(О) профессии Теоретика в современных реалиях


Автор: Лебедева Дарья Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

(О) профессии Теоретика в современных реалиях

Краткое описание работы: В данном исследовании мы попробуем обрисовать профессию теоретика-музыковеда и ее перспективы по возможности широко. Размышления о профессии можно считать актуальными, поскольку вопросы о её современности животрепещущи. Также очень полезно узнать о перспективах данного вида деятельности как мне — будущему теоретику, так и открытой аудитории, с целью прояснить тайны этой профессии. Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть из двух глав, заключение, список литературы.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Социокультурная практика…………………………………………..6

1.1. Что такое социокультурная практика………………………………………6

1.2. Музыкальная культура и социокультурная практика в историческом аспекте…………………………………………………………………………….8

1.3. Музыка на культурной арене сегодня……………………………………..10

1.4. Самые медийные представители профессии «теоретика» прикладного направления в XX -XXI вв………………………………………………………12

ГЛАВА II. Профессия «теория музыки» и перспективы молодого музыковеда……………………………………………………………………….17

2.1. Сущность профессии………………………………………………………17

2.2. Что определяет перспективы профессии?..................................................19

2.3. Факторы, влияющие на выбор профессии?................................................22

2.4. Музыковеды о профессии………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………31

 

ВВЕДЕНИЕ

Музыка, один из видов искусства, сопровождающий человека и в горести, и в радости. С музыкой, как говорится в народе, можно и в пир, и в мир, и в добры люди. Существует множество музыкальных жанров и форм, заполняющих пространство человека и умеющих угодить любым вкусам и потребностям.

Человек, посвятивший себя музыкантской деятельности, становится представителем творческой профессии. Музыка - одна из распространенных, по словам рекламщиков, раскрученных отраслей искусства и творческой деятельности в целом.

На данном этапе музыка представлена многообразием различных специальностей, среди которых есть более популярные, это исполнители-солисты, особенно вокалисты, затем следуют исполнители инструменталисты (ударники, клавишники, саксофонисты, гитаристы и др.), далее уже на другом уровне находятся композиторы, аранжировщики, дирижёры. Есть целая сеть образовательного уровня от преподавателей ДМШ, до профессоров консерваторий и просто репетиторов. И среди всей этой когорты особняком стоит профессия музыковеда, а ещё специфичнее звучит - теоретик музыки.

Если обратиться к простому обывателю с вопросом о такой профессии, то можно получить ответный вопрос: А разве такая профессия есть? И далее идут всевозможные домыслы и порой «оскорбления». На самом же деле, специальность «теоретик музыки» – достаточно древняя, ведь первые античные философы, изучающие музыку, уже были теоретиками, а далее, почти все музыкальные открытия на протяжении долгих столетий делались именно музыкантами-педагогами-теоретиками, желающими что-то усовершенствовать в музыке. Так Гвидо Аретинский пришёл к нотации, приблизившись к современному нотному письму (1027г. - XI век), Бартоломео Кристофори изобрёл фортепиано (1709г - XVIII век), Жан Филип Рамо разработал понятие тональности с опорой на функциональность (1722 — XVIII век). В наше время профессия «музыковед» также необходима, актуальна и востребована. Деятельность музыковеда-теоретика многогранна.

В данном исследовании нами поставлена цель: выявить перспективы развития деятельности молодого музыковеда в формате современной социокультурной практики и научных исследований.

Задачи исследования намечены следующие:

- рассмотреть перспективы молодого музыковеда;

- подробнее узнать о современной социокультурной практике;

- обозначить научные исследования молодых музыковедов и их направления;

- выявить влияние музыкальной культуры XXI века на выбор профессии;

- провести анкетированный опрос разных групп музыкантов от студентов музыкального колледжа до преподавателей консерватории о возможных, видимых им, перспективах профессии музыковеда.

Самый близкий аналог деятельности музыкального теоретика, это литературоведение, искусствоведение, киноведение и история. Все эти области объединяются общими формами работы с материалом, где необходим сбор объемов информации, связанный с определённым видом искусства, с каким-то её этапом, звеном, моментом, переработка этой информации и воплощение её в формах статьи, книги, диссертации, каталогов и многого другого.

Музыка – сложный вид искусства, одновременно и самый рациональный, и самый эмоциональный.

Условно музыковедение делится на две ветви – теория и история музыки, но также к разряду деятельности относится и арт-журналистика, методика и практика, музейное и лекторское дело, и многое другое.

Теория для музыканта, как математика для инженера. Теоретики занимаются конкретикой: разбираются, как создано произведение, находят закономерности, общие черты в структуре сочинений одного композитора или эпохи. Музыкальная теория изучает механизмы делания музыкального произведения, его структуру, форму, элементы языка и т.д.

История музыки интересуется тем, чем и положено интересоваться истории – её сфера, поиск исторических фактов в архивах, источниках, т.е. во всех подлинных артефактах. Но как теория, так и история музыки обязательно рассматривает момент воздействия музыки на человека, то есть затрагиваются направления эстетики, этики, психологии, социологии в области музыки.

В статьях и исследованиях по данной теме изучаются отдельные её аспекты. Например, в статье «Между концертом и мультимедиа: к проблеме новой исполнительской ситуации» Маргарита Катунян (Москва) рассматривает событийный факт - музыкальный опус - и его исполнение; в исследовании «Эстетические маргиналии «видимой музыки». В поисках нового синтеза» Наталья Поспелова (Киров) выясняет каков художественно-эстетический и культурологический результат стремления к самостоятельности и открытости нового синтеза; «Гармоничная реализация музыки в звукозаписи» Петр Кондрашин (Москва) изучает гармоничную и негармоничную передачу музыки через звукозапись и размышляет как  можно наиболее достоверно это сделать; Валерий Сыров (Нижний Новгород) в работе «Об одной антиномии рок-культуры» рассматривает различные противоречия рок-культуры и высказывания о ней.

В данном исследовании мы попробуем обрисовать профессию теоретика-музыковеда и ее перспективы по возможности широко.

Размышления о профессии можно считать актуальными, поскольку вопросы о её современности животрепещущи. Также очень полезно узнать о перспективах данного вида деятельности как мне — будущему теоретику, так и открытой аудитории, с целью прояснить тайны этой профессии.

Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть из двух глав, заключение, список литературы.

