ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.


Автор: Герасимова Маргарита Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Презентации

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Краткое описание работы: Проект разработан музыкальным руководителем Герасимовой М.Н. на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 272» с фотографиями

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                                                    Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

 

Проект разработан музыкальным руководителем Герасимовой  М.Н. на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 272»

 

 

Вся жизнь ребенка связана с игрой. Включение игр в музыкальные занятия с дошкольниками способно придать про

Вся жизнь ребенка связана с игрой. Включение игр в музыкальные занятия с дошкольниками способно придать процессу обучения увлекательную, интересную и занимательную  форму.

 

Актуальность.

Великие педагоги, такие как Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников.  

 Под влиянием музыкальных игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно - развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

 Разные виды музыкальных игр по-своему воздействуют на познавательно-речевое развитие дошкольников.

Особое значение имеют музыкально - дидактические игры, помогающие развить ритмическую, тембровую стороны речи, выразительность, память, внимание. 

 

Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития памяти, внимания, воображения.

Игры-эксперименты дают детям возможность научиться видеть проблему, решать её.

Все виды музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, расширению и активизации словарного запаса, усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи.

А музыкальные игровые технологии К. Орфа позволяют решать проблемы развития речи дошкольников в комплексном подходе.

Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно- речевом развитии детей дошкольного возраста.

Поэтому нужно учить детей играть.

Осознавая важность данной проблемы, я разработала и реализовала проект

«Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

 

Вид проекта:

Познавательно - игровой.

Тип проекта:

Долгосрочный

 Участниками проекта являются дети, педагоги, родители

 

Цель проекта.

Создание оптимальных условий для формирования навыков музыкально-игровой деятельности, способствующих познавательно - речевому развитию     дошкольников.

Данный подход к обозначенной проблеме способствует реализации следующих функций музыкально-игровой деятельности:

 познавательной;

 коммуникативной;

 креативной;

 эстетической.

Музыкальные игры в музыкальной деятельности дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.

 

Задачи:

Сформировать интерес детей к музыкальной игре как способу познания и общения. Обогащать музыкально-игровой опыт дошкольников для развития     познавательной активности в самостоятельной деятельности.

Развивать коммуникативные качества детей, творческие способности в процессе овладения игровыми умениями и навыками.

Развивать способность эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки.

Развивать музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический).

Систематизировать знания педагогов по организации музыкально-игровой деятельности,

повысить их педагогическую компетентность.

Разработать и внедрить систему взаимодействия с родителями и социальным окружением по познавательно-речевому развитию.

Создать предметно – развивающую музыкальную среду, способствующую познавательно-речевому развитию дошкольников, в соответствии с ФГОС.

I этап. Подготовительный

Выявление актуальности темы и интереса к ней, изучение материала (литература, иллюстрации, музыка и т.д.)

 

П этап. Основной

Педагог вместе с детьми и родителями принимают задачи проекта, осознают и воспринимают проблему. Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное для того, чтобы детям в игре было легко и комфортно.

 

Ш этап.  Проживание

 

 Педагог планирует свою деятельность, организовывает её путем экспериментирования, дает возможность детям применять свои знания в работе над воплощением музыкального художественного образа посредством движений.

Педагог вдумчиво и проникновенно готовится к работе над любой игрой, тщательно изучает предлагаемый музыкальный материал, детально прорабатывает его структуру, образы, что помогает активизировать творческий процесс у детей в игре.

Педагог подбадривает, воодушевляет, благодарит детей.

 

V этап. Заключительный

 

Выставка картотек, музыкально -дидактических игр, пособий.

Оформление методических рекомендаций.

Организация предметно-развивающей музыкальной среды в соответствии с ФГОС.

Фотоотчет о реализации проекта.

 Презентация музыкальных игр.

Игра дает возможность выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психического развития ребенка.

Презентация музыкальной игры может осуществляться как в процессе развлечений, досугов, в самостоятельной деятельности, так и в диагностических срезах. На основании этих срезов целесообразна постановка новой проблемы в перспективе работы.

