Проект "Сказка в подарок"


Автор: Кузнецова Ирина Николаевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Проект "Сказка в подарок"

Краткое описание работы: Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Тип проекта: Литературно-творческий.

Длительность: долгосрочный (7 месяцев).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Актуальность темы:

Вопрос развития творческих способностей  не потерял своей актуальности и на сегодняшний день, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста  различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

                Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития театральных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей театральной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития театрального творческого воображения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития театральных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Изучение  психолого-педагогической  и  методической  литературы, передового  опыта  показывает, что  в  настоящее  время  накоплен  большой  теоретический  и  практический  опыт  по  организации  театрально-игровой  деятельности  в  детском  саду. Вопросы, связанные  с  организацией  и  методикой  театрализованной  деятельности, широко  представлены  в  работах отечественных  педагогов, ученых– Н. Карпинской, Л.Фурминой, и  др.

Н. Карпинской  была  разработана  методика  работы  с  детьми  по  театральной  деятельности  на  занятиях.

Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально–игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П.Бочкаревой, в которых автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это отмечали такие исследователи как Б.М.Теплов, Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский, В. Матвеева

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях  обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества -накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского творчества – накопление опыта исполнительства.

Свою работу я начала с изучения научных исследований по данной теме. Подобрала диагностический инструментарий для анализа сформированности творческих способностей в театрализованной деятельности. Провела анкетирование родителей. Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста.  Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Так же были изучены и просмотрены интернет-ресурсы, познакомилась с   методической литературой и периодическими изданиями . Что позволило мне определить содержание моей работы и проанализировать различные эффективные формы организации педагогического взаимодействия.

Педагогические условия включают в себя - Обогащение РППС ,   выступления на педсоветах и  обмен опытом работы в профессиональных педагогических  сообществах. Все это помогло мне определить актуальность  и направление работы.

Объект проекта: Творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта: Развитие  творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности: то есть накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

 

Цель проекта:

- Развитие  творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности

 

Задачи проекта:

  1. - Способствовать формированию образных представлений о театре, приобщению детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральным этикетом).
  2. Способствовать развитию творческого мышления  и эстетического восприятия окружающей  действительностью в процессе организации театрализованной деятельности.
  3. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (развивать выразительность речи, поощрять исполнительское творчество, способствовать воплощению творческих замыслов в играх – драматизациях и режиссерских играх, развивать способность свободно раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).
  4. Формировать осознанное ценностно- смысловое отношение к миру театра.
  5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  6. Способствовать обогащению развивающей предметно-пространственной среды разными видами театра и дидактическими пособиями.
  7. Способствовать педагогическому просвещению родителей по теме «Развитие творческих способностей»; разнообразить формы работы с родителями.

 

Методы и приемы работы:

  • Словесные – художественное слово, вопросы поискового характера, проблемные ситуации,  игры-задания
  • Наглядные – иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, картины известных художников к сказкам, наблюдения, презентации, виртуальные экскурсии
  • Практические – упражнения, использование схем-моделей последовательности инсценировки, экспериментирование

 

Дополнительные методы и приемы: (игровые)

обыгрывание предметов, игрушек,  картин, книжек игрушек, книги сказок; игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых

 

Формы организации театрализованной деятельности

  • Фронтальная
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность

 

Ожидаемые результаты:

  • сформированность представлений о театре и театрализованной деятельности;
  • умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле;
  • владение выразительностью речи;
  • способность понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое;
  • способность сопереживать героям, реагируя на поступки действующих лиц;
  • умение вжиться в образ, используя мимику, жесты, движение;
  • стимулирование речевой активности детей, включение в сюжет театрализованной игры и ведение ролевого диалога;
  • достижение результатов эффективного взаимодействия по направлению «музыкальный руководитель - педагог – родители» (активное участие родителей в реализации проекта).

 

Этапы реализации проекта:

 

№ п/п

Направление деятельности

Содержание

Сроки

Ответственный

1 этап - Подготовительный

1

Разработка плана реализации проекта. Создание предметно развивающей среды для реализации проекта.

а) Подбор художественных произведений для инсценировок по возрасту воспитанников:

  • Ø « Двенадцать  месяцев» (по сказке С.Я.Маршака)
  • Ø «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • Ø «У самого синего моря»  (по сказке А.С.Пушкина)
  • Ø «Горошина»
  • Ø «Свинопас»                                                                 
  • Ø «Гадкий утенок»
  • Ø «Снежная королева»
  • Ø «Царевна – лягушка» р.н.с.
  • Ø «Аленький цветочек» (А.Аксаков)
  • Ø «Снегурочка» (по сказке Афанасьева)
  • Ø «Золушка» (по сказке Ш.Перро)

б) Подбор иллюстраций и картинного материала

в) Подбор и подготовка театральных атрибутов (изготовление костюмов, декораций, ширм- напольная, настольная)

г) Подбор музыкальных игрушек для инсценировок (балалайка, гармошки, дудочки, барабаны и др.)