 

ГЛАВА I. Социокультурная практика

1.1. Что такое социокультурная практика

Культурные процессы – это изменения во времени состояния культурных систем и объектов, это типовые модели взаимоотношения между людьми и их социальными группами, а также взаимодействия с окружающем миром.

В культурных процессах прежде всего проявляются изменения культуры. В числе основных форм культурных процессов можно выделить:

- возникновение социо и этнокультурных систем;

- распространение культурных явлений;

- восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры.

Социально-культурная деятельность (СКД), это культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных, от одного, до социальных групп, вплоть до общества в целом) [12].

Влияние СКД на культурные процессы важно. СКД подразумевает разные мероприятия:

- отбор культурных фактов их обзор и оценка (журналистская деятельность);

- развитие способностей индивидов и обслуживание их творческой деятельности (педагогическая деятельность);

- распространение, сохранение и общественное использование всех видов культурных ценностей (печатно-издательская, просветительская и рекламная деятельность).

Культурный процесс, это единый процесс, охватывающий все культурные традиции во все периоды и на всех территориях.

В культурологии есть ведущее понятие - социокультурная практика.

Социокультурная практика, это творческая деятельность, при которой видоизменение духовных и общественных условий жизни совпадает с изменениями самих субъектов. Особенности социокультурных практик и их сферы влияния хорошо видны из таблицы №1.

Таблица 1.

Социально-культурные практики

Вид

Описание

Социально культурная анимация

– одно из самых развивающихся направлений современной СКД, которое представляет собой реализацию через: активный отдых; социально-психологической объединение общественных групп и их приобщение к культуре в развлекательных формах — экскурсии, тематические праздники и т.д. Анимация – способ пробуждения общественной и гражданской активности через групповое творчество в занимательной форме.

Клубное объединение

- объединение людей на почве культурных интересов через коллективное времяпровождение, характеризуется объединением личных и общественных интересов.

Образование и карьера

- сфера, где формируется дальнейшая профессиональная карьера специалиста. В эту конструкцию включаются ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации), второе (дополнительное). Здесь формируется преемственность поколений, воспитывается историческая память национальных культур народов. Целью образования становится формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству.

Социально культурная реабилитация

- социокультурное восстановление и поддержка - относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Основным объектом ее поддержки являются ослабленные и незащищённые группы населения. Целью социальной реабилитации становиться социальное сплочение.

Художественная культура и искусство

- важнейшая сфера общественной практики. Искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, способом эстетического освоения мира через художественно-творческую деятельность.

На примере таблицы явно выделяются пять видов социо-культурной практики и каждая на сегодня активно существует.

 

1.2. Музыкальная культура и социокультурная практика в историческом аспекте

Музыкальная культура сопровождает нашу цивилизацию с самых истоков. Ученые утверждают, что музыка существует по меньшей мере 50 тысяч лет. Музыка зародилась в глубокой древности в период синкретического мышления. К сожалению, самые ранние обрядовые образцы не сохранились, и мы можем лишь предполагать каким было музыкальное сопровождение ритуалов. Документальные подтверждения наличия искусства и ремесла музыкантов появляются во времена Древнего Египта. Уже тогда существовала многопрофильная система музыкальных профессий и инструментов: для времяпрепровождения, для отдыха, для церемоний и ритуалов. В этот период впервые появляется музыка для слушания с эстетическими целями наслаждения, услаждения слуха.

Музыка, играла и играет важную роль в жизни человека во все времена, не исключением является и ХХI век.

Сегодня под термином «музыкальная культура» понимают совокупность музыкальных ценностей, систему их функционирования в социуме и способы их воспроизводства.

Для каждой отдельной личности музыкальная культура является неотъемлемой частью общего эстетического воспитания. Она формирует вкус человека, его внутреннюю культуру.

Современные музыканты, теоретики и педагоги считают, что музыкальная культура представляет целый комплекс, включающий: сочинение и исполнение музыки, знания о теории и эстетике музыки, навыки ориентирования в стилях, жанрах и направлениях этого вида искусства, умение извлекать из звука смысловое содержание и передавать посредством звуков эмоциональные состояния, затрагивающие эмоциональные поля слушателей.  Известный философ и теоретик искусства М.С.Каган считал, что «в музыкальной культуре можно выделять шкалу индивидуального графика измерений, т. е. уровень отдельной личности, ее знания, умения и навыки в сфере данного искусства, а также групповой уровень, который привязан к определенным субкультурам и возрастным сегментам общества» [5, 284 с.].

В последнем случае ученый говорит о музыкальном воспитании и развитии детей.

Музыка – это сложное и важное явление искусства в бытии человека. Музыка необходима как отдельному человеку, так и обществу в целом. Этот вид искусства выполняет целый ряд социальных и психологических функций:

- формирующая - музыка принимает активное участие в становлении человеческой личности, влияет на интеллект, вкус, социализацию;

- познавательная - художник-творец передаёт ощущения, образы, эмоции через звуки, а слушатель, воспринимая, получает эмоциональную информация - в музыке через звуки воссоздаётся отражение окружающего мира.

- воспитательная - музыка, как и любое искусство, обладает способностью воздействовать на человека, затрагивать его сокровенные, порой глубоко спрятанные, личные переживания. Раскрывая, обогащая в человеке его внутренний мир, эмоции и переживания, музыка способна воспитывать в человеке определенные качества — нежность, способность к самоуглублению, концентрации, сопереживанию, стремление к красоте и гармонии, а также патриотичности и гражданственности. О влиянии музыки на воспитание гражданина указывали ещё в Древнем Китае;

- мобилизующая и призывная - музыка может стимулировать человека к действию. Это доказывает существование маршевых мелодий, трудовых песен, которые организуют двигательную деятельности.

- эстетическая - всё-таки основной функцией искусства является способность доставлять человеку удовольствие. Музыка вызывает различные эмоции, от светлых до темных, наполняет жизнь духовным содержанием и приносит чистую радость.

Существует точка зрения, что отличие человека от животного заключается именно в умении слушать и создавать музыку.

Музыка, представляя собой сложное образование, имеет принадлежность к социальным группам и одновременно являясь искусством, оказывается явлением надклассовым.

Музыка может оказывать воздействие на человека и массы и несет в себе, как эстетические, так социальные, гражданские и даже воспитательные функции.

