Любимая тональность Ф.Й. Гайдна


Автор: Мишина Инна Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Любимая тональность Ф.Й. Гайдна

Краткое описание работы: Тщательный анализ произведений Ф.Й. Гайдна с целью обобщения тонального плана.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.

1.1  Тональность…………………………………………………………………...4

Глава 2.

2.1 Симфоническое творчество Ф.Й. Гайдна…………………………………..5

2.2 Симфонии Ф.Й. Гайдна……………………………………………………….6

2.3 Сонаты Ф.Й. Гайдна………………………………………………………….11

2.4 Оратория «Сотворение мира»……………………………………………….14

2.5 Оратория «Времена года»…………………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литрературы……………………………………………………………..18

 

 

Глава 1.

1.1  Тональность

Я решила в нескольких источника посмотреть, что же такое тональность. Вот что мне удалось найти:

  1. Тональность – это лад с определённой тоникой, имеющий свои постоянные знаки альтерации. (1.  Л. Красинская, В. Уткин «Элементарная теория музыки», издательство Музыка, Москва 1965 г., 117 стр.)
  2. Тональность – это расположение тонов и/или аккордов музыкального произведения в иерархии воспринимаемых отношений, устойчивости, притяжения и направленности.
  3. Тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда.[3]
  4. Тональность - это высота положения лада.[4]

Многие люди с абсолютным слухом ассоциируют тональности с цветом.

Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов

Тональность

А.Н.Скрябин

Н.А.Римский-Корсаков

Б.В.Асафьев

До мажор

красный

белый

 

Соль мажор

оранжево-розовый

светлый, откровенный; коричневато-золотистый

изумруд газонов после весеннего дождя или грозы

Ре мажор

желтый, яркий

дневной, желтоватый, царственный, властный

солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)

Ля мажор

зеленый

ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости

скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору

Ми мажор

сине-белесоватый

синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный

ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное

Си мажор

сине-белесоватый

мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч

 

Фа-диез мажор

сине-яркий

серовато-зеленоватый

кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)

Ре-бемоль мажор

фиолетовый

темноватый, теплый

красное зарево

Ля-бемоль мажор

пурпурно-фиолетовый

характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый

цвет вишни, если ее разломать

Ми-бемоль мажор

стальной цвет с металлическим блеском

темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов")

ощущение синевы неба, даже лазури

Си-бемоль мажор

стальной цвет с металлическим блеском

несколько темный, сильный

ощущение цвета слоновой кости

Фа мажор

красный

ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ф.Й. Гайдн и его творчество

Франц Йозеф Гайдн - один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений в самых разных жанрах. Это 104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы - от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.

2.1 Симфоническое творчество Ф.Й. Гайдна

Симфонии в музыкальном наследии Гайдна занимают одно из главных мест. К этому жанру композитор обращался на протяжении всей своей творческой жизни, являясь одним из создателей классической симфонии. За период с 1759-го по 1795 год Гайдн написал свыше ста симфоний.

Гайдн постепенно формирует тип сонатно-симфонического цикла, который принято называть классическим. Он включает четыре части, объединенные одной тональностью (эта норма обязательна для крайних частей). Части цикла обычно контрастируют друг с другом (чаще всего, по темпу). Первая часть представляет собой сонатную форму (экспозиция, разработка, реприза) с возможным добавлением вступления и коды; вторая часть – медленная, часто жанровая; третья часть – менуэт; четвертая часть (финал) – сонатная форма, рондо или их варианты, обычно энергичное завершение всего цикла.

Гайдн иногда варьировал состав оркестра в зависимости от конкретной ситуации. В его поздних «Лондонских» симфониях окончательно сформировался классический парный состав: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, валторны, трубы, литавры, струнные.

Вершинами симфонического творчества Гайдна стали два цикла – «Парижские» и «Лондонские» симфонии. Заказ на «Парижские» симфонии (всего их шесть) поступил в 1784 году. «Лондонские» симфонии создавались частично в Англии, частично в Вене в период с 1791 по 1795 год.[5]

Из всех произведений Гайдна, я решила рассмотреть 104 симфонии и выявить любимою тональность.

