ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСКУССТВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Никитина Ирэна Владиславна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСКУССТВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Краткое описание работы: использование компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе

ПРИМЕНЕНИЕ  КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИСКУССТВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

      Что для уного поколения в данное время интересно и современно? Конечно прежде всего, информационно-компьютерные технологии. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей и подростков.    Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.

     Использование компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

     Но, следует заметить, что компьютер не должен быть использован только в качестве электронной доски для написания темы и тезисов урока с необходимыми графиками-иллюстрациями, а как инструмент для интерактивного образовательного действа, задача которого – не информирование, а освоение и присвоение знаний учениками, а цель – самостоятельность мышления и творчество ученика. Выполнение этого требования предусматривает, прежде всего, знание преподавателем хотя бы простейших компьютерных программ. Разумеется, это требует постоянного обучения и самообучения учителя.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

Программы для пения караоке

Обучающие программы

Музыкальные проигрыватели

Музыкальные конструкторы

Музыкальные энциклопедии

Используемые программы подразделяются на:

информативные – энциклопедии (классической музыки,  популярной музыки,  шансона, джаза,  музыкальных инструментов,  театра,  балета и др.)

тематические – обучающе-развивающие (данные программы с помощью анимации, трехмерной графики знакомят с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов)

образовательно-игровые – “Учись рисуя”, “Клиффорд. Угадай мелодию”, “Музыкальный класс” и др. (направлены на обучение музыке в игровой форме)

фонотека – программа содержит записи музыкальных произведений, подборки по странам, композиторам, жанрам;

фонограммы -  включает фонограммы «минусовки» песен,  разучиваемых учащимися.

      Чтобы сделать уроки музыки интересными и привлекательными для учащихся, необходимо учитывать и несколько позиций:  межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, возрастные особенности школьников, культурный уровень учащихся, а также совершенное владение предметом и компьютерными технологиями самого учителя.

     Следует задать вопрос: что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки?

1.  Компьютер на урок музыки расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы.

2.  Благодаря применению компьютерных программ стало возможно использование таких форм проведения занятий как урок-экскурсия на тему “Музыкальный Петергоф”, урок-концерт, урок-игра и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала.

3.  Использование “минусовки” и  “караоке”, позволяет значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником.

4.  Наряду с усвоением программы курса “Музыка” ученики приобретают навыки владения компьютером, особенно при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе, что заставляет преподавателя постоянно совершенствовать свои знания и умения.

     Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию. На каком этапе урока это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д.

    Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения - это не сделает ни один компьютер. Главная  роль в учебно-воспитательном процессе всегда остается за учителем.