Чайковский. Биография. 1-я симфония.


Автор: Людмила Викторовна Сорокина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Чайковский. Биография. 1-я симфония.

Краткое описание работы: Конспект Открытого урока по теме для 7 класса ДМШ, ШИ. Повторение материала по биографии композитора, Новая тема - 1-я симф. Использование новых методов в преподавании Муз. Литературы.

Открытый урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса (фортепианного, народного, вокально-хорового отделений) проводит Протасова И. Н.

План урока:

Тема: «Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы»

Цель: «Использование нетрадиционных форм работы, как способа активизации учащихся на уроках музыкальной литературы».

Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний».

Задачи:

Образовательные

  • Формировать основные ЗУН необходимых для изучения музыкальной литературы.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по предмету «Музыкальная литература».
  • Добиться качественного усвоения ранее изученного материала.
  • Проверить музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, терминов, предусмотренных программой.
  • Установить меж предметные связи (сольфеджио - музыкальная литература).

Воспитательные

  • Воспитание мотивации к учению, положительного отношения к знаниям.
  • Воспитание самостоятельности в поиске ответов на поставленные вопросы.
  • Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность в творческой деятельности: увлечённости, познавательного интереса, способности к самооценке и оценке результата хода деятельности.

Развивающие

  • Формирование в детях психологического раскрепощения и коммуникабельности.
  • Развитие музыкального кругозора, мышления, познавательных умений, творческой активности.
  • Формирование способности переносить знания в новую ситуацию, применять ранее полученные знания на практике.

Методы работы:

  • Импровизационно-вариативный
  • Сценарно-игровой
  • Информационно-рецептивный
  • Проблемный
  • Накопление знаний
  • Самоконтроль
  • Поисковый
  • Стимулирование
  • Создание ситуации успеха

Формы работы:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Коллективно- индивидуальная мыслительная деятельность
  • Игровые технологии

Ход урока:

  1. Приветствие. Объяснение учащимся хода сегодняшнего урока.
  2. Задание №1 «Музыкальная разминка»
  3. Задание №2 «Мозговой штурм»
  4. Задание №3 «Путаница»
  5. Задание №4 «Письмо от Незнайки»
  6. Задание №5 «Музыкальные инструменты»
  7. Задание №6 «Немного сольфеджио»
  8. Задание №7 «Музыкальные головоломки»
  9. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Здравствуйте ребята, мы начинаем наш урок. Урок у нас сегодня необычный. На доске вы видите 7 нот, а это значит, что вам необходимо будет выполнить 7 заданий. Все эти задания, по пройденному материалу, поэтому вы должны продемонстрировать нашим гостям свои знания. А работать вы сегодня будете в парах.

Итак, нота №1 Задание здесь называется «Музыкальная разминка». Раз уж, ребята, задания у нас зашифрованы в нотах, давайте вспомним названия нот.

Звукоряд от «до» до «до», впереди всех нота ……..

А за нею на горе машет ручкой нота………….

Третья нота из семи, безусловно, нота…………….

Нарисована графа, ну а в ней есть нота………….

В огороде есть фасоль, здесь же в нотах только…………

Быстро пальцем шевеля, проиграла ноту……………

У ребят у всех спроси, как закончить гамму? ............

Молодцы, ребята, все ноты вспомнили. А теперь задание. Каждая команда получает ноту. Вам нужно придумать как можно больше нот со своей нотой. Чья команда придумает слов больше, та и победит.

Нота №2 Задание здесь называется «Мозговой штурм».

Я читаю вам вопросы, вы поднимаете руку, и даёте правильный ответ.

