"О некоторых оздоровительных эффектах музыкотерапии"


Автор: Шрша Ризиля Фенисовна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"О некоторых оздоровительных эффектах музыкотерапии"

Краткое описание работы: Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, при этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на нас. Ошибочно считать, что музыка предназначена только для развлечения.

"О некоторых оздоровительных эффектах музыкотерапии"

Статья выполнена студенткой 4 курса Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева,  Факультета художественного и музыкального образования. Шрша Ризиля Фенисовна .

 

ВВЕДЕНИЕ

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.»

Сухомлинский В.

 

Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, при этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на нас. Ошибочно считать, что музыка предназначена только для развлечения.

     

Учёными давно доказано, что влияние классической музыки на человека не миф, а вполне обоснованный факт. На сегодняшний день существует множество методик лечения, основанных на музыкотерапии. Специалисты, изучающие влияние классической музыки на человека пришли к выводу, что прослушивание классических произведений способствует скорейшему выздоровлению больных.

 

История возникновения музыкотерапи

Первые ростки науки музыкальной психологии мы находим в работах античных философов. Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях — не только в пении, танце и игре на

музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек мог

войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого — жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в

оркестре, отведена своя роль. Одним из самых известных подвигов Пифагора

на музыкальном поприще является усмирение им некоего разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом своей неверной возлюбленной. Он

приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в спондеистском ладу, чем и успокоил клокотавшую страсть страдальцаПо мнению другого греческого философа — Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких

ладах и в каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки.

У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов.

 

Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. Когда Платон предлагал своим пациентам лекарства, надо было обязательно слушать магические песни — считалось, что иначе лекарство действовать не будет.

Постепенно накапливались научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющей на человека. Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и иных культовых действий. Достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо – ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. Ярким примером этому может служить шаманская практика, известная у разных народов мира. Специально подобранные ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания, как самого шамана, так и зрителей-участников.

Собственно же научная музыкальная психология берет свое начало в труде немецкого естествоиспыта­теля Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки». Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, со­гласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия.

 

Направления музыкальной психологии

Психология музыкально-исполнительской деятель­ности изучает и дает рекомендации в области адекват­ной передачи композиторского замысла в конкретном воплощении инструменталиста, дирижера, вокалиста.

Психология музыкально-творческой деятельности изучает не только законы собственно композиторской деятельности, но и то, как они проявляются и в области восприятия музыки, и в области ее исполнения. Большой проблемой для нынешней музыкальной педагогики является вопрос о раннем различении и развитии музыкальных способностей. Диагностика их в настоящее время в основном идет по линии провер­ки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма. Важным разделом музыкальной психологии явля­ется психология музыкального обучения и воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии тесно связана с музыкальной педагогикой, которая, исходя из реко­мендации психологии, находит наиболее точные ме­тоды работы с учеником. Использование музыки в оздоровительных целях изучает музыкальная психотерапия, которая предла­гает для этого музыку для слушания, исполнения и творчества. В нашей стране эта область музыкальной психологии почти не исследована, ибо требует от ис­следователя серьезных знаний как в области медицины, так и в области музыки.

Антонио Менегетти (Италия), основоположник онтопсихологической музыкотерапии, указывает на необходимость посредством воздействия музыки на организм человека, пробуждения его глубинного источника существования («ин–сё»). Подавляя «ин–сё» – «солнце» своего организма, человек подавляет и блокирует энергию «ци», что является причиной психосоматической патоло- гии. Цель музыкотерапии в онтопсихологии – позволить энергетическим и смысловым «послани- ям» «ин–се» доходить до сознания и тела человека, тем самым, наполняя его радостью бытия [20].

На характер восприятия музыки влияют личностные и объективные, музыкально–динамические факторы. К личностным относятся жизненный, двигательный, речевой опыт, музыкальность, психофизическое состояние и адекватность слушателя. К музыкально–динамическим факторам относятся темп, ритм, тональность, громкость и тембровые характеристики исполняемо- го музыкального произведения. У слушателя на основании опыта восприятия музыки формируются аксиологическая (ценностная) и опознавательная установки, что определяет отношение к музы кальному произведению [21, 22].

