Фортепианный ансамбль в ДМШ и ДШИ


Автор: Светлана Юрьевна Комарова

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Фортепианный ансамбль в ДМШ и ДШИ

Краткое описание работы: Методические рекомендации по обучению учащихся работе в классе фортепианного ансамбля

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств «Этос» г. Волжского»

 

 

 

 

 

 

ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ в ДМШ и ДШИ

(Методические рекомендации)

 

 

 

 

 

Составитель:

Комарова С.Ю., преподаватель фортепиано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Волжский

2022

 

В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью профессионального образования учащихся в ДМШ и ДШИ.

Игра в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия; воспитывает навыки аккомпанемента; повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Все эти качества способствуют формированию творчески активной всесторонне развитой личности.

Целью обучения игре в ансамбле являются: приобщение учащихся к музыкальной культуре, воспитание и формирование художественно-эстетического вкуса, развитие музыкального мышления, пианистических навыков и умений.

Основными задачами фортепианного ансамбля являются:

-         приобретение навыков совместного исполнительства;

-         развитие специфических способностей музыканта (музыкальный слух, память, ритмическое чувство, двигательно-моторные навыки);

-         расширение музыкального кругозора за счет интенсивного притока богатой и разнохарактерной информации;

-         воспитание слухового контроля.

 

Развитие навыков чтения с листа

 

Одним из важнейших разделов в классе фортепианного ансамбля является развитие у детей навыков чтения нот с листа. Умение бегло читать с листа является результатом планомерной и воспитательной работы с самых первых лет музыкального обучения.

Необходимо научить и приучить учеников внимательно просматривать текст до проигрывания. Предварительный просмотр текста преследует и более глубокую цель – активизацию внутреннего слуха.

В начале для читки с листа следует давать знакомые мелодии песенного и танцевального склада. Ученик при просмотре этих пьес должен внутренне услышать знакомые интонации, эмоционально яркие и гармонически несложные. Очень полезно проверить у учеников развитие внутреннего слуха, попросив одного партнера спеть мелодию, а другого – простучать ритмический рисунок поставленной перед ним пьесы. Педагог должен знать, что выработанная привычка представлять себе какие-то стороны музыкальной ткани до проигрывания – залог будущих успехов ученика в развитии внутреннего слуха и на этой основе – навыков чтения с листа.

Читать с листа ученикам, играющим в ансамбле, гораздо труднее, чем ученикам, играющим сольную пьесу. Малейшая неточность одного из партнеров сбивает другого, теряется нить исполнения. При чтении с листа очень важно, споткнувшись, суметь продолжать играть, не отставая от партнера. Поэтому для первых занятий по чтению с листа лучше брать хорошо известные, часто исполняемые произведения, так как ученикам легче в них ориентироваться. В случае если два ученика, играющих в ансамбле, читают с листа по-разному, то темп надо выбирать, ориентируясь по более слабому. После исполнения очень полезно проанализировать все ошибки и неточности, а потом еще раз повторить произведение. В обязательном порядке ученикам необходимо менять партии в ансамбле, чтобы они могли свободно ориентироваться как в нижнем, так и в верхнем регистрах.

При выборе материала для чтения с листа педагог должен учитывать интересы и запросы детей, при этом пьесы должны быть несложные, не в быстрых темпах, но разнообразные по фактуре и жанру. Если встречаются мелизмы, то при читке с листа их можно опускать, сохраняя основную структуру фразы.

Умение хорошо читать с листа помогает ученикам знакомиться с большим количеством произведений.

 

Развитие навыков самостоятельной игры

 

Немаловажное значение в преподавании фортепианного ансамбля имеют вопросы воспитания навыков самостоятельной работы у учеников. Педагог должен знать, как протекают их домашние занятия. Важно сколько работают ученики (так как время для занятий ансамбля очень ограничено), и как они работают – продуктивно или непродуктивно. Многолетние наблюдения приводят к убеждению, что многие ученики не умеют и просто не знают, как работать дома. В результате, то хорошее, чего удается добиться в классе, не закрепляется в домашних занятиях и не дает должных результатов. Педагог должен научить своих учеников самостоятельно читать текст, принимать собственные решения, добиваться поставленной цели.

Важное место в развитии навыков самостоятельной работы должно отводиться слуховому контролю. Нужно научить ребенка слушать себя со стороны. Ухо ученика должно выполнять при домашних занятиях функции педагога, находить ошибки, выявлять их причину и указывать пути исправления. При совместных домашних занятиях (игре в четыре руки) партнеры, кроме того, должны научиться слушать друг друга, делать замечания и давать советы. И все это должно проходить в обстановке творческого содружества, доброжелательного отношения между партнерами.

Педагог должен обратить внимание учеников на трудно исполняемые места и указать пути их преодоления.

Самостоятельная работа в классе фортепианного ансамбля более разнообразна, чем в классе по специальности. Сначала ребенок дома сам учит свою партию, а потом, встречаясь с партнером, знакомится со всем произведением. Это важный момент в самостоятельной работе учащихся.

