"День рождения Дедушки Мороза"


Автор: Белоусова Рената Вилевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Учебный материал

"День рождения Дедушки Мороза"

Краткое описание работы: Конспект НОД Образовательная область" Художественно-эстетическое развитие" группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

 

Актуальность

           Основной  формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь решении  музыкально – эстетических  и воспитательно – образовательных задач.

              В ходе   активной  музыкальной деятельности    дети  усваивают необходимые знания,  приобретают навыки  и умения,  обеспечивающие возможности  эмоционально – выразительного  исполнения   песен, музыкально–ритмических движений, простейших мелодий на музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно эстетических качеств личности.

          Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный  кругозор, формируются  творческие способности. 
Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в  воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

 На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого процесса в единстве с воспитанием.

Содержанием музыкальных занятий являются: пение  песен, музицирование, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Использование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.

 

  1. I.                   Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

«    «Художественно – эстетическое развитие»

« «Речевое развитие»

 

 

2.

Вид деятельности детей

Познавательная,  игровая, коммуникативная,  творчество в исполнении

 

  1. II.                Методическая информация

 

1.

Тема образовательной деятельности

 

 

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, в том числе с применением технических средств, создание ситуации выбора, , обсуждение.

 

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

 

 

4.

Возрастная группа:

6-7 лет

 

5.

Цель:

 Формирование устойчивого интереса к любимому герою, музыкальной деятельности, исполнительству

 

6.

Задачи:

 

6.1

Формировать вокально-хоровые умения и навыки.

 

 

6.2

Развивать: интерес к музыкальному  искусству.

Развивать слух, артикуляцию, плавное звуковедение, умение правильного дыхания при пении, чувство ритма, творческие способности, умения самостоятельно действовать, импровизировать.

 

 

6.3

Воспитывать усидчивость, самостоятельность, активность.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции музыкального руководителя, реагировать на музыкальные произведения.

 

 

7.

Планируемые результаты

 

7.1

- Знают конкретные сведения о различных музыкальных терминах, (композитор, пьеса, оркестр)

 

7.2

-Умеют действовать самостоятельно, а также по показу музыкального руководителя

- Умеют самовыражаться в различных видах музыкальной деятельности;

 

7.3

-проявляют эмоциональную отзывчивость в различных видах музыкальной деятельности

 

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

видеопроектор; ноутбук; планшет; музыкальная акустическая портативная  колонка-2шт; ткань; снежинки ; «снежное дерево»; «подарочная коробка»; лазерная указка; музыкальный шар; детские стулья;

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

-Исполнение марша и бега во время утренней зарядки

- Фоновая музыка во время продуктивной деятельности детей

- Просмотр мультфильмов с новогодней тематикой

- Беседа: где живет Дед Мороз, когда у него день рождения.

- Разучивание песни «Дед Мороз»

- Разучивание распевок(мажорные трезвучия) и дыхательных упражнений(надуй воздушный шар);  пальчиковой гимнастики(«Замок-чудак; «Мама»)

 

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

 

I.

Вводная часть

В музыкальный зал входят дети вместе с музыкальным руководителем, встают врассыпную.

2 мин

1.1

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

«Живое»  письмо, в котором Снегурочка просит подарить Деду Морозу музыкальное видео-поздравление.

2 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

Необходимо подготовиться к записи поздравления.

Беседа: «Что может быть в музыкальном видео-поздравлении?»

 

2мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Подготовиться к видео-поздравлению для Деда Мороза   и принять в нем участие.

 

2 мин

II.

Основная часть:

 

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

М   Музыкально-ритмические упражнения: марш, высокий шаг; бег; Песня «Дед Мороз»; понятия- классическая музыка, композитор

 

 

 

 

10 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Слушание музыкального произведения «Дед Мороз» Р.Шуман

Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз»

Упражнение на развитие слуха и голоса «Позови Мороза»

Новое словарное слово –импровизация

Исполнение танца –импровизации

4 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Индивидуальное пропевание упражнения на развитие слуха и голоса «Позови Мороза»

Импровизационные движения в танце. Повтор термина «импровизация»

5 мин

III.