Музыка способна создавать ассоциации представлений и образов. «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? – писал Дебюсси. – Шум моря, изгиб какой–то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки» [23]. Г.А. Орлов пишет: «... многообразные ассоциации, принадлежащие к разным родам ощущений, непрерывно возбуждаются в процессе восприятия музыки. Они–то и являются первичным чувственным материалом для построения художественного образа в музыке как образа объективной действительности» [24]. Выбор темпа и тональности музыки соответствуют цветовому восприятию по результатам теста Люшера – эффект Скрябина. Прослушивание адекватных музыкальных произведений может вызывать появление ярких спонтанных зрительных образов – эффект Чюрлениса [25].

Классическая сонатная форма построения музыкального произведения в ее развитии соответствует модели разрешения внутриличностного конфликта [26]. Музыкотерапия ориентирована на приобщение человека к внутреннему опыту гармонии собственного тела и души. Тело как воплощение духа являет возможность реализации духовного процесса. Музыкотерапия по В. Райху способствует истинному эротизму и гармонии тела – основы здоровья [27]. Классическая религиозная музыка как молитва располагает катарсису. Известный швейцарский богослов Ганс Кюнг указывает на трансцендентный характер музыки Моцарта, в которой воплощена одухотворенная гармония мироздания [28]. Композиции в стиле «Нью Эйдж» сочетают звуки музыкальных инструментов со звуками природы. К представителям этого направления в музыке можно отнести композиторов Китаро, Мэдвина Гудалла, Майкла Хоупа и др.

Доказана эффективность использования музыки в терапии больных неврозами. Отмечено, что в депрессивном состоянии больные не воспринимают веселую музыку, которая часто углубляет

18

 

депрессию, актуализируя переживания. Музыкальному контакту с такими больными способствует спокойная минорная музыка [29]. Музыкальные произведения, отражая то или иное эмоциональное состояние человека, могут быть соответствующим образом соотнесены с определенными эмо- циональными состояниями и шкалами теста Миннесотского многофакторного опросника (ММPI). Каждая шкала MMPI раскрывает определенную существенную черту в личности человека в вер- бальных понятиях, которые имеют свое значение и на языке невербальной коммуникации, т. е. музыки [30, 31].

Музыкальные терапевтические программы успешно применяются с целью психологической коррекции у детей с задержкой психического развития [32, 33]. Групповая музыкотерапия эффективно используется как стимулятор развития эмоциональной сферы и средство повышения коммуникации в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [34]. Исследования C.L. Edgerton и D. Aldridge подтвердили, что импровизационная терапия музыкой может улучшить коммуникативное поведение детей с аутизмом [35]. М. Boso исследовал воздействие диалоговой музыкотерапии на поведение подростков с выраженным аутизмом и пришёл к заключению, что сессии активной музыкотерапии помогли уменьшить проявления у них аутистических черт [36]. А. Woodward отметил, что музыкотерапия все чаще используется как часть интервенционных про- грамм для детей с аутизмом и их родителей, поскольку стимулирует раннее эмоциональное взаимодействие между матерью и ребенком, что в дальнейшем ведёт к нормальному развитию соци- альных навыков у детей с аутизмом [37].

Включение музыкотерапии в комплекс лечения больных кардиологического профиля повышает эффективность терапии, в том числе по результатам катамнестического обследования. Для определения эффективности музыкотерапии Евдокимова И.А. предлагает использовать следующие психодиагностические методы: опросник Mini–Mult с целью мониторинга уровня тревоги и депрессии, шкалу астенического состояния (ШАС), шкалу самооценки по 5 категориям: общее само- чувствие, общее настроение, сон, активность и степень общительности [38]. Опубликованы дан- ные об использовании клинической музыкотерапии у больных с острым нарушением мозгового кровообращения [39]. Музыкотерапия является эффективным средством реабилитации больных [40].

