педагогом песни.

3. Разучивание текста и мелодии песни:

- определение характера песни,

- чётко проговорить текст,

- пропеть мелодию песни,

- расставить в песне дыхание и характерные акценты.

5. Работа над выразительным пением.

6. Работа над мимикой, жестами и движениями для исполнения песни.

7. Выступление .

 Методическое обеспечение программы по  хореографии:

Каждое занятие  по обучению строится  по универсальной схеме:

-  разминка;

-  растяжка (партерная гимнастика);

- работа с танцевальными композициями;

-Работа в парах

 Практический выход:

1.Выступления на концертах, праздниках и развлечениях  ( уровень ДОУ),

2. Участие в  смотрах-конкурсах  и фестивалях (городской уровень),

3. Заочное участие в конкурсах, и фетивалях  (региональный, российский)

4.Постановка музыкальных сказок.

 

Оснащение образовательного процесса:

-Музыкальный зал;

-ноутбук;

-фортепиано;

-мультимедиа-проектор;

-записи фонограмм в режиме + и -;

 

Планируемые результаты освоения программы

 (целевые ориентиры).

Предметные:

- формирование практических навыков в области вокально – танцевального искусства, владение различными вокальными и танцевальными техниками, освоение терминологических знаний.

- формирование базовых знаний азбуке хореографии и вокалу.

Метапредметные

- формирование устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.

-развитие фантазии, образного мышления, воображения;

Личностные:

- развитие эстетического сознания через освоение вокально- танцевального искусства;

- формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

-формирование ответственного отношения к обучению;

  

К концу  обучения ребенок должен

знать:

- правила пения;

- виды дыхания;

- средства музыкальной выразительности;

- хореографические названия изученных элементов;

-правила исполнения движений в паре и в группе;

- музыкальные жанры: песня,  танец,  марш.

уметь:

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- умение работать с микрофонами;

- исполнять вокальное произведение в ансамбле под фонограмму;

- различать танцы: по характеру, темпу, размеру: (вальс, полонез, польку..).

- самостоятельно выполнять изученные элементы танца;

-умение красиво двигаться, чувство единства пластики в ансамбле (для ансамбля);

-взаимодействовать с партнёрами по ансамблю (для ансамбля);

-сочинять несложные плясовые движения;

- умение общаться со зрителем;\

Критерии по результатам освоения программы.

- Чувство музыкального ритма  способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений  музыке.

 

-Эмоциональная отзывчивость -  выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки  и содержания композиции.

 

- Танцевальное творчество -    способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации,  умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений.

 

-Вокальное творчество- усвоение вокально-хоровых навыков.Умения вести себя на сцене свободно раскрепощено.

 

Комплексная оценка:

1 — 1,5  низкий уровень. (Требуется корректирующая работа педагога)

1,6 – 2, 5 средний уровень .

2,6 – 3 высокий уровень.

 

Программа разработана с  учетом требования нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008 г. Москвы « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • СанПиН  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.14 №1726-Р.

 

Раздел 2. Содержание программы

Студия включает в себя два вида музыкальной деятельности:

Хореография- включает в себя знакомство с основами хореографического искусства , которое происходит на материале классического, народного и современного танца.

Вокальное мастерство- способствует приобщению ребенка к певческому искусству,  где каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

 

2.1. Учебно-тематический план 

 

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

I  Модуль «Хореография»

43ч

1

Музыкально-ритмические движения

11

3.5

7.5

2

Партерная гимнастика

6.5

1.5

5.0

3

 Танец «Балетная классика»

6.5

2.0

4.5

4

 Народные танцы

9.5

3.0

6.5

5

Современные танцы

9.5

2.5

7.0

 

 

 

 

II  Модуль «Вокал»

21.3

1

Слушание музыки

5.2

2.6

2.6

2

Разучивание песен

10.0

3.0

7.0

3

Музыкальные игры

3.2

1.3

1.9

4

Песенное творчество

2.9

1.3

1.6


Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:

  • Доступность-соответствие возрастным  возможностям ребенка;
  • Креативность- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • Диверсификация- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки.