В музыке можно выделить следующие аспекты воздействий, функционирования и влияний:

1- музыкальные ценности, транслируемые в социуме. Ценности позволяют познавать сущность мира, являются духовными и материальными, и реализуются в виде музыкальных произведений и музыкальных образов.

2 - разные виды деятельности по возделыванию, хранению, трансляции, воспроизведению, восприятию музыкальных ценностей и произведений.

3 - социальные учреждения, занимающиеся разными видами музыкальной деятельности.

4 - отдельные люди, занимающиеся созданием, распространением и исполнением музыки.

Музыкальная культура в более узком понимании композитора Д.Кабалевского синонимизируется с термином «музыкальная грамотность». Она проявляется, по мнению музыканта, в умении воспринимать музыкальные образы, декодировать ее содержание, отличать хорошие мелодии от плохих [4, 14 с.].

Понятие «музыкальная образованность» относится к свойству личности, выражающемуся в обладании определенной эрудицией, знании ряда  классических произведений, которые формируют вкус и эстетические предпочтения.

1.3. Музыка на культурной арене сегодня

XXI век, эпоха цифровизации и стирания граней между дилетантами и профессионалами. На музыкальной арене проходят самые разные стили, направления. Спрос рождает предложения и наоборот предложения рождают спрос по законам капиталистической экономики. Музыка на любой вкус начинает активно продвигаться продюсерами и раскручиваться для сбыта товара. Нередко перспективными авторами становятся хорошо финансированные и разрекламированные.

Маститые современные западные музыканты не стесняются говорить, что они выросли на роке и джазе, многие из которых даже играли в составах групп по молодости. Хотя полвека назад они бы воздержались от таких заявлений, поскольку это могло означать их некомпетентность и необразованность в области академической музыки.

Сегодня приоритет отдаётся направлениям массовой культуры, появившихся в XX веке. Эта музыка сформировалась на идеях индивидуальности и свободы в музыкальном творчестве, выработала свой музыкальный язык, стиль, жанры и формы.

Современные академические композиторы выросли в атмосфере формирования музыкального языка на основе классическо-романтических традиций и правил авангарда. Но многие из них всё же не прошли мимо джаза и рока. Их знания об этих направлениях нередко весьма поверхностны, а попытки создания произведений в этих направлениях не сильны. Чтобы получилась качественная музыка и в области массовой культуры, всё равно нужно специальное образование, а для этого адекватные методики, которые объясняли бы идеологию и конструкции такой музыки. Такие примеры есть, это творчество братьев В.и К.Меладзе, Д.Маликова и др.

Композиторы должны писать музыку, для мира, в котором живут, быть приспособленными, а не «оранжерейными растениями», ведь раньше классики так и поступали - отражали господствующий мелос в своих произведениях.

Схожая ситуация и с фольклором. Фольклористов беспокоит, что музыканты разных направлений свободно и формально переносят народные мелодии на неподготовленную почву академической, джазовой и рок музыки. Все эти направления: академизм, джаз, рок и фолк, должны уважительно, относиться друг к другу и выработать, методики по созданию музыки или её аранжировке по каждому направлению отдельно.

Новые жанры – с появлением интернета, информационные потоки стали распространяться с безумной скоростью. Узнавать о новых исполнителях стало намного проще, а определить жанр, в котором они играют – сложнее.

Достоинство современных музыкальных направлений в том, что они перерабатывают опыт прошлого. Для них характерна ретроспективность, то есть уход от новаторства к более старым и проверенным музыкальным схемам. Объединяя стили и жанры, музыканты создают что-то отличное от предыдущего, но при этом и знакомое для слушателей. А ещё музыка на сегодня, это бизнес. Теперь аудитория сама определяет жанр, стиль и направление, которое хочет слушать.

В современной профессиональной музыке картина ещё более сложная. Общая тенденция - в поиске звуковых идеалов, для этих целей композиторы активно экспериментируют в области звуков, тембров, акустики, музыкальных инструментов, жанров и форм исполнений, привлекают любые внемузыкальные формы.

В XXI веке сложность работы теоретиков-исследователей и критиков в создавшейся ситуации огромного потока разностильной и разноуровневой по качеству музыки, в которой необходимо разобраться и свободно ориентироваться. Новые веяния музыки не только академической, но и эстрадной и фольклорной транслируются, тиражируются через интернет-ресурсы и живое исполнение. Задача теоретиков найти верные критерии в определении высокого и второразрядного искусства и суметь поделиться, донести эти выводы до слушателя так чтобы к ним прислушались.

 

1.4. Самые медийные представители профессии «теоретика» прикладного направления в XX -XXI вв.

История знала немало ярких музыкантов, являющихся и пропагандистами музыки, среди них Роберт Шуман, Камиль Сен-Санс, Антон и Григорий Рубинштейны, Милий Балакирев и другие.

Эта деятельность неоценима, поскольку здесь музыкант оказывается проводником, связующим звеном между искусством и массами. А поскольку для массовой публики, имеющей маленькое или никакое представление о музыкальной культуре или конкретных произведениях, определяющим фактором для выбора «музыкального продукта» являются внешние факторы: медийность лектора, его яркие личностные качества или ориентация на популярность произведений и раскрученность исполнителей-звёзд. Личные качества музыканта-лектора должны позволить ему выйти на уровень публичного признания и сопутствующего интереса к его выступлениям, а для этого они используют самые разные приёмы – общение, игра и заигрывание с публикой, которую не проймёшь самой интересной информацией, но преподнесённой в виде сухого чтения, да ещё по бумажке.

Наиболее яркими представителями теоретиками современности можно назвать следующие личности.

Кирнарская Дина Константиновна (1955 г.р.) — музыковед, доктор искусствоведения и психологических наук, проректор и основатель продюсерского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных, президент АНО «Таланты-XXI века».

Специалист по тестированию музыкальных и других способностей. Активна в публичной деятельности, проводит семинары, тренинги и лекции. ЕЕ выступления всегда вызывают живой отклик, поскольку она налаживает непосредственный контакт с аудиторией своим артистизмом и кругозором, интеллигентно и без заигрывания с публикой.

Д.Кирнарская написала ряд книг, среди которых в «Классической музыке для всех», доказывает, что музыка и человек связаны на уровне психики. Она также является членом Союза композиторов России, Союза журналистов России, президиума Российской общенациональной секции ИСМЕ.