д) подготовка схемы последовательности инсценировок

е) Разработка картотеки театральных этюдов, картотеки игр на развитие выразительности, картотеки игровых упражнений на развитие интонационной выразительности

ж) Подборка скороговорок на развитие дикции

з) Разработка картотеки упражнений на развитие детской пластики

и) Разработка картотеки на развитие выразительной мимики

к) Оформление выставки в музыкальном зале «Мои любимые сказки»

Сентябрь- октябрь

Музыкальный руководитель

2

Оформление музыкального уголка

Подготовка информационных буклетов, папок передвижек «Театрализованная деятельность», «Как поддержать инициативу»

Сентябрь-октябрь

Музыкальный руководитель

2 этап – Основной (практическая часть)

 

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей. Знакомство с проектом. Анкетирование родителей «Развитие  творческих способностей  у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Музыкальный руководитель

 

 

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Декабрь

Музыкальный руководитель

 

 

Вечер театра

 

Декабрь

Музыкальный руководитель

 

 

Консультация для родителей на сайте детского сада «Как развивать у детей творческие способности»

 

Январь

Музыкальный руководитель

 

 

Развлечение «Книга сказок»

 

Февраль

Музыкальный руководитель

 

Взаимодействие с детьми

Посещение театра кукол в рамках «Маршрута выходного дня»

 

Ноябрь

Музыкальный руководитель

 

 

Экскурсия в библиотеку им А.П.Чехова

 

Декабрь

Музыкальный руководитель

 

 

Посещение «Детской музыкальной филармонии» на базе музыкальной школы им. А.Н.Скрябина

 

Январь

Музыкальный руководитель

 

 

Организация работы по проекту в соответствии с алгоритмом знакомства с художественнымпроизведением:

  • Чтение сказки; показ музыкальных номеров; беседа по содержанию
  • Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки; чтение сказки по ролям
  • Работа с ведущим ребенком; знакомство со вступлением
  • Работа с артистами: выразительное чтение; игровые движения; мимика. Знакомство с рисунком танцев
  • Индивидуальная работа по ролям с фонограммой; разучивание танцев; закрепление
  • Работа над танцами; работа с фонограммой
  • Объединенная репетиция для всех участников спектакля
  • Генеральная репетиция
  • ПРЕМЬЕРА

Октябрь- март

Музыкальный руководитель

3 этап - Заключительный

 

Взаимодействие с детьми

Праздник «Сказка в подарок маме»

 

Март

Музыкальный руководитель

 

 

Участие детей в конкурсе «Театральные таланты»

Апрель

Музыкальный руководитель

 

Взаимодействие с родителями

Итоговое анкетирование родителей

Май

Музыкальный руководитель

 

Результат работы: Оформление проекта, презентация, доклад.

 

Приложения:

1. Анкета для родителей

2. Тематическое планирование

 

Литература:

  1. 1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Эксмо, 2012
  3. Конвенция о правах ребенка. – М.: Гросс-Медиа, 2009
  4. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры. Упражнения, сценарии. – М.:. ТЦ Сфера, 2006.
  5. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду: Сценарии с нотным приложением. – М.:. ТЦ Сфера, 2010.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  7. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова.-М.: Просвещение, 2004.
  8. Кудряшова Н. А., Дмитриева Г. Е. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 68-72.
  9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  10. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,2000.
  11. Подбор материалов и оборудования для детского сада в современных условиях /Н.А. Короткова. – М.: Просвещение, 2009  – 202 с.
  12. Приглашает детский сад!.- М.: - ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. -144 с.
  13. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  14. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В.А. Непоседова. –М.: Просвещение, 2003. – 94 с.
  15. Родина, М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности [Текст]: книга для воспитателя детского сада / М.И. Родина, А.И. Буренина. – С-П.: Муз. Палитра, 2008. – 241 с.
  16. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.
  17. Интернет – ресурсы http://www.dissercat.com , http://www.nauka-shop.com

 

Приложение 1

 

Анкета для родителей.

«Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность»

 

1. Создание условий для творческого развития вашего ребёнка.

а) Приобретаете ли книги, игрушки, игры, которые полезны для развития вашего ребёнка. Да. Нет. Иногда.

б) Обеспечиваете материалом для творчества (бумага, клей, ткань, нитки, пластилин и другие). Да. Нет. Иногда.

в) Позволяете ребёнку использовать старые, ненужные вещи для создания поделок, кукол. Да. Нет. Иногда.

г) Приглашаете друзей ребёнка к себе для весёлых игр, показа детских праздников, спектаклей. Да. Нет. Иногда.

д) Организуете место для творчества ребёнка (стол, книжная полка, место для творчества, место для хранения игрушек). Да. Нет. Иногда.

е) Организуете ли Вы посещение ребёнком кружков, студий. Да. Нет. Иногда.

2. Проявляет ли ребёнок интерес к праздникам, театрализованной деятельности?

Да. Нет. Иногда.

3. Как часто Вы с ребёнком посещаете детские театры и праздники?

Редко. Часто. Иногда.

4. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников, детских спектаклей?

Да. Нет. Иногда.

5. Проявляет ли Ваш ребёнок музыкальные способности?