 

2.2. Симфонии Ф.Й. Гайдна

Симфония № 1 ре мажор (1757-59)

Симфония № 2 до мажор (1757-60)

Симфония № 3 соль мажор (1757-61)

Симфония № 4 ре мажор (1757-62)

Симфония No. 5 ля мажор (1757-63)

Симфония № 6 ре мажор, «Матен» (1761)

Симфония № 7 до мажор, «Миди» (1761)

Симфония № 8 соль мажор, «Суар» (1761)

Симфония № 9 до мажор (1762)

Симфония № 10 ре мажор (1757-60)

Симфония No. 11 ми-бемоль мажор (1757-60)

Симфония No. 12 ми мажор (1763)

Симфония № 13 ре мажор (1763)

Симфония No. 14 ля мажор (1762)

Симфония № 15 ре мажор (1757-60)

Симфония No. 16 си-бемоль мажор (1757-60)

Симфония No 17 фа мажор (1757-60)

Симфония № 18 соль мажор (1757-60)

Симфония № 19 ре мажор (1757-60)

Симфония № 20 до мажор (1757-60)

Симфония No. 21 ля мажор (1764)

Симфония № 22 ми-бемоль мажор, «Философ» (1764)

Симфония No. 23 соль мажор (1764)

Симфония No. 24 ре мажор (1764)

Симфония No. 25 до мажор (1757-60)

Симфония № 26 ре минор, «Плач» (1768-69)

Симфония № 27 соль мажор (1757-60)

Симфония No. 28 ля мажор (1765)

Симфония No. 29 ми мажор (1765)

Симфония № 30 до мажор, «Аллилуиа» (1765)

Симфония № 31 ре мажор, «L'Affût» или «Appel de cors» (1765)

Симфония No. 32 до мажор (1757-60)

Симфония № 33 до мажор (1757-60)

Симфония No 34 ре минор (1765-66)

Симфония No. 35 си-бемоль мажор (1767)

Симфония No. 36 ми-бемоль мажор (1762)

Симфония No. 37 до мажор (1757-58)

Симфония № 38 до мажор, «Эхо» (1768)

Симфония № 39 соль минор «Мутное море» (1767)

Симфония No 40 фа мажор (1763)

Симфония No 41 до мажор (1768-69)

Симфония No. 42 ре мажор (1771)

Симфония № 43 ми-бемоль мажор, «Меркурий» (1770-71)

Симфония № 44 ми минор, «Фунебр» (1770-71)

Симфония № 45 фа-диез минор, «Адье» (1772)

Симфония No. 46 си мажор (1772)

Симфония № 47 соль мажор, «Палиндром» (1772)

Симфония № 48 до мажор, «Мария Тереза» (1769)

Симфония № 49 фа минор, «Страсти» (1768)

Симфония No. 50 до мажор (1773)

Симфония No. 51 си-бемоль мажор (1771-73)

Симфония No. 52 до минор (1770-71)

Симфония № 53 ре мажор, «Империаль» (1778-80)

Симфония No. 54 соль мажор (1774)

Симфония № 55 ми-бемоль мажор, «Мэтр д'еколь» (1774)

Симфония No. 56 до мажор (1774)

Симфония No. 57 ре мажор (1774)

Симфония № 58 фа мажор (1767-68)

Симфония № 59 ля мажор, «Le Feu» (1767-68)

Симфония № 60 до мажор, «Le Distrait» (1774)

Симфония No. 61 ре мажор (1776)

Симфония No. 62 ре мажор (1780)

Симфония № 63 до мажор, «Роксолана» (1779-80)

Симфония № 64 ля мажор, «Tempora Mutantur» (1773)

Симфония No. 65 ля мажор (1771-73)

Симфония No. 66 си-бемоль мажор (1775-76)

Симфония No. 67 фа мажор (1775-76)

Симфония No. 68 си-бемоль мажор (1774-75)

Симфония № 69 до мажор «Лаудон» (1775-76)

Симфония № 70 ре мажор (1778-79)

Симфония No. 71 си-бемоль мажор (1778-79)

Симфония No. 72 ре мажор (1763)

Симфония № 73 ре мажор, «Шассе» (1781)

Симфония No. 74 ми-бемоль мажор (1780)

Симфония No. 75 ре мажор (1779)

Симфония No. 76 ми-бемоль мажор (1782)

Симфония No 77 си-бемоль мажор (1782)

Симфония No 78 до минор (1782)

Симфония № 79 фа мажор (1784)

Симфония No. 80 ре минор (1784)

Симфония No. 81 соль мажор (1784)

Симфония № 82 до мажор «Медведь» (1786)

Симфония № 83 соль минор, «Ла Пуль» (1785)

Симфония No. 84 ми-бемоль мажор (1786)