Артем Михайлович Варгафтик (1971г.р.) – популяризатор академической музыки. Это имя известно не только в России. Его знают как популярного теле и радиоведущего, превосходного музыканта, профессионального виолончелиста. Им было создано множество музыкальных программ и познавательных фильмов, среди которых цикл «Партитуры не горят», «Оркестровая яма» и др. Варгафтика с удовольствием цитируют и пересказывают.

Сегодня он продолжает выступать в роли талантливого лектора и уже читает доклады не только для своих студентов, а для всех желающих. Он собирает публику на разных площадках и раскрывает вроде бы обычные темы, но интересно: о судьбе знаменитых людей, как правильно и какую необходимо слушать музыку, о новинках в области композиции. На своих публичных лекциях он свободно общается с публикой и ставит вполне серьёзные вопросы: «Что такое музыка?», «Какое её предназначение в жизни?», «Как она появилась?» и т.д. Лекция может длится два и более часов. Общение с этим музыкантом, его доклады, позволили многим слушателям пересмотреть отношение к серьёзной музыке.

А.Варгафтика часто приглашают на тематические телевизионные передачи, дискуссии, где он демонстрирует широкую эрудицию, индивидуальность и смелость суждений, собственный взгляд на события. Именно поэтому его лекции стремятся посетить многие люди и готовы платить за это деньги.

Он обладает и писательскими талантами музыковеда-исследователя и критика. В 1993 году он работал корреспондентом в нескольких популярных изданиях, где вёл свою рубрику о музыке. Статьи получались интересными, познавательными и увлекательными. Относится к поколению Х людей. Они рождены в период с 1964 по 1984.  Им свойственны, индивидуализм, техническая грамотность и прогматизм.

 

Михаил Семёнович Казиник (1951г.) – современный лектор, педагог, теле - и радиоведущий, музыковед, популяризатор классической музыки.

Музыкант опубликовал несколько книг и статей о музыке, среди них цикл «Тайны гениев», «Музыкальные антидепрессанты», «Музыкальные парадоксы» и др. Произведения Михаила Казиника пользуются большим успехом у читателей и критиков, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные отзывы.

В двухтысячных Михаил Семенович стал одним из авторов телевизионного проекта «AD libitum или в свободном полете». Казиник поставил целью доказать, что классическая музыка может иметь место в жизни современного человека. Пятьдесят шесть фильмов, посвященных творчеству разных композиторов, вышли в эфир российских телеканалов «ТВ Центр» и TVCI, а также шведского канала Axess TV и авторский проект «Музыка, которая вернулась» на радиостанции «Орфей» и передача «Тайные знаки культуры» на радио «Серебряный дождь» и др. Нужно отметить, что М.Казиник ориентируется не только на взрослую, но и на детскую аудиторию. Учитывая её особенности, он проводит творческие школы и мастер классы для учеников и их педагогов, и книга «Буравчик в стране света» является примером такой работы.

Анна Виленская – российский пианист, аранжировщик, композитор, музыковед, автор Открытого музыкального лектория в С.Петербурге.  Только за последний год прочитала 67 лекций. Её практика опирается на интересное, занимательное музыковедение, где затрагивается академическая музыка и эстрада. Её девиз «если я люблю классическую музыку, то её полюбят все!». Она интересно представляет самые разные направления «от барокко, до Моргенштерна». Также Анна преподаёт сольфеджио, теорию музыки, музыкальный анализ, подбор на слух и импровизацию в музыкальной школе Staccato в Санкт-Петербурге.

В 2018 году награждена премией общества «Знание» в области культуры. 

А.Виленская, автор подкастов Санкт-Петербургской Филармонии. В 2019 году вошла в топ 100 лучших лекторов России. Анна относит себя к поколению «зумеров», это те, кто родился с 1997 по 2010. Они родились в период активного развития цифровых технологий и не мыслят себя без интернета и им свойственно погружение в виртуальную реальность. 

Музыка Анны Виленской не раз звучала в Мариинском Театре, во Дворце Белосельских-Белозерских и др

Ярослав Ильич Тимофеев (1988г.) - музыковед, лектор, ведущий концертов Московской филармонии, композитор, звонарь, клавишник, музыкант инди-группы OQJAV.

Я.Тимофеев неоднократно становился победителем международных конкурсов разных направлений – исполнительских и журналистских.

Имеет около 750 публикаций, в  издательствах: «Известия», «Коммерсант», The New Times, «Музыкальная академия», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. С 2018 года работает главным редактором журнала «Музыкальная академия», является сценаристом и редактором программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014 году в качестве музыкального консультанта Ярослав Тимофеев участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.  Им создан концертный проект в Московской филармонии «Мама, я меломан». Я.Тимофеев, активно читает авторские лекции в концертных залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова. Весной 2020 г. подготовил онлайн концертные программы «Домашние сезоны».

 

ГЛАВА II. Профессия «теория музыки» и перспективы молодого музыковеда

2.1. Сущность профессии

В наше время понимание названия и самой сущности профессии «музыкальный теоретик» у не музыкантов весьма специфическое — от непонимания к подшучиваниям. Не случайно в последние годы на уровне среднего и высшего профессионального образования идёт тенденция к снижению интереса абитуриентов к этой профессии. Некоторые учебные заведения из-за отсутствия конкурса и количества желающих вынуждены сократить приём или вообще убрать эту специальность из списков. При этом, потребность кадров на уровне практической педагогики возрастает и возникает парадокс, что в высшее учебное заведение принимают без профилирующей подготовки с других музыкальных специальностей. Такие студенты, плохо представляя сущность профессии музыковеда, порой относятся к ней формально и просто ходят на уроки, продолжая ощущать себя дирижёрами, пианистами и т.д.

Проведя опрос среди 200 оппонентов в социальных сетях, об общем уровне представления о профессии «музыковед-теоретик» были получены следующие результаты в таблице №2:

Таблица 2

Количественное соотношение

Результат

50%

Составляют люди, которые предпочли не отвечать на вопрос

45%

Составляют люди, имеющие представление о этой профессии

5%

Составляют люди, не имеющие представление о этой профессии

 

Какое же значение на сегодня имеет это название «теоретик музыки или музыковед». По определению электронной энциклопедии: «Музыковед – это специалист высшего уровня квалификации в области музыкального искусства, который изучает историю и теорию музыки, музыкальную культуру народов, собирает музыкальный фольклор, составляет каталоги музыкальных произведений» [7].