 

V этап. Заключительный

 

Выставка картотек, музыкально - дидактических игр, пособий.

Оформление методических рекомендаций.

Организация предметно-развивающей музыкальной среды в соответствии с ФГОС.

Фотоотчет о реализации проекта.

 Презентация музыкальных игр.

Игра дает возможность выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психического развития ребенка.

Презентация музыкальной игры может осуществляться как в процессе развлечений, досугов, в самостоятельной деятельности, так и в диагностических срезах. На основании этих срезов целесообразна постановка новой проблемы в перспективе работы.

 

Учитывая опыт, который я накопила за время работы, я смогла проследить, как изменилась музыкально-дидактическая игра,

 а вместе с ней изменились требования к формам и методам проведения игр в музыкальной деятельности.

В начале своей трудовой деятельности я использовала игры по рекомендованной бошурре Ю.Г. Беккер. Они имели узкую специфику и были направлены на определенный вид деятельности: «Лесенка»

«Музыкальное лото» «музыкальный мешочек» -самая универсальная дидактическая игра, которая использовалась во всех видах деятельности.

 

 

Потом были изданы «Музыкально дидактические игры» Н.Г.Кононова, «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л.Н.Комисарова. «Детские забавы» Е.Г. Макшанцева , 100 мухзыкальных игр для развития дошкольников Г. Анисимова и др.

Предлагаемая литература значительно расширила ассортимент музыкально дидактических игр, и все эти игры предполагали использование в определенном виде деятельности.

 

Из журналов «Дошкольное воспитание» познакомилась с системой работы   К. Орфа, которая предлагает новые подходы к развитию музыкально -ритмических способностей детей с использованием инструментов из бросового материала – это …

шумелки, колотушки, палочки, шуршалочки, колокольчики и другие

 

В связи с изменениями в дошкольной педагогике появилось много новой литературы, технологий и интерактивных программ по данной теме.

Теперь при наличии новых игр форма, проведения стала свободной.

Направлено на творчество музыкального руководителя.

Учитывая большое разнообразие игр есть возможность использовать их больше и шире. Эти игры предлагаю воспитателям для проведения их в свободное от занятий время.

 Параллельно осуществляю работу с родителями.

С целью реализации приоритетного направления провожу семинары по теме

«Вместе весело живем — мы играем и поем» (семинар-практикум для родителей.

 «Я играю-мы играем» - семинар практикум для музыкальных руководителей,

«ИГРО – ШОУ» – для детей,

 «Мастер КЛАССЫ» – для педагогов и родителей. «Домашний оркестр» (консультация для родителей).

Практические занятия с родителями и воспитателями - которые помогают знакомить с разнообразием музыкально дидактических игр и их значением. На практике научиться изготавливать музыкальные инструменты, игрушки из бросового - подручного материала и обыгрывать их с детьми.

  «Вместе весело живем — мы играем и поем» (семинар-практикум для родителей)

  РАБОТА С ВЫСТАВКОЙ (консультация для родителей

   Знакомство с правилами игр для совместной деятельности с детьми. «Домашний оркестр»

         ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШЛЯПА»

Мастер класс для коллег «РИТМ ЖИВЕТ ПО ВСЮДУ»

  РАБОТА музыкальных руководителей НА ВЫСТАВКЕ

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВУКОВ.

Совместное изготовление музыкально дидактических игр для группы,

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ- ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ШУМЕЛОК»

Ребята участвуют в изготовлении простейших инструментов

 Посещая семинары Семенихиной М.Л. преподавателя педагогического колледжа познакомилась с новыми видами игр

пальчиковые, мелодизированные- речевые игры

 коммуникативные

- которые несут в себе несколько функций:

образовательные

воспитательные

коррекционные

 развивающие

оздоровительные

Эти игры очень помогают

  в проведении занятий…

Мой опыт по музыкальной игре обобщен в пособии

«Роль музыкальной игры в коррекции речи и нормализации моторной сферы детей дошкольного возраста».

Разработаны методические рекомендации

Оформлены картотеки музыкальных игр