Заключительная часть

 

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Вопросы к детям: Для кого мы записывали поздравление? Что для вас было интересным? Что показалось трудным?

Рефлексия: выбрать нужную снежинку и повесить ее на «снежное» дерево

Сюрпризный момент: подарки от Деда Мороза

3 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы

 

4.1

 

Указывается мероприятие

Участие воспитанников в новогоднем празднике

 

 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. 1.     Вводная часть. Мотивация.

Дети подходят к двери зала. В зале темно, только свет вращающегося зеркального шара создаёт сказочную атмосферу. У дверей лежит несколько снежинок. Из зала слышно,  как воет ветер (фонограмма). Музыкальный руководитель ,  недоумевает, что же случилось, собирая снежинки, открывает дверь. Дети осторожно заходят в зал. Воспитатель включает свет. Музыкальный руководитель торопится прикрыть «отрытое окно», показывая на конверт запорошенный снежинками, который лежит на окне. В  конверте  портрет Снегурочки.

М.Р : Нам пришло , друзья письмо —

Красивое, нарядное. Взгляните на него.

Украшено снежинками (сдувает снежинки) и яркой мишурой,

Ох, только б не растаяло под тёплою рукой.

Надену лучше варежки, (берет варежки) чтобы достать письмо,

От  Снегурочки - холодное оно.

(Берет конверт).

Конверт мы открываем, а в нём – что вижу я?

Лежит письмо волшебное, прочтём его, друзья…

Читает письмо.

При помощи планшета «оживает» письмо.

« Здравствуйте, дорогие ребята, у меня к вам есть просьба, у моего любимого дедушки был  день рождения , ему конечно подарили много подарков, но лучший подарок  для него, это ваши песни и хороводы. Может быть, вы сможете мне помочь и прислать музыкальное видео - поздравление. Он будет так рад, жду с нетерпением. Ваша Снегурочка».

М.Р:  Как вы думаете , мы сможем помочь Снегурочке?

Ответы детей.

М.Р: Что же может быть в нашем музыкальном  видео-поздравлении?

Ответы детей: Песни, танцы….

М.Р:  Верно ! Начнем готовиться.

Ирина Олеговна, вы не могли бы побыть нашим оператором ?

Воспитатель: С удовольствием!

 

2. Основная часть

М.Р:  От заснеженного письма Снегурочки  повеяло холодом, поэтому предлагаю сначала немного разогреться, выполнив упражнения. Встаньте друг за другом и пойдем по кругу.

Музыкально-ритмические упражнения:

  • Вводная ходьба, марш
  • Упражнение «Перешагиваем сугробы» - шаг с высоким подниманием .
  • Упражнение «Зимний ветерок» - легкий бег на носочках.

М.Р : Молодцы, ребята!  Хорошо разогрелись, можно начинать готовить наше поздравление Дедушке Морозу.

 Но вначале ,  я  бы  хотела  рассказать вам  одну интересную  историю про него. Присаживайтесь вот  на эти  стулья.

(Дети рассаживаются)