В воспитании навыков самостоятельной работы особое место занимает сознательная ориентировка ученика в аппликатуре. На уроке следует обязательно проверить аппликатуру и дать ребенку возможность решить самостоятельно, какая из них ему больше подходит.

На уроках по специальности ученики уже приобретают определенные навыки применения аппликатуры (гаммы, арпеджио, ломаные интервалы, позиционные фигурации и т.п.). В ансамблевом классе эти знания должны еще больше закрепляться и автоматизироваться. На уроках надо закреплять с учеником ранее выученные итальянские термины и задавать новые, чтобы ему было легче при самостоятельном домашнем разучивании.

Особо хочется подчеркнуть, что воспитание у детей самостоятельности в классе фортепианного ансамбля в значительно большей степени, чем в классе по специальности, должно строиться на доступных и художественно ярких произведениях.

 

Выбор репертуара

 

Немаловажным в классе фортепианного ансамбля является выбор учебного материала, который должен выбираться по степени усложнения. Преодоление задач, поставленных перед учеником в каждом новом ансамбле, должно способствовать развитию его творческой индивидуальности, артистизма при совместном исполнительстве и способствовать приобретению навыков ансамблевого музицирования

Зная хорошо учеников, педагог должен выбирать программу с учетом педагогической целенаправленности. Если ученики отстают в техническом отношении, им надо дать пьесы, прохождение которых способствовало бы устранению этого недостатка.

Детям, не очень эмоциональным, следует давать более яркие произведения.

При работе над звуком, прикосновением – следует давать пьесы кантиленного характера. Музыка, предназначенная для прохождения в классе фортепианного ансамбля, должна быть разнообразна по характеру, стилю. Нужно использовать переложения для фортепианных ансамблей, отрывки из опер, балетов, симфонических произведений. Следует также знакомить учеников с языком современной музыки.

Нужно постоянно знакомить детей с новыми произведениями, включать их в работу. Тем более что за последние годы вышло очень много сборников фортепианного ансамбля для детских музыкальных школ. Желательно чаще менять пьесы, чтобы учащиеся приучались решать новые задачи на новом материале, быстро ориентироваться и быстро выучивать новый текст. При выборе произведений необходимо также считаться с пожеланиями самих учеников.

Хорошо продуманный индивидуальный план ученика в классе фортепианного ансамбля значительно расширяет его музыкальный кругозор, имеет большое воспитательное значение, пробуждает интерес к слушанию и исполнению новой музыки.

 

Развитие навыков полифонического мышления

 

В методике преподавания фортепианного ансамбля особое место должно отводиться воспитанию и развитию у учеников полифонического мышления. Приступать к этому надо с первого класса, когда ученики знакомятся с понятием «мелодия» и «сопровождение». Очень важно с первых шагов научить ребенка слушать партнера. Обычно ученики легче запоминают первую партию, в которой проходит мелодия. Большую трудность для них составляет вторая партия – аккомпанемент. Однако именно хорошее качество звучания аккомпанемента является необходимой предпосылкой для красивого ведения первой партии.

Воспитание гармонического слуха, способности различать звуки, составляющие аккорд, самым тесным образом связаны с развитием полифонического мышления.

При прохождении простейших пьес (особенно народно-песенного плана), в которых во второй партии контрастно сопоставляется мажор с параллельным минором, ученики должны вслушиваться в ладовую и гармоническую окраску звучания и улавливать смену настроения этих эпизодов. Именно образно-психологическое восприятие развивает гармоническое слышание ученика.

Наиболее сложной для слухового усвоения является имитационная полифония. Поэтому при изучении ансамблевых пьес особое внимание необходимо обращать на места, в которых имитационные приемы совмещаются с подголосочным изложением.

Чтобы по-разному окрасить переходы подголосков и тем из одной партии в другую, следует более широко использовать динамику. Появление каждого голоса нужно динамически разнообразить и показать окраску разных регистров.

 

Особенности педализации

 

В классе фортепианного ансамбля педагог должен помочь ученикам правильно уяснить особенности педализации. При игре в четыре руки на одном фортепиано педалью пользуется ученик, исполняющий вторую партию. При этом он руководствуется не только своей партией, но и партитурой в целом. Вторую партию надо чаще давать ученикам, хуже владеющим педалью.

В ансамбле для двух инструментов педалью пользуется каждый пианист самостоятельно.

Правильное пользование педалью в значительной степени обогащает звучание фортепианного ансамбля. Оно способствует усилению звука, певучести, плавности, передачи мелодий из одной партии в другую, ярче раскрывает гармоническое строение произведения.

Пианист-ансамблист особое внимание должен обращать на обеспечение четкости пауз, особенно в оркестровых произведениях, переложенных для двух фортепиано. Нередко при использовании таких произведений ученики при наличии пауз задерживают на педали звучание баса или гармонии, не считаясь с тем, что на паузах в оркестре они звучать не будут. Педаль в таких случаях создает излишнюю вязкость звучания.

Очень точно следует снимать педаль при одновременном окончании фраз или фермат. Важно научить учащихся понимать особенности педализации в ансамблевых сочинениях различного стиля.

Особое внимание педагог должен обратить на точную педаль при смене гармонии.

