Конспект открытого урока в 1 классе народного отделения по предмету "Беседы о музыке"на тему "Сказка в музыке"


Автор: Ямалетдинова Эльвира Раулевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Конспект открытого урока в 1 классе народного отделения по предмету "Беседы о музыке"на тему "Сказка в музыке"

Краткое описание работы: Конспект открытого урока в 1 классе народного отделения по предмету "Беседы о музыке"на тему "Сказка в музыке"

 

 

Цель урока: Формирование способности анализировать форму, сторения прослушанных музыкальных произведений

Задачи урока:

  • побуждать детей к поиску выразительных средств музыки;
  • развивать творческие способности, умения анализировать музыкальные образы героев сказки;
  • воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

Дидактические и наглядные материалы, технические средства: компьютер,  телевизор, доска, аудио-видео записи, иллюстрации в формате JPG, детские шумовые инструменты.

Конспект урока:

 

1.-Вы любите сказки? (ответы детей). В детстве нам рассказывает сказки на ночь мама или бабушка, в детском садике их читает воспитательница… Мы все любим сказки за то, что в них всегда происходят чудеса, приключения, волшебство.

-Но знаете, ребята, что музыка тоже может рассказывать сказки? Она умеет рассказывать сказки не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях.

Я: Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

 

 

-Узнали, о какой сказке пойдет речь? (Пушкин, Н. А. Римский –Корсаков сочинил к ней музыку. так появилась опера «Сказка о царе Салтане»),

к которому приплывали купцы и рассказывали о заморских чудесах..

 

-Сейчас мы послушаем отрывок « Три чуда».

Чудо первое. Отгадайте какое.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра- чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

 

второе чудо, отгадайте какое?

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

 

Чудо третье. И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз? Правильно, о третьем чуде.

Говорят царевна есть,

        Что не можно глаз отвесть.

         Днем свет божий затмевает,

   Ночью землю освещает-

      Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

  Сладку речь то говорит,

  Будто реченька журчит.

 

А теперь послушаем и узнаем этих персонажей сказки.

Прослушивание фрагмента «Три чуда».

Тема белочки.

Какая музыка по характеру? (ответы детей) Да, музыка легкая, танцевальная. Что делает белочка в музыке? Белочка не только грызет орешки, но и танцует и поет. А какую песенку поет белочка? (ответы детей)

 

Тема богатырей.

А о каком втором чуде идет речь? Какой характер музыки этого чуда? Песенный, танцевальный или маршевый? Да музыка храбрая, смелая, отважная, решительная, богатыри торжественно маршируют. Какие инструменты исполняют богатырскую тему?  Медные духовые инструменты помогают создать богатырский характер.

 

Тема царевны Лебедь.

Какова музыка по характеру? Музыка нежная, красивая, ласковая. Мы можем сказать, что эта музыка маршевая? (нет) Танцевальная? (нет) Песенная? (да). Эта мелодия как бы «выплывает».

 

2. -Вот скажите, пожалуйста, знаете ли вы, кто такие гномы? (ответы)

- Да, гномы это фантастические существа, некрасивые или уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатство - клады с сокровищами, которые прячут под землей.

Например, старый карлик Черномор. Вы знаете, из какой он сказки? злой колдун, сила которого была в бороде, украл Людмилу. Заточил ее в своё темное царство.

Как вы думате, какую музыку мы сейчас услышим?

Слушание «Марш Черномора»

1 вариант – в фортепианном исполнении педагога, 2 вариант – в оркестровом звучании в записи.

Анализ: Какое исполнение вам понравилось больше? Почему? Какие инструменты изображают Черномора?

 Смена характера музыки во второй части. Она контрастна с музыкой 1-й части. Музыка звучит светло, волшебно, колокольчики придают «волшебность» музыке, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими богатствами, драгоценностями, рассматривают их. Музыка начинает искриться и сверкать, как сокровища под лучами солнца, заглянувшего в пещеру.

 

Творческое задание на уроке: оркестровать марш Черномора шумовыми инструментами, которые есть в классе)

Заканчивая наш урок, я хочу вспомнить слова, которыми обычно заканчиваются любимые сказки: «Вот и сказки конец, а кто слушал-молодец!»