Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду


Автор: Шишкина Ольга Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Краткое описание работы: В настоящее время существует серьезная проблема с развитием речи у детей дошкольного возраста.    Музыка и музыкально-художественная деятельность — это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, можно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

      У музыки и речи существует немало  общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство и речь, имеют общее начало – речь. И в музыке, и в речи очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение. Как мы видим, музыка и речь похожи. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.

  Развитие речи на музыкальных занятиях  осуществляется через разные виды музыкальной деятельности. НОД по музыке включает в себя такие составляющие как: слушание музыки, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, игровое и танцевальное  творчество.

    Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру, необходимо прослушать музыку определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. В решении коррекционных задач слушание музыки оказывает действенную помощь: при слушании  музыки дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: лиричная, тревожная, торжественная).

    Чернышевский Н. Г. относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает:

- речевое дыхание;

- голос;

- формирует чувство ритма и темпа;

- улучшает дикцию;

- координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

     Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

  С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист,  дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более выразительной.

  При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности (какое? – лучистое). Педагог акцентирует внимание детей на этом, и дети исправляются.

   В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

     Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.

     Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.

    Исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: лисичка — хитрая и кокетливая, медведь — неуклюжий, но добрый и т. д. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа. Тексты песен, под которые проводятся игры,  имеют сюжетно — образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песен или смысл новых слов.

           У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации движений и т.д. Поэтому, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.

      Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение. Активизируют речь детей. Тренируют память, фантазию, воображение, наблюдательность, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

       Игра на музыкальных инструментах  тоже в свою очередь развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.

       Шумовой оркестр  в детском саду – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность.

      Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях. Во время игр и танцев дети подпевают слова или изображают голосом какие –то звуки /паровоз, машина, животное/. Играют они всегда с удовольствием,  что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры. При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. 

   Таким образом, проанализировав все виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого их них. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

     Музыка и музыкально-художественная деятельность — это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть.

Используя эту привязанность детей к музыке, можно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.