Музыковед – ученый музыкального мира по истории и теории музыки. Музыковеды смотрят на музыку с научной точки зрения, пишут статьи, преподают, читают лекции и создают новые методы анализа музыкального искусства.

Профессия музыковеда требует большого объема фундаментальных знаний, поэтому путь в нее пролегает по длинной образовательной траектории. Необходимо пройти все ступени профильного образования: музыкальная школа, училище и консерватория. Даже после окончания консерватории потребуется несколько лет собственной научной работы и преподавания, чтобы с полным правом причислить себя к почетной профессии музыковеда.

Профессиональные обязанности музыковеда сопоставимы с задачами их коллег из других наук. Львиную долю времени занимает чтение профессиональной литературы и научных изданий, ведение занятий и чтение лекций, подготовка публикаций и участие в конференциях. Важной особенностью работы музыковеда является необходимость уделять много времени прослушиванию музыки, посещению концертов, фестивалей и музыкальных конкурсов.

Существует немало других специфических черт профессии. В отличие от многих коллег-ученых, музыковеды нередко сами занимаются творчеством: сочиняют музыку, составляют концертные программы и выступают. Редкое сочетание творческих, педагогических и научных задач делает музыковедение одним из самых интересных поприщ. Музыковеду обеспечено разнообразие в работе, интересный круг знакомств и отсутствие рутины. Ценой за это завидное профессиональное положение является необходимость длительного, многолетнего обучения в профильных учебных заведениях разного уровня, а в последствии и бесконечного самообразования.

 

 

2.2. Что определяет перспективы профессии?

Музыковедение является одной из областей искусствознания, изучает музыку как особую форму художественного освоения мира в её социально-исторической обусловленности и в отношении к духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфических особенностей и внутренних закономерностей [8].

Теория музыки - общее обозначение комплекса дисциплин музыковедения, как исторических, теоретических, так и творческих. 

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность результата. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Музыковедение и творчество тесно взаимосвязаны. Специалисты, работающие в разных направлениях, обладают глубокими знаниями в сфере истории музыки, теории и гармонии, стилей, музыкальной речи и иных дисциплин. Вот, чем может заниматься специалист-музыковед:

- сбором и обработкой информации;

- подготовкой материалов, а также написанием статей, аннотаций, энциклопедий, методических пособий, сборников, рецензий и учебников;

- разработкой тем для организации и проведения лекций-концертов;

- консультированием и музыкально- критической деятельностью;

- формированием и организацией концертного репертуара в филармониях;

- научно-исследовательской и педагогической деятельностью;

- пропагандой музыки, направленной на привлечение к искусству подрастающего поколения.

В целом, объем обязанностей музыковеда зависит от места его работы.

Некоторые музыковеды трудятся в творческих коллективах, занимая должность консультанта, принимают участие в подготовке телевизионных программ, связанных с искусством, выступают в роли ведущих и приглашенных гостей, ведут свои просветительские каналы, сайты и форумы на интернет-платформах.

У данной профессии свои плюсы и минусы, что выявлено в таблице №3.

Таблица 3

Положительные

Отрицательные

1. Музыковед проходит отличную подготовку, что позволяет ему найти работу в смежных сферах – от литераторства до педагогики.

1. Работа требует концентрации внимания и полной эмоциональной самоотдачи.

2. Активные музыковеды, ведущие деятельность в разных областях, быстро обретают популярность.

2. Большинство музыковедов получают не слишком высокий оклад, поэтому нередко вынуждены искать подработку.

3. Профессия связана с искусством, что вдохновляет на плодотворную работу и дальнейшее развитие в этой области.

3. Нередко, увлечённые работой музыковеды отрываются от жизни.

4. Музыковеды постоянно развиваются, а также взаимодействуют с интересными людьми.

4. Работа с разными аудиториями сложна и отнимает много эмоциональных сил.

5. Невысокая конкуренция среди соискателей.

5. Может возникнуть конкуренция внутри специалистов коллектива.

 

Сложность профессии теоретика-музыковеда обусловлена качествами и навыками, которыми должен обладать специалист чтобы получить признание и максимально реализовать себя в этой области.

Среди навыков и талантов теоретика-музыковеда, позволяющих ему быть успешным:

- артистизм - необходим для яркого преподнесения информативного материала, примером могут служить И.Андронников, М.Казиник, А.Варгафтик и др;

- аналитический склад ума - необходим для изучения, анализа и отбора исследовательской информации;

- литературные, писательские, журналистские способности - для возможности оформлять свои мысли и публиковать их в различных эпистолярных и научных формах;

- коммуникативность — умение налаживать контакт с различными аудиториями;

- мобильность — для быстрой организации любого процесса;

- стрессоустойчивость — для перестройки и приспособления к любой неординарной ситуации;

- профессионализм музыканта, владеющего не только словом, но и обладающего высоким уровнем исполнительства на музыкальных инструментах;

- любовь к музыке и свой профессии — позволит получать удовольствие от своей профессии и быть успешным и счастливым - все эти качества в той или иной степени должны присутствовать у теоретика-музыковеда.

Поскольку перечисленные качества яркие сами по себе, то их совокупность, рождает неординарную творческую личность, которая может увлечь и повести за собой аудиторию, предлагая ей не только лёгкие, но и самые серьёзные темы.

Перспективы молодого музыковеда огромны, всё дело в условиях их реализации. Где работать, чтобы быть успешным и самодостаточным молодому теоретику решать только ему, и выбор делать в пользу своих приоритетов, предрасположенностей и установок.

Профессия «теоретика» в современном мире, не только не утратила своей актуальности, не растеряла старые формы и виды деятельности, но и приобрела новые. При этом почти все новые формы связаны с техническим прогрессом, цифровизацией и современным техническим обеспечением, что наглядно представляет таблица № 4:

Таблица 4

Старые формы

Новые формы

Преподавательская деятельность

Просветительская деятельность, как теле-редакция

Просветительская деятельность, как радио-редакция

Просветительская деятельность через интернет-платформы

Реалистическая критика

Журналистская деятельность через интернет-платформы

Журналистская деятельность

Звукорежиссерская деятельность

Композиторская деятельность

Лекторская деятельность через интернет-платформы

Продюсер

Музыкальный менеджмент

Эстетическая критика

Музыкальный консультант

 

2.3. Факторы, влияющие на выбор профессии?

Факторы, влияющие на выбор сферы деятельности профессии теоретика-музыковеда можно разделить на две категории – внешние и внутренние.