Симфония № 85 си-бемоль мажор, «Королева» (1785-86)

Симфония № 86 ре мажор (1786)

Симфония No. 87 ля мажор (1785)

Симфония № 88 соль мажор (1787)

Симфония № 89 фа мажор (1787)

Симфония № 90 до мажор (1788)

Симфония No. 91 ми-бемоль мажор (1788)

Симфония № 92 соль мажор «Оксфорд» (1789)

Симфония № 93 ре мажор (1791)

Симфония № 94 соль мажор, «Сюрприз» (1791)

Симфония No. 95 до минор (1791)

Симфония № 96 ре мажор, «Чудо» (1791)

Симфония No. 97 до мажор (1792)

Симфония No 98 си-бемоль мажор (1792)

Симфония No. 99 ми-бемоль мажор (1793)

Симфония № 100 соль мажор, «Военная» (1794)

Симфония № 101 ре мажор, «Часы» (1794)

Симфония No. 102 си-бемоль мажор (1794)

Симфония № 103 ми-бемоль мажор, «Литавры» (1795)

Симфония № 104 ре мажор, «Лондон» (1795) [7]

Просмотрев в какой тональности написаны все симфонии, можно сделать следующий вывод:

В Ре – мажоре написано 23 симфонии (№1, 4, 6, 10, 13, 15, 19, 24, 31, 42, 53, 57, 61, 62, 70, 72, 73, 75, 86, 93, 96, 101, 104).

В До – мажоре – 20 симфоний (№2, 7, 9, 20, 25, 30, 32, 33, 37, 38, 41, 48, 50, 56, 60, 63, 69, 82, 90, 97).

В Соль – мажоре – 12 симфоний(№3, 8, 18, 23, 27, 47, 54, 81, 88, 92, 94, 100).

В Ми – бемоль – мажоре – 11 симфоний(№11, 22, 36, 43, 55, 74, 76, 84, 91, 99, 103).

В Си – бемоль мажоре – 10 симфоний (№16, 35, 51, 66, 68, 71, 77, 85, 98, 102).

В Ля – мажоре – 8 симфоний (№5, 14, 21, 28, 59, 64, 65, 87).

В Фа – мажоре – 6 симфоний (№17, 40, 58, 67, 79, 89).

В Ре – миноре – 3 симфонии (№26, 34, 80).

В До – миноре – 3 симфонии (№52, 78, 95).

В Ми – мажоре – 2 симфонии (№12, 29).

В Соль – миноре – 2 симфонии (№39, 83).

В Ми – миноре – 1 симфония (№44).

В Фа – диез – миноре – 1 симфония (№45).

В Си – мажоре – 1 симфония (№46).

В Фа – миноре – 1 симфония (№49).

Сравнение 103 и 104 симфонии Гайдна.

Симфония №103

Симфония №104

Симфония №103 Ми бемоль мажор  - одна из Лондонских симфоний, написанных под впечатлением от поездки в Англию. Эту симфонию ещё называют "С тремоло литавр", поскольку начинается она раскатами грома, а затем медленным вступлением. Этим она отличается от многих других симфоний, ведь 1 часть традиционно начинают в темпе allegro.

Все 4 части симфонии тесно скреплены между собой праздничным настроем музыки, основу которой составляют танцевальные мелодии народного склада.

Величавое медленное вступление (адажио) написано в миноре и отличается патетическим характером и мрачным настроением, что редко встречается в последних симфониях Гайдна. Начальные унисоны оркестра с характерным пунктирным ритмом вызывают ассоциации с траурным маршем. На этом фоне краткий мотив скрипок звучит горькой жалобой. Адажио, образующее законченную, хотя и миниатюрную трехчастную форму, загадочно обрывается долгой паузой… И сразу возникает жизнерадостный, типично гайдновский образ — главная партия: задорная, светлая, танцевальная. Она главенствует во всей первой части: в тональности доминанты предстает в качестве побочной партии; полифонически развивается в разработке; дважды, как главная и побочная и возвращается в репризе.

 

2.3 Сонаты Ф.Й. Гайдна

К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. По характеру образов, близкие симфониям, которых Гайдн написал 104, фортепианные сонаты отличаются от них более скромными масштабами. В этом жанре композитор ищет себя,  пытается найти образ идеальной сонаты. Разнообразием отличаются и формы первых частей – сонатные allegro: есть полные сонатные формы, сонатные формы с эпизодом, без разработки, с зеркальной репризой, без репризы, с двойной экспозицией, рондо-сонатные формы. Этим объясняется то, что его сонаты бывают 2х, 3х, 4х и даже 5-ти частные. Многие свои сонаты Гайдн создавал для домашнего музицирования или с педагогическими целями.