В древние времена, Дед Мороз был повелителем зимней стужи, ветра и снежных сугробов. Люди верили, что суровые зимы были  делом рук старика с посохом. Сначала его так и представляли ,  как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. (слайды)
Родиной Деда Мороза считается старинный русский город,  Великий Устюг. В этом старинном городе на берегу реки, в сосновом лесу и построил себе большой сказочный терем Дед Мороз.
А как вы думаете, ребята, что делает в этом тереме Дедушка?
Ответы детей.
М.Р :
Правильно, Дед Мороз целый год разбирает в своём тереме почту, ведь со всех уголков России к нему приходит много – много писем от разных ребят. Дедушка отвечает каждому волшебным письмом и подарком, а Снегурочка отправляет всё это по сказочной почте.  И вы, ребята, конечно, можете написать Дедушке Морозу , вам могут помочь в этом ваши родители  или старшие братья и сестры. А вот  много лет тому назад,  в далёкой стране Германии,  в одном старинном городе, жил такой же мальчик,  как и вы, и он также как и вы верил в сказку про Деда Мороза. И звали этого мальчика Роберт Шуман. Маленький Роберт был очень послушным , он старался слушаться родителей и хорошо себя вести, чтобы не огорчать Деда Мороза. Больше всего на свете Роберт любил сочинять музыку. Он мог часами сидеть за роялем и придумывать разные мелодии. Позже, когда он стал взрослым известным композитором, он много своей музыки посвятил детям.
И вот одну пьесу он посвятил не только вам, маленьким слушателям, он посвятил эту пьесу и Дедушке Морозу. Эта пьеса так и называется – «Дед Мороз».
                                                Слушание музыки

                                             

                                       «Дед Мороз» Роберт Шуман
М.Р
: Понравилась вам эта музыка? Какие картины  вы представляли себе?
Ответы детей.
М.Р: Я предлагаю вам еще раз прослушать музыкальное произведение и взглянуть на экран.

Говорит на фоне музыки:

 Сначала музыка тревожная, в ней слышится как Дед Мороз пробирается к нам через густой тёмный лес. Со всех сторон дует сильный ветер, Деду Морозу тяжело идти, путь неблизкий, а подарков надо много нести, никого не обидеть.
Дальше музыка становится светлее, мелодия звучит выше ,  лад меняется на мажор. Это Дедушка Мороз раздаёт подарки. Но Дедушка ещё не всем подарил подарки – его ждут ещё много детей,  а может и лесных жителей, поэтому он снова пускается в путь, музыка снова меняется.

                         

М.Р:  Ну что же , мы с вами узнали интересные факты про Деда Мороза, прослушали музыкальное  произведение  и теперь мы можем приступить к записи нашего поздравления. Предлагаю начать с красивой новогодней песни. Какую бы песню вы хотели исполнить?

 

Ответы детей:

 

М.Р:  Хорошо, но чтобы наша песня звучала красиво, нужно подготовиться к пению. Проходите к фортепиано.

Для начала вспомним про осанку.

                         Упражнение « Сидит дед» М. Ю Картушиной

Дети сидят согнувшись, начинают петь.

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

Наши спинки пряменькие.

Постепенно выпрямляются и садятся ровно.

М.Р : А теперь выполним пальчиковую гимнастику.

 

                              Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз»
В гости Дед Мороз придет-   «шагают»  пальцами по ладони

Всем подарки принесет-   трут ладонью об ладонь

Чтоб подарки посчитать, -  хлопают по коленям

Будем пальцы загибать.

1, 2, 3,4,5,-  массируют каждый палец.

 

                               Упражнение на развитие дыхания

 В  царстве Деда Мороза,  вкусно пахнет свежий морозный воздух. Давайте подышим.

Наращивание фразы. Дети вдыхают носом, поднимая руки – на выдохе опускают и произносят текст.

1раз – «Ах, как вкусно!»

2раз – «Ах, как вкусно пахнет!»

3раз - «Ах, как вкусно пахнет воздух!»

 

                                       Распевание. Мажорные трезвучия.

Ли - ли, ли  -  улетели журавли.

Ло - ло, ло  -  все дорожки замело.

Ля - ля, ля -  побелела вся земля.

Лю - лю, лю   - новый год встречать люблю.

 

Упражнение на развитие слуха и голоса.

 «Позови Мороза»

Де-душ-ка – нисходящее трезвучие с показом рукой;

Де-душ-ка Мо-роз – пение звукоряда сверху вниз;

Повторить то же на восходящих звуках.