К внешним социальным факторам выбора профессии следует отнести:

- престиж, является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.

- востребованность, спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.

- зарплата, этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем и наоборот.

- реальные условия получить работу, сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий и соцпакета от работодателя.

- мнения и желания близких, чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть за учащимся, который собрав информацию, конечное решение принимает сам.

К внутренним социальным факторам выбора профессии относят:

- возможности, в ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья. Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой на соответствие.

- способности, выявляются уже в процессе обучения.

- интересы, тоже важны - соблюдение интересов и комфортные условия труда гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности.

Все виды деятельности теоретика-музыковеда можно классифицировать по типу, где взаимодействуют:

«человек-человек»;

«человек-природа»;

«человек-техника»;

«человек-знак»;

«человек-художественный образ».

Каждому из этих типов соответствует свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» должны быть развиты коммуникативные способности налаживания контактов, управление людьми и решения конфликтных ситуаций.

Есть разные психологические тесты, которые помогут абитуриенту выявить его способности и задатки, если он не сможет их установить самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда в таблице №5:

Таблица 5

Тип личности

Содержание деятельности

Реалистичные

Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами

Исследовательский

Ориентация на поиск

Артистичный

Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию

Социальный

Ориентация на взаимодействие с людьми

Предпринимательский

Ориентация на влияние на людей

Конвенционный

Ориентация на манипулирование данными, информацией

 

Таким образом как бы оригинально ни выглядела деятельность теоретика-музыковеда, она избирается конкретной личностью с определёнными типовыми свойствами, и именно эта личность должна понять свои индивидуальные качества, позволяющие найти свою предпочтительную деятельность.

 

2.4. Музыковеды о профессии

Поколение музыковедов, рожденных с 50-х по 90-е годы видят обнадеживающие перспективы данной профессии. Среди опрошенных наиболее интересными нам показались ответы доктора искусствоведения, заслуженного работника культуры РФ – Э.К.Петри, которая ведёт активную исследовательскую работу и преподаёт в ННГК им.М.И.Глинки и в ГБПОУ «Арзамасском музыкальном колледже» таблица №6:

Таблица 6

  1. Какие темы исследований на сегодняшний день Вы видите наиболее перспективными?

«Всегда исследователю кажется, что его тема исследования самая перспективная. Поскольку сейчас такая обстановка в мире, то тема «Контакта культур» мне представляются весьма перспективной»

  1. Какие Вы видите пути и перспективы развития для молодого музыковеда на сегодняшний день?

«Я думаю, что мир не будет замкнутым долго. Только перед этими событиями, которые произошли, музыковеды имели возможность работать в разных странах мира и поддерживать между собой творческие, деловые отношения. Я думаю, со временем все это вернется.»

Среди опрошенных молодых теоретиков, которые выбрали разные направления своей деятельности, мы предлагаем ответы трёх респондентов в таблице №7:

Таблица 7:

Сведения о респондентах: Ф.И.О., выбранное направление специальности, место работы.

Надежда Андреевна Базанова

Магистрант ННГК им. М.И.Глинки, работает в ННГК им. М.И.Глинки

специалистом по связям с общественностью

Создаёт новостной, рекламный и просветительский контент, формирует и поддерживает положительный имидж учреждения, выстраивает коммуникацию со СМИ, входит в состав организаторов различных культурно-просветительских событий (конкурсы, фестивали, олимпиады и т.п.)

Иван Александрович Яшенков

Преподаватель в музыкальном колледже, зав.по учебной работе ДМШ им. М.А.Балакирева, г.Саров

Светлана Михайловна Молоткова

Преподает музыкально-теоретические дисциплины в ДМШ г.Москва.
Автор интернет-сообщества о музыкальной педагогике (платформа ВКонтакте).
Аспирант музыковед ННГК им. М.И. Глинки

1.         Почему Вы выбрали именно эту профессию?

Профессия выбрала меня по воле случая.

Люблю слушать, изучать и анализировать музыку и учить этому детей и взрослых

Когда меня спрашивают, кто я по профессии, то отвечаю «музыкант». И только затем - музыковед, пианист, педагог) мне с самого детства было близко соединение теории и практики. Я выучилась на фортепиано и теории, потому что для это самые глубокие сферы музыкальной деятельности и самые тяжелые. А я люблю изучать все фундаментально. Поэтому выбрала такой профиль. В частности, теория позволяет объяснить очень широко, о чем играешь на инструменте.

Какие Вы видите перспективы в этой профессии?

Музыковеду открыты три направления деятельности: научное, педагогическое и прикладное. Как представитель последнего могу сказать, что здесь специалисту предлагается самое широкое поле для реализации. Он может быть просветителем, критиком, журналистом, писателем, лектором, менеджером, организатором музыкального дела, сценаристом и тп

Новейшие методы в педагогике и музыковедении помогают работать с детьми и взрослыми – людьми современными с совершенно другим представлением о мире ,нежели 10-20 лет назад.

Перспективы теории широки: музыковед может быть лектором, преподавателем, ученым, методистом, критиком, журналистом, организатором мероприятий. Работа интересная и постоянно меняющаяся. Все зависит от запроса души конкретного человека, находящегося в этой среде. Я сейчас работаю как преподаватель и просветитель музыкального образования. И живу этим. Очень нравится. Долгое время теоретик - было имя называете и связанное только с наукой. Сейчас возможности многообразнее. И даже есть вероятность не просто заниматься любимым делом, а на этом выстроить неплохой заработок.

Какие виды(формы) работы Вы использовали в вашей профессиональной деятельности?

Лекции, уроки, мастер-классы, творческие встречи, организаторские формы работы (фестивальная деятельность), деловая коммуникация, режиссура, сценаристика, пред-, пост- продакшн, научно-исследовательские, экспедиционные, интервьюирование.

Применяю все известные педагогике методы

В проф. деятельности я пользуюсь в основном научным инструментарием : пишу лекции, статьи. Диссертацию. Сейчас мое желание связано с развитием этой профессиональной стороны. Работа с литературой, умение ее читать и использовать. Учить этому других.

Конечно, аналитический метод - основная форма работы.

Какие бы формы/виды вы хотели использовать, но по разным причинам не смогли?

 

Современные мультимедиа технологии, но иногда они не применимы из-за недостаточного технического оснащения образовательных учреждений.