Термин «соната» не всегда применялся Гайдном. Первые свои сочинения подобного жанра он называл «дивертисментами», «партитами». Лишь в 1771г. появляется заголовок «соната» по отношению к сонате № 20 до минор. Позднее стало принято называть сонатами все сочинения Гайдна, написанные в этой форме.

Редакция Мартинсена

Соната №1 ми-бемоль мажор

Соната №2 ми минор

Соната №3 ми-бемоль мажор

Соната №4 соль минор

Соната №5 до мажор

Соната №6 до-диез минор

Соната №7 ре мажор

Соната №8 ля-бемоль мажор

Соната №9 ре мажор

Соната №10 соль мажор

Соната №11 соль мажор

Соната №12 соль мажор

Соната №13 ми-бемоль мажор

Соната №14 фа мажор

Соната №15 ре мажор

Соната №16 до мажор

Соната №17 соль мажор

Соната №18 ми мажор

Соната №19 си-бемоль мажор

Соната №20 ре мажор

Соната №21 фа мажор

Соната №22 (партита) си-бемоль мажор

Соната №23 (дивертисмент) ля мажор

Соната №24 до мажор

Соната №25 до минор

Соната №26 (дивертисмент) ми-бемоль мажор

Соната №27 си-бемоль мажор

Соната №28 ре мажор

Соната №29 (дивертисмент) ля мажор

Соната №30 ми мажор

Соната №31 ре мажор

Соната №32 ми-бемоль мажор

Соната №33 ля мажор

Соната №34 фа мажор

Соната №35 ми-бемоль мажор

Соната №36 ля мажор

Соната №37 (партита) соль мажор

Соната №38 ре мажор

Соната №39 си минор

Соната №40 ми мажор

Соната №41 ля-бемоль мажор

Соната №42 до мажор

Соната №43 (дивертисмент) до мажор

Просмотрев в какой тональности написаны все сонаты, можно сделать следующий вывод:

Ре – мажор написано 7 сонат (7, 9, 15, 20, 28, 31, 38)

Ми – бемоль – мажор – 6 сонат (1, 3, 13, 26, 32, 35)

До – мажор – 5 сонат (5, 16, 24, 42, 43)

Соль – мажор – 5 сонат (10, 11, 12, 17, 37)

Ля – мажор – 4 сонаты (23, 29, 33, 36)

Фа – мажор – 3 сонаты (14, 21, 34)

Ми – мажор – 3 сонаты (18, 30, 40)

Си – бемоль – мажор – 3 сонаты (19, 22, 27)

Ля – бемоль – мажор – 2  сонаты (8,41)

Ми – минор – 1 соната (2)

Соль – минор – 1 соната (4)

До – диез – минор – 1 соната (6)

До – минор – 1 соната (25)

Си – минор – 1 соната (39)

2.4 Оратория «Сотворение мира»

Среди вокальных сочинений Гайдна, до наших дней сохранивших своё значение, выделяются его оратории. Ещё в 70-х годах Гайдном была написана небольшая оратория «Возвращение Товия». Но наиболее замечательные произведения в этом жанре созданы Гайдном в конце творческого пути: это – «Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801).

«Сотворение мира» - это «живописная книга в картинках для взрослых и детей» (Леопольд Новак, венский исследователь творчества композитора). Всего в оратории  - 34 номера, а также 3 части.

Тональный план вступления (1  - с moll - Es dur; 2  – Des dur – Es dur– c moll; 3 – c moll - f moll – c moll) подтверждает применение Гайдном субдоминантовой и параллельной тональностей, тональностей первой, а также второй степени родства.

Первая часть оратории начинается в тональности c-moll. 1 часть воссоздает картину сотворения мира с самых первых дней – создание света, неба и земли, солнца и луны, воды и растений. В создании образа Хаоса заметную роль играет вся 1 часть оратории, а особенно вступление «Представление Хаоса», написанное в сумрачной и печальной тональности c moll в одном из самых медленных темпов – Largo. Вступление имеет простую трехчастную форму (АВА1).                                   Первая часть, в целом, имеет повествовательный, спокойный характер. Средний раздел более динамичен по своему развитию. Начинается активный процесс творения, приводящий к основной кульминации, обозначающей победу хаоса. В репризе снова возвращается сумрачное, тревожное настроение. Движение постепенно замедляется.