 

В течение учебного года, исходя из педагогической целесообразности, темы занятий могут меняться.

 

Календарно-тематический план вокально-хореографической студии

Месяц

Кол-во часов

Содержание

Цель

Репертуар

 

октябрь

4

Вокал.

Развивать умение детей выразительно исполнять песни под музыкальную фонограмму.

 

 Песенка чудесенка

 Распевки

4

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в движении под музыку с предметами.

1.Рус.нар танец

«4 двора»

2.Соврем.танец

«Варись, варись кашка»

3.Игра «Стенка на стенку»

 

ноябрь

4

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.

 

Песенка про жирафа.

Распевки

4

Хореография.

Развивать умение плавно, выразительно двигаться под музыку.

Рус нар. «Валенки»

 Клас. Танец

«Куколка»

Игра « Реверанс»

 

декабрь

4

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.

 

 

Песня

«Мы лучше всех »

Распевки

4

Хореография

Разучивать движения нового танца.

Закреплять умение быстро, четко, легко, двигаться под музыку.

 

 

Отчетный концерт

Игра «Зеркало»

январь

4

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.

 

 Песнка

 «Маленькие и большие»

Распевки

 

4

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в ритмичном и четком выполнении движений.

 

 Соврем. танец

« Раз ладошка, два лодошка, я пока что не звезда»

Игра «Найди себе пару»

 

февраль

4

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.

 

 Песенка отважного капитана

Распевки.

4

Хореография.

Разучить движения танца.

Развивать умение ритмично, четко выполнять движения.

 Современный танец « Волк морской»

Клас.танец

«Танец цветов»

Игра» Все дело в шляпе»

март

4

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.

 

 

Песня про бабушку- «Баба Нина».

Распевки

4

Хореография.

Разучивать движения нового танца.

Закреплять умение быстро, четко, легко, двигаться под музыку.

 

 

Рус. нар «Кадриль»

Современ.танец

«Танго»

Игра «Стоп кадр»

апрель

4

Вокал.

Развивать умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.

 

 Песня « Я  пою и никогда не устаю »

Распевки

4

Хореография.

Разучить движения танца.

Развивать умение ритмично, четко выполнять движения.

 Клас танец с зонтиками

Совр танец «До. Ре.ми»

Игра «танец на стуле»

май

4

Вокал.

Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни, исполняемую под музыкальную фонограмму.

 

 Песня

«Хорошее  настроение»

Распевки

4

Хореография.

Разучивать движения танца.

Упражнять в выразительном, плавном исполнении движений танца.

Отчетный

Концерт

Игра «Настроение»

 

 Научная обоснованность.

   1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. -  2007.

   2.Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – 1998.

   3.Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей. — М., 1953

   4.Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. -2000г

   5.Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. -1998.

   6. Бриске И.Э. Ритмика и танец.-1993г

   7.Буренина А.И «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей дошкольного и начального школьного возраста)-2000.

   8. Ветлугина Н. А., Кинеман А.В.Теория и методика музыкально воспитания . -1983.

   9.Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — 2020.

   10.Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — 1987

   11.Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — 2020.

   12.Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Методические рекомендации для учителей музыки. –  1991.

   13.Ерохина О.В .Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. -2003г.

   14.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста.- 2007г.

   15.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду / М. Ю2003

   16.Кленов А.С. Я познаю мир. – 1997г.

   17.Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчестные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / - 2017.

   18 Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь – 1988г

   19.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.  — 2020.

   20.Менабени А. Методика обучения сольному пению. —1987.

   21.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения  для красивого движения. -2004г.

   22. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – 1997.

   23.Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – 1986г.

   24. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – 1972г.

   25. Орлова Н. Д., Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе. — 1972

   26.Орлова Т.М. Учите детей петь. – 1987г.

   27.Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для СПО /-2019.   

   28.Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — 2020.

    29. Чибрикова -Луговская А.Е. Ритмика. -1998г.

    30.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. – 2001г.