Развитие вокально-технических навыков у детей в ДШИ.


Автор: Хуснутдинова Гульнара Данисовна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Развитие вокально-технических навыков у детей в ДШИ.

Краткое описание работы: Рекомендаци по развитию певческих навыков у детей.

Развитие вокально-технических навыков у детей в ДШИ.

Обучение детей пению предполагает систематическое вокальное воспитание, включающее овладение вокально – техническими навыками.

Работа по развитию вокально – технических навыков представляет собой неотъемлемую часть всей работы с учеником. Овладеть вокальными навыками возможно только при условии систематического вокального воспитания на индивидуальных уроках.

Развитие вокально-технических навыков связано с важным вопросом гигиены и режима голоса. От того, как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима занятий, зависит качество голоса. Направленность работы на создание таких установок - один из главных моментов в организации всего учебного процесса.

В основе обучения пению лежит правильная вокально-техническая культура исполнения.

Под содержанием обучения пению мы понимаем систему основных специфических знаний и навыков - соблюдение правил в пении:

- затактный звук исполняется легко и тихо;

- в музыкальной фразе должна быть одна основная вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;

- звук на конце музыкальной фразы требует сохранения активности пения (даже при diminuendo) до конца его длительности;

- при выдерживании длинной ноты необходимо ощущать и внутренне подчеркивать начало новой доли, заключенной в ней;

- при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки, исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но, не теряя активности;

- чем быстрее темп, тем легче, тише и активнее должен быть звук;

- при движении мелодии вверх или восходящих сначала нижний звук необходимо обличать за счет динамики и атаки звука;

- нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;

- недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);

- при использовании цепного дыхания после его возобновления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;

- нельзя отделять дыханием подлежащие от сказуемого;

- вдох по объему и скорости производить в характере песни и др.
Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.

По данным А.В. Запорожца, А.А. Люблянской, А.В. Петровского, выделяются три основных этапа формирования навыка:

1) аналитический - овладения элементами действия;

2) синтетический - образование целостной структуры действия;

3) автоматизация - закрепление и совершенствование целостной структуры. Разграничение певческих навыков и свойств певческого голоса.
Первые выступают как причина, вторые как следствие.

Основные свойства певческого голоса:

1) звуковысотный диапазон;

2) динамический диапазон на различной высоте голоса;

3) тембр: богатство обертонами, качество вибрато, вокальная позиция, полётность и звонкость, плавность регистровых переходов, ровность на
различных гласных, степень напряженности;

4) качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность;

Основные слуховые навыки:

- слуховое внимание и самоконтроль;

- вокально-слуховые представления певческого звука и способов его
образования.

Навык выразительности достигается за счет:

- мимики, выражение глаз, жестов и движений;

- богатство тембровых красок голоса;

- динамических оттенков, отточенности фразировки;

- чистоты интонации;

- разборчивости и осмысленности дикции;

- темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Формирование вокальных навыков единый педагогический процесс.

1.Опыт творческой деятельности учащегося.

Он призван обеспечить готовность учащихся к самостоятельному поиску
решения новых проблем, предполагает формирование творческого мышления, которое проявляется в любом виде деятельности человека, а также зависит от
способов обучения.

2.Опыт эмоционально-волевых отношений.

Эмоционально-волевая воспитанность человека отражается в
эмоционально-оценочном отношении его к миру, к собственной деятельности.
Вокальное искусство наиболее действенно влияет на развитие эмоциональной
сферы. Положительная направленность в процессе обучению пения является
условием усвоения знаний и навыков.

Работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого
разворачиваются все остальные элементы учебной работы.

К основным вокально-техническим навыкам относятся:

1.Певческое дыхание;

2.Звукообразование;

3.Артикуляция;
          4.Слуховые навыки;

5.Навыки эмоциональной выразительности исполнения.