Вторая часть написана в тональности e-moll.  2 часть – посвящена созданию животных, а также мужчины и женщины.

Третья часть написана в тональности E-dur. 3 – изображает счастливую жизнь Адама и Евы в Эдемском саду. В самой короткой 3-й части царят ничем не омрачаемые свет и радость.

2.5 Оратория «Времена года»

В оратории сосредоточены типичные черты музыкального стиля Гайдна:

классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы;

использование тем, близких к бытовым, и звукоизобразительных

приемов; богатство номеров — здесь встречаются разнообразные хоры,

речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и

двойным хором. 44 номера равномерно распределены по 4 частям —

«Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

1 часть – «Весна» (g moll)

№1 – соль – минор

№2 – соль – мажор

№3 – до – мажор

№4 – до – мажор

№5 – фа – мажор

№6 – фа – мажор

№7 – ля – мажор

№8 – фа – диез – минор и си – бемоль – мажор

2         часть – «Лето»

№9 – фа – минор

№10 – ре – минор и ре – мажор

№11 – ре – мажор

№12 – ля – мажор

№13 – ми – мажор

№14 – си – бемоль – мажор

 №15 – си – бемоль – мажор

№18 – ми – бемоль – мажоре

3         часть «Осень»

№19 – соль – мажор

№20 – до – мажор

№21 – речитатив

№22 – си -бемоль – мажоре

№23 – речитатив

 №24 – ми – мажор и ля – мажор

№25 – речитатив

№26 – ре – мажор

№27 – речитатив

№28 – до – мажор

4 часть «Зима»

№29 – до – минор

№30 – фа – мажор

№31 – речитатив

№32 – ми – минор и ми – мажор

№33 – речитатив

№34 – ре – минор

№35 – речитатив

№36 – соль – мажор

№37 – речитатив

№38 – до – минор

№39 – до – мажор

Заключение

Узнав нужную информацию и проанализировав произведения, я узнала, что больше всех Гайдн использует тональности до 4х знаков. Для рассмотрения я взяла симфонии, сонаты и оратории Гайдна.

На основе выполненного анализа можно сделать вывод, что любимыми тональностями Гайдна являются: Ре – мажор, соль – мажор, ми – бемоль – мажор, си- бемоль – мажор, до - мажор. В них он написал больше всех произведений. Но самой любимой является Ре – мажор.

Ре – мажор является светлой тональностью. Она выражает «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование.

У Гайдна ре мажор – это самая распространенная тональность в его творчестве. Произведения в этой тональности яркие, светлые, жизнерадостные.

 

 

Список литературы

  1. Л. Красинская, В. Уткин «Элементарная теория музыки», издательство Музыка, Москва 1965 г., 117 стр.
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Tonality#:~:text=Тональность-это%20расположение%20тонов%20и%2Fили%20аккордов,отношений%2C%20устойчивости%2C%20притяжения%20и%20направленности  
  3.  https://music-education.ru/chto-takoe-tonalnost/
  4. https://musicnotes.info/tonalnost-v-muzyke

1.https://otherreferats.allbest.ru/music/00377644_0.html

  1. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1650554008&tld=ru&lang=ru&name=Muzy_kal_naya_literatura_zarubezhny_x_stran_Petrov_Aver_yanova_Zhukovskaya.pdf&text=музыкальная%20литература%20зарубежных%20стран&url=https%3A%2F%2Fbel-dshi.crm.muzkult.ru%2Fmedia%2F2020%2F04%2F14%2F1252895694%2FMuzy_kal_naya_literatura_zarubezhny_x_stran_Petrov_Aver_yanova_Zhukovskaya.pdf&lr=11080&mime=pdf&l10n=ru&sign=f8512af40a67e4513d2242375154b432&keyno=0&serpParams=tm%3D1650554008%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DMuzy_kal_naya_literatura_zarubezhny_x_stran_Petrov_Aver_yanova_Zhukovskaya.pdf%26text%3D%25D0%25BC%25D1%2583%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580 75 стр.
  2. https://ru.frwiki.wiki/wiki/Liste_des_symphonies_de_Joseph_Haydn

https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post316373085

https://libnotes.org/index.php/Сонаты_для_фортепиано_(Гайдн)

https://cleancitygroup.ru/cikl-vremena-goda-gajdn/