Я бы очень хотела получить доступ во многие зарубежные иностранные библиотечные фонды, и почитать работы на немецком, Английском языке по моей тематике диссертации. Отсутствие подобного очень тормозит исследование, расстраивает, снижает мотивацию, и сужает ракурс исследования.

Какая область в вашей профессии по вашему мнению эксплуатируется недостаточно?

Страдает научное музыковедение (масса «пустых» работ). Происходит подмена в сфере прикладного музыковедения (профессионалы вытесняются любителями) 

В педагогике – организаторская, просветительская сторона; в целом в музыкальной педагогике и музыковедении – менеджмент

Мне не хватает практики журналиста или музыкального критика

Назовите наиболее ярких представителей вашей профессии на которых вы ориентируетесь?

Тамара Левая, Анатолий Цукер, Александр Маклыгин, Людмила Саввина, Вера Валькова, Светлана Савенко, Ольга Бочихина, Татьяна Бочкова, Георгий Ковалевский, Тарнапольские, Гюляра Садых-заде и тп.

Асафьев, Теплов, Гарбузов, Кабалевский, Холопова, Соколов, из современных музыковедов-психологов-лекторов: Кирнарская, Казиник и др.

ой научный руководитель, дорогая и самая любимая профессор Тамара Николаевна Левая. Она является одним из ведущих специалистов в культуре и музыке 20 века. Для меня она пример как человека, так и музыковеда , профессионала своего дела, самое важное - мне близок ее слог и стиль рассуждения. Это хорошо помогает выстраивать свой стиль научного письма

Где бы вы мечтали работать?

В министерстве Культуры РФ

В ВУЗЕ – в консерватории

В своей собственной школе. Или джазовой консерватории. Вести все скучные и сложные теоретические дисциплины так, чтобы ребята заново интересовались ими.

Какой проект вы бы хотели реализовать или поучаствовать?

Любой достойный проект.

Реализовал и участвую в циклах лекций-концертов, например «Знаменательные даты в музыке» и т.д.

Сначала диссертацию.

Потом написать свой собственный учебник для сольфеджио и методичку для молодых педагогов

Что в работе вас вдохновляет больше всего?

Общение с выдающимися учеными и деятелями культуры.

Лекционно-просветительская, концертнаяи журналистская работа

Любовь к своему делу

Расскажите о самых значимых моментах в профессии

Совместный проект с президентом консерватории Э.Б.Фертельмейстером, участие в организации всероссийских конкурсов и фестивалей (VII фестиваль «Картинки с выставки» «Открытые двери музыки», «Русская и классическая гитара» и тп) 

Участие в педагогических конкурсах ,фестивалях, конференциях, участие учеников в конкурсах, реализация концертных просветительских проектов

Встреча с моим педагогом по фортепиано Лидией Николаевной Чкаловой и поступление без экзаменов в консерваторию

Какие вы видите наиболее перспективные темы в исследованиях на сегодняшний день?

Те, что находятся на пересечении: музыковедение и (филология, социология, политика, культурология и тп). Не теряет актуальность исследование т.н. «новой музыки» и направлений её развития. Кроме того, в гуманитарных науках «традиционные» темы неисчерпаемы.

Античная музыка и музыка «неизвестного» барокко; современная академическая музыка композиторов-современников, молодых композиторов; жанры массовой музыкальной культуры; современный музыкальный театр

Вопрос сложный. Я считаю, что самое важное - говорить о тех личностях и явлениях, о которых долгое время молчали или незаслуженно забыли. Например Николай Метнер, герой моей диссертации.

А так, если к любой теме обращаются сегодня, значит она уже имеет актуальность и потенциал

Какие вы видите пути развития и перспективы для молодого музыковеда

Путь развития – полный цикл академического образования, опыт во всех направлениях (научном, педагогическом, прикладном). Опыт и наметит очертания перспектив.

Академическая музыка сегодня располагает камерной аудиторией и ещё более камерным проф.составом, нуждающимся в новых кадрах. Перспективы молодого музыковеда зависят только от его амбиций и трудоспособности.

Актуальные исследования в вышеприведённых областях, музыкальная критика и журналистика , просветительство, музыкальный менеджмент

Создание программ обмена за рубежом между учеными. Материальное спонсирование исследований в своей стране. Популяризация профессии.

 

Исходя из результатов опроса, который проводился среди студентов ГБПОУ «Арзамасский музыкальный колледж» все респонденты планируют связать свою жизнь с музыкой и поэтому имеют определённые представления о профессии.  Студенты продемонстрировали собственную точку зрения, но в тоже время, ответы на выше перечисленные вопросы оказались похожими между собой. Это говорит о близости взглядов, желании познавать новое и учиться, приобретая навыки и знания профессии.

         Мы провели анкетированный опрос студентов, учащихся в нашем колледже. Были такие вопросы:

1. Почему Вы выбрали именно эту профессию?

2. Какие Вы видите перспективы в этой профессии?

3. Какие виды (формы) работы вы использовали в вашей профессиональной деятельности?

4.Какие бы формы/виды Вы хотели использовать, но по разным причинам не смогли.

5. Какая область в вашей профессии, по Вашему мнению, эксплуатируется недостаточно?

6. Какие формы/виды Вы считаете устарелыми до такой степени, что лучше их не использовать?

7. Назовите наиболее ярких представителей вашей профессии на которых вы ориентируетесь.

8. Где бы вы мечтали бы поработать?

9. Какой проект вы бы хотели реализовать или поучаствовать?

10.Что в работе Вас вдохновляет больше всего?

11. Расскажите о самых значимых моментах в профессии (жизни)?

Для наглядного примера составлена таблица №8:

Таблица №8

Номер вопроса

Курс 1

Курс 2

Курс 3

1

Возможность самореализации, доступность, востребованность профессии

Изучение различных музыкальных процессов, желание преподавать

Работа с музыкальным материалом, аналитика, воплощение нескольких научных сфер в одной профессии

2

Культурное развитие

Журналистика, лекторство, преподавание, участие в мероприятиях

Культурное развитие, Преподавательская и журналистская деятельность

3

Исследовательская, трудовая, общественная, познавательная

 

Научно-исследовательские, профессионально-общественные

4

Художественная, спортивно-оздоровительная

Направленные на музыкальное просвещение и общение.