  • Как называется ансамбль из трёх человек?
  • Каким ключом дверь не откроешь?
  • Какую ноту кладут в суп?
  • Каким инструментом владеет каждый человек?
  • Он похож на погремушку, только это не игрушка?
  • А какими нотами можно измерить пространство? (миля)
  • Начало моё - нота, потом краса оленья, а в целом это место-оживлённое движенье? (дорога)
  • Начало-голос птицы, конец на дне пруда, а целое в музее найдёшь ты без труда? (картина)
  • Первый слог мой - нота, и второй слог тоже, вместе оба слога, на бобы похожи? (фасоль)
  • В оркестре узнают нас по раскату меди, не обойтись без нас и на обеде? (тарелки)
  • Успех мне в группе медных обеспечен, нужна я в тех домах, где топят печи.

Какая команда ответила на большее количество вопросов? Та и получает балл.

Нота №3 Задание здесь называется «Путаница».

Я раздаю вам карточки с Итальянскими терминами, а вы соединяете их с правильными ответами. (Это задание по теме: «Средства музыкальной выразительности»). Чья команда это сделает правильно и без ошибок, та и победит.

Нота №4 Задание здесь называется «Письмо от Незнайки».

Это задание также по теме: «Средства музыкальной выразительности». Сейчас мы с вами послушаем произведение «Тройка». Я раздам вам письмо от нерадивого Незнайки, он также делал анализ этого произведения, а ваша задача найти и исправить все его ошибки. А письмо здесь такое:

«Привет ребята! Сегодня я попробовал разобрать произведение Валерия Гаврилина, которое называется «Двойка». Исполняется это произведение очень-очень медленно, ведь темп здесь обозначен как Moderato. Почти вся пьеса звучит в низком регистре, надеюсь, что вы со мной согласитесь. Что касается ритма, то он ровный, пунктирного или синкопированного ритма я тут не наблюдаю. Зато есть ритмический рисунок в верхнем голосе, который всё время повторяется, он называется остинато, в этом уж я точно уверен. Над некоторыми нотами в мелодии стоят акценты, их я знаю, такие ноты ни в коем случае нельзя выделять. А кстати, где здесь мелодия, в нижнем или верхнем голосе? Лад здесь конечно звучит мажорный. А вот с динамическими оттенками я не совсем разобрался. Стоит здесь какой-то значок «PP», а что он означает, не могу объяснить. Сделайте это сами. Ну а в целом пьеса ничего - так, таинственная, загадочная, даже немного фантастическая. Я такие люблю! Жаль только, что исполняется она на фортепиано, я больше оркестр люблю! Ну, вот вроде и всё. А теперь вы попробуйте.

Нота №5 Задание здесь называется «Музыкальные инструменты».

Мы с вами изучали музыкальные инструменты в течение нескольких уроков. Я надеюсь, что вы их очень хорошо помните. Ваше задание: за одну минуту нужно вспомнить как можно больше инструментов. Далее вы их по очереди называете. Команда, которая не вспомнит музыкальный инструмент-выбывает из конкурса. Желаю удачи!

Второй этап конкурса: подписать название инструментов.

Третий этап конкурса: вы знаете, что музыкальные инструменты в симфоническом оркестре распределяются по группам:

  • Струнно-смычковые
  • Деревянно-духовые
  • Медно-духовые
  • Ударные

Ваше задание: обозначить эти группы оркестра разноцветными карандашами.

Следующая нотка№6. Она называется «Немного сольфеджио».

В этом задании я предлагаю вам отрывки пьес из «Детского альбома».

Ребята, а кто написал этот цикл?

А для какого инструмента написан этот альбом?

А кому посвятил его Пётр Ильич?

Сколько пьес в «Детском альбоме»?

Молодцы ребята!

Я предлагаю вам «пропеть-просольфеджировать» отрывки из этих пьес, и, конечно же, вспомнить их названия.

Последняя нота №7 Задание здесь называется: «Музыкальные головоломки».

Я предлагаю вам из букв, собрать правильные ответы на мои вопросы. Вопросы эти по теме: «Музыка и слово в фольклоре».

Зашифрованные слова: колядки, веснянки, былины. Молодцы ребята! Со всеми заданиями вы справились хорошо. Наш урок окончен. Спасибо.