 

М.Р: Ну что же , думаю теперь мы с вами можем  исполнить  песню, а чтобы видео получилось красивым и праздничным , предлагаю вам пройти в центр и встать полукругом.

Ирина Олеговна  запишет нас на видео.

 

                                           Исполнение песни Дедушка Мороз»

                                                     «Запись видео»

 Воспитатель: Стоп, видео снято!

М.Р: Ребята, замечательная песня получилась у нас с вами.

А  теперь, давайте с вами поиграем и узнаем,  какие песни любит Дед Мороз.

Пройдите к инструменту, садитесь.

                                   Музыкально-дидактическая игра «Песенки Деда Мороза»

С волшебным  фонариком.

    Педагог дает прослушать произведения или песни, ранее прослушанные на музыкальных занятиях, а дети их угадывают. Для проверки  ответа музыкальный руководитель дает ребенку соответствующую картинку, картинка сверху заклеена.  Чтобы проверить правильность ответа, ребенок подсвечивает картинку с обратной стороны фонариком.

М.Р:  Вы угадали все песни , любимые Дедом Морозом. Но нам нужно продолжить запись нашего видео-поздравления.

Я  предлагаю вам  исполнить танец - импровизацию и тоже подарить его Дедушке Морозу.

Новое словарное слово.

 Импровизация-  умение действовать не по сценарию, без всякого плана и подготовки, называется импровизацией .

Предлагаю дедушке

Танец снежинок подарить,

Ему  будет очень приятно и не так жарко,

Что и говорить,

А сможем мы танец придумать и разучить?

(Ответы детей)

Как могут снежинки танцевать?

Мы попросим наших девочек показать…

Этот снежный вальс приглашает вас –

Берется шелковая ткань .  Ткань держат за края и слегка «колышут». Звучит нежная мелодия.  Каждая девочка по- очереди вбегает в середину и танцует, а мальчики держат ткань,  поднимая и опуская ее, девочки могут им помогать.

Воспитатель: Ребята, наше поздравление готово! Предлагаю отправить его прямо сейчас.

Отправляем письмо в электронном виде. Слайды.

3. Заключительная часть.  Рефлексия:

Анализ: Давайте подведем итог. Чем же мы сегодня занимались? Как вы думаете ,  у нас все получилось? Что для вас было самым интересным? А что самым трудным?

Ответы детей:

М.Р:   Вы здорово потрудились и мне кажется, у все получилось!  Посмотрите, перед вами лежат вот такие снежинки , сделайте свой  выбор , повесьте их на наше зимнее дерево  настроения. Снежинка с улыбкой означает, то,  что вам все понравилось и все получилось, снежинка задумчивая, что,  может что-то давалось сложно,  но вы старались, и грустная снежинка скажет о том, что вам было сложно и   не все получалось. Выбирайте.

Дети выбирают снежинки и вешают их на елочку. Звучит музыка.

Раздается звук входящего видео- звонка.  (вайбер). Включает воспитатель.

Музыкальный руководитель удивлен и принимает звонок. На экране видеозапись .  Дети стоят перед экраном.

 «Здравствуйте, дорогие ребята. Я получил ваше письмо. Мне так понравилось ваше поздравление ,  спасибо большое. За это я решил вас отблагодарить, подарить вам огоньки со своей новогодней елки. Огоньки не простые, а волшебные! Вы возьмите  их в руки , включите  и загадайте желание! Оно должно  исполниться!  Ведь я же волшебник, так что ждите сюрприз. А я буду с нетерпением ждать нашей встречи на новогоднем празднике.  До свидания.»

Раздается стук в дверь, сотрудник детского сада, говорит о том, что была служба доставки подарков. На коробке написан адрес нашего сада  и номер группы. Музыкальный руководитель вместе с детьми раскрывает коробку, в ней «волшебные огоньки». Раздает детям.

 Заключительная часть.

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье,
Споем мы  дружно,

«До свиданья!»

Дети вместе  с воспитателем выходят из зала.