Сценическое волнение "Подготовка к концертным выступлениям"


Автор: Тарасова Елена Владимировна

Руководитель: Тарасова Елена Владимировна

Должность руководителя: Преподаватель

Место работы руководителя: МБУ ДО "Кромская ДШИ"

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Ссылка на файлообменник: elena.tarasov2016@yandex.ru

Сценическое волнение "Подготовка к концертным выступлениям"

Краткое описание работы: Методический доклад.

Методический доклад.

Сценическое волнение «Подготовка к концертным выступлениям».

 

Методический доклад
Сценическое волнение «Подготовка к концертным выступлениям».

Подготовлен: Преподавателем по классу -флейты. Тарасовой Е.В.

Россия, ПГТ Кромы

«Кромская ДШИ»
 

Хочу представить свой опыт и свою методику подготовки учащихся к концертным выступлениям, опираясь на  многолетний опыт и труд.

Работа учащегося и преподавателя над произведением, предназначенным для публики, направлена к тому, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Музыка должна звучать и звучать публично. Концертную практику должен проходить каждый учащийся на любой ступени обучения.

Проблема психологического волнения исполнителя к концертному выступлению – одна из важнейших тем в музыкально – исполнительском искусстве. Нет музыканта, который ни разу бы не испытал формы сценического волнения.

Римский – Корсаков повторял, что сценическое волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Начинающим музыкантам следует помнить: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех.  Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надежно и крепко выучено музыкальное произведение. Ощущение тревоги и беспокойства, которое испытывают некоторые учащиеся во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, чувство неуверенности возникает в результате недостаточной работы. Об этом подробнее я расскажу далее.

- Сценическое волнение – напасть концертного исполнения. Характерным признаком волнения является затуманивание сознания, где ослабевает связь между мыслью и слуховыми представлениями, движениями пальцев и рук. Исполнитель теряет самообладание, допускает неточности, забывает текст, смазывает пассажи. Сильное волнение особенно отражается на темпах, они становятся более быстрыми. Исполнение теряет качество, становится невыразительным.

Ключ, который открывает проблему волнения – это сосредоточенность. Ведь волнующийся учащийся сосредоточен на сцене – как я сижу, выгляжу, двигаю руками, все на меня смотрят – и эта оглядка как раз и отвлекает его от того, на чем должно быть сосредоточено его внимание. Все эти ненужные мысли и есть причина волнения.

 

 

 

Причин сценического волнения немало:

- волнение при публичном исполнении появляется чаще всего, когда пьеса недоучена. Появляется страх и память может подвести;

- достаточно подумать, что можешь ошибиться и действительно ошибаешься. Всем известно, что при игре движения рук и пальцев автоматизируются. Чем сильнее выражена игра на автомате, тем меньше контроль за исполнение;

- исполнение наизусть. Волнение может случиться, когда пьеса запоминалась не сознательно, а надеясь на пальцы. Надеяться на это рискованно, особенно при публичном исполнении. Всем известный факт: музыкальное произведение запоминается путем многократного повторения.

- у некоторых учащихся нервная система слабая, они уже волнуются при виде слушателей, даже если произведение выучено крепко.

Рекомендации при подготовке к концертному выступлению.

Как бороться со сценическим волнением, как готовиться к эстрадному выступлению?

Волнение можно побороть не тем, чтобы стараться не думать о себе. Нужно сосредоточиться на исполняемом произведении, на задачах художественного исполнения – вот верное средство забыть о себе.

Опытные музыканты советуют: в день концерта нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно.

Если ученик чувствует, что ему нужно позаниматься, можно поиграть упражнения или другие произведения. Если программа не готова – учить ее уже поздно.

Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это пустые разговоры, рассеивающие внимание ученика, его творческий настрой. Лучше спокойно сидеть в удобной позе, тренируя волевую выдержку.

В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о темпах разыгрывания – игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно

ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Полезнее играть гаммы или упражнения. Но разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Каждый музыкант вправе выбирать то «лекарство», которое на него оказывает положительное воздействие.

Исполнитель не должен признаваться даже самому себе, что он боится выступления. Следует повторять: «Я с нетерпением жду концерта». Если повторять

это часто вслух, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной успеха, считая ее заслуженной наградой за хорошо проделанную работу.

Главное, что молодой исполнитель должен понять, что сценическое волнение – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение, профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену, тем больше проявляется уверенность, ибо сцена – это лучшее лекарство от волнения.

«Человек – хороший музыкант не только от того, что он музыкально одарен, но и потому, что его внутренний мир богат и интересен» - говорит Фейнберг.

Музыкант должен контролировать всю свою творческую работу: работу над техникой, звуком, стилем и работу над владением собой, над верой в свои творческие силы.