Музыка прекрасно сочетается с другими психотерапевтическими методами, потенцируя их эффективность, например с гипнотерапией, аутогенной тренировкой, медитацией, телесно– ориентированной терапией и методами релаксации. В арттерапии посредством синтеза музыки и рисунка, музыки и танца музыкальные образы становятся зримыми и выступают средством проек- ции и разрешения внутренних проблем [41]. Сочетание аутогенной тренировки со специально по- добранным музыкальным фоном позволяет ритмизировать текст, создать соответствующее цели тренинга эмоциональное настроение и включить музыку в формулу самовнушения [42]. Музыкальное сопровождение занятий физическими упражнениями на фоне позитивных эмоций задает соответствующие темп и ритм выполнения упражнений, дозирует физическую нагрузку [43].

Важной задачей музыкотерапии является объективизация диагностических и лечебных методов в интерпретации полученных результатов, для оценки эффективности и подбора музыкально–терапевтических программ В.М. Успенский предлагает использовать информационный анализ электрокардиосигналов [44].

Несмотря на различие подходов в направлениях, методах музыкотерапии, объяснении, интерпритации эффектов воздействия музыки на человека, несомненным является возрастающий интерес к этой области психотерапии, что требует дальнейшего изучения.

 

 

 

Влияние классической музыки

       Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы.  Вот лишь некоторые наблюдения. Учёные из Самарканда пришли к  выводу, что звуки флейты-пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая  мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.

 Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбриональном состоянии.

Пение весёлых песен помогает при  сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка (музыка религиозных культов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

Исследования центра под руководством профессора Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал  «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер, о  положительном влиянии музыки  Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» к студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится.  Этот музыкальный феномен, до конца  ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

 Древний мыслитель говорил: «слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться».  

    Очень точно о назначении музыки сказал П. И. Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».

     Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь лётчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нём случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.

       Пение в хоре, игра на музыкальных инструментах развивает в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.

   Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.

     Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

     Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся,   как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования.

Музыкальные инструменты и их влияние на организм

Начиная разговор о музыкальных инструментах, нужно отметить, что речь идет об исполнении на них  классической музыки.

Пианино или рояль. Люди, которые любят и умеют играть на этих инструментах, отличаются устойчивой психикой. Установлено, что клавишные инструменты способны положительно влиять на работу почек, щитовидной железы и мочеполовой системы.

 Виолончель, скрипка, арфа (струнные инструменты). При звуках этих инструментов стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы, и нормализуется давление.

 Труба, контрабас, флейта. Люди, которые играют на духовых инструментах, отличаются тем, что редко болеют заболеваниями бронхо-легочной системы. Кроме того, кровеносные сосуды организма не засоряются холестериновыми бляшками и пребывают в тонусе.

Барабаны, тарелки, ксилофон. Оказывают благотворное воздействие на работу сердца, сосудов, печени и почек.

 

Лечебный эффект от музыки

 При головной боли:

  • «Весенняя песня» Мендельсон
  • «Юморески» Дворжака
  • «Венгерская рапсодия» Листа
  • «Фиделио» Бетховена
  • «Колыбельная» Брамса
  • «Аве Мария» Шуберта
  •   Вальсы Штрауса

Улучшает сон, действует успокоительно:

  • Сюита Грига «Пер Гюнт»
  • «Мелодия» Глюка
  • «Грёзы» Шумана
  • Прелюдии Шопена

Рубцуется язва:

  • «Вальс цветов» Чайковского

Нормализует сердечную деятельность и кровяное давление:

  • «Свадебный марш» Мендельсона

При онкологических заболеваниях:

  • Моцарт
  • Гендель
  • Бах
  • Рахманинов

Для поднятия общего жизненного тонуса:

  • «Шестая симфония» (3ч.) Чайковского
  • Увертюра «Эгмонд» Бетховен
  • «Прелюдия 1» (опус 28) Шопен
  • «Венгерская рапсодия №2» Лист

Музыка в стиле барокко:

  • Улучшает память, запоминание новых и иностранных слов, стихов. Она успокаивает, мобилизует механизмы памяти. Может скрыть или даже нейтрализовать звуки бормашины.

 

Заключение

Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:

 1)музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;

 2)музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;

 3)терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён  и нашли научное подтверждение в наше время.

 

   Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.

 

Используемая литература:

1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.

2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.

3.Лобанова Е.А. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»(Образование в  современной школе. 2005г. №9).

4.Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)

5.Фролова Т.А. «Влияние музыки на здоровье человека» (Музыка в школе 2008г., №1)