Пользоваться левой педалью в ансамбле надо тогда, когда требуется изменение тембра звука и смена колорита.

 

Работа над ритмом

 

В классе фортепианного ансамбля большое внимание должно уделяться работе над ритмом. Чуткое слуховое восприятие учеником ритмических изменений является основой воспитания чувства музыкального ритма и выработки навыков ритмически выразительной игры.

На уроках фортепианного ансамбля следует знакомить учеников с различными музыкальными жанрами (маршем, танцем, песней), учить их осознавать ритмическое своеобразие жанров и ритмическую выразительность музыки. Воспитание ритма нужно вести от музыки, а не от высчитывания длительностей. Детей надо научить мысленно маршировать или танцевать под ту музыку, которую играют, научить через ритм воспринимать образное содержание пьесы.

Ритмические особенности следует раскрывать ученикам при исполнении танцевальных мелодий – вальса, польки, гопака и др. Надо пояснять ученикам, в чем проявляется образно – эмоциональное содержание ритма каждого танца. При исполнении марша внимание ученика следует обратить на остроту ритмики, на ее точность в пунктирных группах, а также акцентирование сильных долей во второй партии, особенно при гармонических переходах.

Игра в ансамбле в значительной степени способствует устранению у учеников ритмической и темповой неустойчивости, приучает их играть без остановок и изменений темпа, слушать друг друга. При этом устойчивый ритмически партнер по существу выступает в роли дирижера. «Игра в дуэте с сильной, энергичной музыкальной личностью – один из наилучших путей «поймать ритм».

 

Организация урока

 

Урок рекомендуется строить следующим образом: 10-15 минут – проверка отдельных партий, остальное время посвятить совместной игре, в том числе в обязательном порядке отвести время для читки с листа.

Проверяя выполнение домашнего задания, не рекомендуется прерывать учеников до конца исполнения. На уроке надо объяснить характер произведения, проанализировать пианистические трудности, требующие доработки дома.

Если педагог по специальности проигрывает произведение ученику перед тем, как дать ее разбирать, то педагог по ансамблю не может сыграть ее в подлинно-художественном исполнении. Поэтому ему надо яркими, образными словесными пояснениями раскрыть художественное богатство произведения и отдельные выразительные особенности его музыкального языка. Все это направлено на то, чтобы новая пьеса стала близкой и интересной, доступной и понятной.

При совместной игре учащихся особое внимание должно быть обращено на специфические трудности: одновременность исполнения пассажей, передача пассажей из одной партии в другую, передача аккордов, совместное исполнение штрихов, элементы полифонии, неоднократное повторение одного и того же мелодического рисунка и др.

При совместной игре необходимо научить детей следить глазами по нотам за партитурой, это умение пригодится им и в концертмейстерском классе и, в дальнейшем, в классе камерного ансамбля (если они будут продолжать музыкальное образование). При разучивании своей партии ученик должен слышать партию партнера «внутренним слухом».

Надо уделять определенное внимание специфическим особенностям исполнения отдельных жанров: при прохождении переложений вокальных произведений – ведению вокальной линии, легато, соответствующей педализации и фразировки; симфонических произведений – работать над звукоизвлечением, стараясь сохранить звуковой колорит, тембровые окраски.

Надо шире практиковать эскизное прохождение пьес. Нельзя согласиться с педагогами, которые стремятся к максимальной «сделанности» каждого произведения. Такой подход нужен только к тем пьесам, которые выносятся на концерт. Для того, чтобы увеличить количество прорабатываемого учебно-педагогического материала, целесообразно ряд пьес проходить в эскизном варианте, отводя на их изучение не более двух-трех уроков. Список этих пьес составлять по желанию учащихся.

На уроках, которые предшествуют публичным выступлениям ансамбля (контрольные уроки, классные концерты, концерты и т. п.), должна господствовать концертная атмосфера. Желательно пригласить других учеников своего класса, поднять крышку рояля и постараться настроить исполнителей на празднично приподнятое исполнение. Очень полезно вместе с учениками проанализировать все положительные и отрицательные моменты игры.

Публичное выступление является важным элементом учебно-воспитательной работы. Педагог после концерта обычно получает ответ на многие вопросы: правильно ли подобран по составу ансамбль, верна ли трактовка, какова эмоциональная яркость исполнителей.

 

Литература

 

1.     Баренбойм Л. «Путь к музицированию». Ленинград, Советский композитор, 1983.

2.     Готлиб А. «Основы ансамблевой техники». М., Музыка, 1971.

3.     Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., Классика – XXI, 2003.

4.     Левин И. «Основные принципы игры на фортепиано». М., Музыка, 1978.

5.     Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста». 3-4 классы ДМШ. Киев, Музична Украина, 1989.

6.     Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1967.

7.     Петрушин В. Музыкальная психология, 1997.

8.     Фейнберг С. «Пианизм как искусство». М.: Классика – XXI, 2002.

9.     Шмидт–Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М.: Классика XXI, 2002.

10.                       Юдовина–Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. СПб., Союз художников, 2002.

11.                       Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано, М., 1974.