На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать от начала до конца, представляя, что он играет перед комиссией. Во время исполнения приучить к любым неожиданностям, не останавливаться, играть дальше. Этот прием помогает проверить, как влияет сцена и страх на качество исполнения, выявить слабые места, которые проявляются при волнении. При повторном проигрывании волнение ослабевает и качество исполнения обычно выше. Чем чаще учащийся выступает, тем реже волнения. Для обыгрываний перед концертом годится любой слушатель: друзья, одноклассники, соседи. Можно выступить в детских садах, школах, музеях. Хорошую помощь в проведении концертов с поклонами, аплодисментами, объявлениями могут оказать заинтересованные родители. При частых выступлениях учатся справляться с волнением даже самые робкие ученики. После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать:

- когда удалось избавиться от сильного напряжения – перед выходом, во время выхода, вначале, в середине или в конце выступления;

-каким было эмоциональное состояние до, между и в паузах между исполнением;

- что отвлекало.

При регулярном обыгрывании организм ученика приучается справляться с волнением, но если перерывы между выступлениями большие, адаптации не происходит. Здесь главное, чтобы у ученика появилось ощущение игры для своих, чтобы он чувствовал, что публика доброжелательна.

Скрипач Штерн говорил: «Если хочешь чему-то научиться, не бойся ошибиться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты не хирург».

Концерт.

Существует несколько этапов достижения готовности:

- учащийся уже должен играть не отдельные части, а всю программу целиком, как на концерте;

- репетиции должны проходить с полной отдачей, со всей ответственностью;

- возможны частые проигрывания  перед публикой, слушателями как перед ответственным выступлением.

Во время промежуточной работы между репетициями необходимо:

- пробовать играть мысленно, затем на инструменте;

- применять игру отдельных частей медленно и очень медленно.

В последний день перед концертом лучше играть медленно и меньше; не следует переутомлять ни рук, ни головы, спать лечь пораньше, выспаться. Можно играть в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции, почитать с листа, посмотреть играемое произведение по нотам. Некоторое количество времени уделить мысленной работе с нотами в руках. В день концерта полезно поиграть в медленном темпе, спокойно, без эмоций всю программу. Перед концертом педагогу не следует давать последние наставления. У ученика своя психика, он настраивается по-своему, и советы могут вызвать скованность, неуверенность. Полезно помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу. В последние минуты перед выходом на сцену следует избегать панических проигрываний.

Перед выходом обязательно нужно разыграться для разминки мышц и исполнительского аппарата. Так организм входит в состояние «боевой готовности». Но необходимо также помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену ведет к трате нервной энергии.

Выходя на сцену, нужно сделать несколько вдохов и выдохов. Так сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие. Важно приспособиться к инструменту. Выступление можно загубить низким или высоким стулом, т. к. этот связано с привычками. Важно и освещение: затемнение клавиш, так же как и бьющий свет в глаза не очень удобны. Обувь и одежда не должны стеснять движения. Выходить на сцену нужно не торопясь. Ведь хорошая осанка – это глубокое дыхание, лучшее самочувствие, уверенность в себе.

Для снятия стресса можно съесть 2-3 кусочка сахара, запив теплым, слабым чаем или водой. Употребление сахара уменьшает ощущение ватности ног, дрожание рук, а вот использование успокоительных средств обрекает на неэмоциональную, вялую игру. Перед тем, как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя. Так начать в нужном темпе и характере легче.

И вот настал ответственный момент. Слушатели пришли на концерт слушать музыку, а не для того, чтобы найти ошибки. С появлением на сцене исполнителя на него устремляются все взоры.

Во время концерта могут появиться неожиданности, случайности. Важно научиться не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Один из музыкантов сказал, «Музыканту не грех кое-где ошибиться, иначе слушатели не заметят, насколько трудна пьеса».

На сцене может случиться, что исполнитель запутался и не знает, что играть дальше. Эти моменты – серьезный экзамен для психики, нервов. Здесь важно не растеряться. Исполнителю важно быть в образе на протяжении всего концерта. Вести надо себя естественно, собрано, но не скованно, свободно, но не развязно. Ненужно разглядывать публику в зале.

Концерт окончен. Это было серьезное для исполнителя достижение, этап в совершенствовании артиста. После концерта полезно детально разобрать исполнение, вспомнить, что удалось, а где произошла неудача, постараться выявить причины срывов.

Основное состояние, которое должно сопутствовать артисту после каждого концерта – это ощущение не успокоенности, жажда последовательных занятий, потребность в разучивании новых произведений, стремление к достижению новых вершин.

В заключение хочется высказать, «Выступления достаются кропотливой и систематической работой». Но творческая радость от публичного выступления оправдывает труды и все волнения.

Список используемой литературы:

Щетинина. Сценическое волнение и методы его преодоления
Сгибнева. Проблема сценического волнения
Сиверцева. Проблема преодоления сценического волнения
Кузнецова. Причины возникновения сценического волнения и способы его преодоления
Проблема сценического волнения у музыкантов-исполнителе