а) Любит музыку, легко запоминает мелодию, может воспроизвести её. Да. Нет. Иногда.

б) С удовольствием играет сказочных героев на детских праздниках, любит петь, танцевать. Да. Нет. Иногда.

6. Выражает ли Ваш ребёнок художественные способности?

а)Пытается выражать свои эмоции и чувства с помощью рисунка или лепки. Да. Нет. Иногда.

б) Умеет видеть необычное и прекрасное в окружающей действительности. Да. Нет. Иногда.

в) Делает поделки и куклы из бросового материала. Да. Нет. Иногда.

7. Играете ли Вы с ребёнком в театральные игры?

Да. Нет. Иногда.

8. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

Да. Нет. Иногда.

9. Пытается ли Ваш ребёнок исполнить роль любимого сказочного персонажа?

Да. Нет. Иногда.

10. Поощряете ли Вы творческую деятельность вашего ребёнка и создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов, поделок).

Да. Нет. Иногда.

11. Ваша любимая сказка или детский спектакль в вашем детстве? Почему?

Кто полюбившейся главный герой?____________________________________

 

Благодарим за сотрудничество!

 

Приложение 2

 

Календарно-тематическое планирование

 

Методы обретения основных навыков театрального мастерства

Репертуар

Программное содержание

Октябрь

1.Воспитывать умение владеть  своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей

2.Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выражать свое

1. Чтение сказки  «Гадкий утенок»

2. Пение «Песня гадкого утенка» – «Поему я всем не мил?»

3. Танец осенних листочков «Вальс»

  1. Вызвать желание участвовать в музыкальном спектакле
  2. Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям
  3. Учить петь протяжно, не спеша, мягко начинать фразу. Добиваться четкого произношения слов.
  4. Закреплять умение детей передавать в движении характер музыки

Ноябрь

1.Учить эмоционально реагировать на выступление взрослых

2.Развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить действия игровых образов

1.Прослушивание сказки в грамзаписи

2. Танец утки и утят муз.«Картинки с выставки»Мусоргский

3.Песня утки «Все ли здесь мои утятки?»

  1. Расширять кругозор детей, знакомить с творчеством мастеров жанра
  2. Закреплять у детей умения согласовывать движения с музыкой
  3. Закреплять у детей умение воспринимать характер песни, чисто интонировать мелодию, вытягивать долгие ноты, правильно передавать ритмический рисунок

Декабрь

1.Обучать детей интуитивно распознавать атмосферу  и уметь вливаться  в нее

2.Поощрять проявления творческой активности

3Побуждать передавать настроение персонажа

1.Танец утки и утят (фонограмма)

2.Песня обитателей птичьего двора «Вот те на, пришла орава»

3.Песня гадкого утенка «Почему я всем не мил?»

  1. Учить детей выразительно передавать образ мамы  утки и маленьких утят
  2. Добиваться чистой артикуляции и правильного ясного произношения слов. Учить петь энергично и выразительно
  3. Учить петь протяжно, не спеша, грустно, мягко начиная каждую фразу. Правильно брать дыхание

Январь

1. Познакомить детей с театральными играми, куклами говорунчиками

2. Поощрять проявления творческой активности

3. Побуждать передавать пластику персонажа

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. «Что изменилось?»
  3. «Поймай хлопок»
  4. «Я положил в мешок..»
  5. «Тень»
  6. «Внимательные звери»
  7. «Веселые обезъянки»
  8. «Угадай что я делаю»
    1. Развивать игровое поведение, готовность к творчеству
    2. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе
    3. Способствовать развитию импровизации
    4. Развивать умение передавать через движение тела характер животных

Февраль

1.Обучать детей технике расслабления мышц лица и тела

2.Поощрять проявления творческой активности

3Продолжать побуждать передавать настроение персонажа

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. этюд на расслабление мышц «Штанга»;
  3. игра «Волк и овцы»;
  4. скороговорки; пальчиковые игры
  5. Упражнения на тренировку памяти;
  6. Игра «Заря»;
  7. этюд «Отряхнем руки»;
  8. пальчиковые игры
  9. этюд «любимая игрушка»;
  10. игра «Старый сом»;
  11. упражнения на развитие сенсорной моторики;
  12. игра «Кошка и скворушки»;
  13. игра «Почта»;
  14. этюд «Кривое зеркало»

1. Способствовать развитию умения владением собственным телом, умением управлять собственными мышцами

2. Продолжать знакомство с миром чувств и эмоций

3. Развивать умение передавать чувства и эмоции, учиться владеть ими

Март

1. Применение упражнений на развитие культуры и техники речи

2.Поощрять проявления творческой активности

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. «Считай до пяти»
  3. «Больной зуб»
  4. «Укачиваем куклу»
  5. «Игра со свечой»
  6. «Самолет»
  7. «Мяч эмоций»
  8. Игра «Птицелов»;
  9. пальчиковые игры
  10. Способствовать формированию правильного и четкого произношения (дыхания, артикуляции, дикции)
  11. Способствовать развитию воображения
  12. Расширять словарный запас