Научно-методические, работа с музыкальными архивами и изучение собранного материала

5

Общение с детьми, исполнительская деятельность

Творческая область

Композиторская область, музыкально-просветительская

6

Система оценок и наказаний

Такой области не существует

Такой области не существует, заучивание без понимания

7

Михаил Казиник, А.М. Варгафтик, преподаватели  колледжа: Быстрова Ю.Ю., Донцова С.Н.

С.И. Танеев, И. В. Способин

Гвидо из Ареццо, Джордж Аллен Рассел (американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик и теоретик), музыковед-исследователь, кандидат искусствоведения Валерий Сторожук, преподаватель ННГК им. Глинки доктор искусствоведения И.К. Петри

8

На севере в качестве преподавателя в колледже или школе, исследователем жизни композиторов

Преподавание в музыкальных школах, детских садах, стать журналистом, организатором, лектором

Работа в Московском государственном институте культуры, журналист на федеральном или художественном канале

9

Реформация учебной части,  исследование творчества какого-либо композитора или направления музыки

В качестве журналиста

Создать музыкальный театр или группу, участие в конкурсе «Эврика»

10

Интересные моменты профессии, перспектива творить

Просвещение молодого поколения, получение новых знаний, достижение поставленных целей

 

Способность достичь высших результатов, исследование и работа с новым материалом

11

Получение новой информации, возможность реализации своих идей

Участие во внутреннем конкурсе Колледжа «Шаг в профессию»

Первая поездка на Всероссийскую олимпиаду учащихся музыкальных училищ в ННГК им. Глинки, Умение мыслить и рассказывать, слушать и понимать

 

В результате проведенного опроса среди студентов было выявлено недостаточно полное представление о профессии теоретика. Начинающие студенты-теоретики в основном ориентируется на доступные им формы профессии: педагогика, журналистика. Перед студентами и выпускниками консерватории открываются иные перспективы: более широкие прикладные направления и более глубокие музыковедческие. Отчасти это объясняется с переездом и жизнью в большом городе с совершенно иной культурной и социальной средой. Конкуренция большого города заставляет по-новому относится к себе, своим знаниям и к профессии и стараться воспользоваться любыми возможностями для своей реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате данного исследования представления о профессии теоретика-музыковеда структурировались и сложились в ясную картину. Путем анализа, изучения литературы и проведенных опросов были установлены перспективы развития профессии в формате пространства современной действительности.

Профессия музыковед или музыкальный теоретик имеет широкое поле деятельности. Специалист может заниматься научно-исследовательской деятельностью, педагогикой, а также прикладными направлениями с самым широким полем для реализации: просветитель, критик, журналист, писатель, лектор, менеджер, организатор музыкальных проектов, сценарист.

Музыковед, как и представитель любой другой профессии включён в социум и находясь в центе культурного процесса, оказывает влияние на формирование и распространение социокультурной и этнокультурной систем общества.

Теоретик-музыковед является проводником-коммуникатором между искусством и обществом.

Выбор профессии, а точнее её направление, обусловлено различными факторами, которые можно разделить на внешние (окружение, престиж, зарплата, востребованность) и внутренние (интерес к развитию именно в этой сфере).

Опросы показали, что студенты-теоретики вовлечены в профессию и чес дальше они проходят путь профессии, тем шире открываются перед ними перспективы и значимость профессии.

 

 

 

Список литературы

1. «ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ МУЗЫКОВЕДОВ». СБОРНИК СТАТЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ XIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 09-11 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА /  [Электронный ресурс] //  Российская академия музыки имени Генесиных: [сайт]. — URL: https://gnesin-academy.ru/issledovanija-molodyh-muzykovedov-sbornik-statej-po-materialam-xiii-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-09-11-aprelja-2020-goda/.

2. «ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ МУЗЫКОВЕДОВ». СБОРНИК СТАТЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ XIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 09-11 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА /  [Электронный ресурс] // Российская академия музыки имени Гнессиных : [сайт]. — URL: https://gnesin-academy.ru/issledovanija-molodyh-muzykovedov-sbornik-statej-po-materialam-xiii-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-09-11-aprelja-2020-goda/.

3. Загребская Н. Анна Виленская / Загребская Н. [Электронный ресурс] // 24СМИ : [сайт]. — URL: https://24smi-org.turbopages.org/24smi.org/s/celebrity/209155-anna-vilenskaia.html.

4. Кабалевский Д.Б. О перестройке — с оптимизмом, но без прикрас 1/ Коммунист. — 1986. — С. 42.

5. Каган М. Эстетика как философская наука. – СПб, 1997. Лекция 17. Художественно-творческий процесс — произведение искусства — художественное восприятие. С. 283-304.

6. Катунян М. Между концертом и мультимедиа: к проблеме новой исполнительской ситуации / Катунян М. [Текст] // Искусство XX века: элита и массы. — Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2004. — С. 308.

7. Музыковед  /  [Электронный ресурс] // Проектория : [сайт]. — URL: https://proektoria.online/catalog/professions/muzykoved?ysclid=l9bobxgt1k375020024.

8. Музыковед кто это такой, чем занимается, особенности и описание профессии  /  [Электронный ресурс] // okobzor.u : [сайт]. — URL: https://okobzor.ru/professii/muzykoved/?ysclid=l9bnt3n71d590711399.

9. Музыковед / ПрофГид [Электронный ресурс] // Профгид: [сайт]. — URL: https://www.profguide.io/professions/muzykoved.html?ysclid=l96xfj40p4861890177#%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.

10. Птушко Л.А. Музыкальная журналистика: между наукой и искусством / Л. А. Птушко [Текст] // Музыка в диалоге культур и цивилизаций: сборник статей и материалов по итогам Международной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» в рамках проекта «Открытые двери музыки»/сост. Т.Б.Сиднева. — Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2021. — С. 300.

11. Птушко Л. Музыкально-прикладное искусство: функциональные связи / Птушко Л. [Текст] // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Материалы Международной научно-методической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей. — Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2008. — С. 387.

12. Социокультурные практики /  [Электронный ресурс] // Студопедия : [сайт]. — URL: https://studopedia.ru/2_35404_sotsiokulturnie-praktiki.html?ysclid=l96xtk0ojl562286801.

13. Творчество /  [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ : [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.

14. Тимофеев, Ярослав Ильич /  [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ : [сайт]. — URL: https://24smi-org.turbopages.org/24smi.org/s/celebrity/209155-anna-vilenskaia.html.